Предполагаемые личностные и метапредметные результаты:
овладение навыками смыслового чтения текста в соответствии с целью и задачами;
формирование умения излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
развитие навыков сотрудничества;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
Оборудование:
презентация к уроку;
выставка книг В.Ю. Драгунского;
толковый словарь;
учебник для 2 класса: Климанова, Горецкий, Виноградская «Литературное чтение»;
карточки для литературной разминки;
карточки с заданиями по группам;
карточки с пунктами плана к тексту;
карточки с опорными словами к тексту;
декорации к инсценировке (стол, стулья, тарелка, ложка, соль, сахар, баночка с хреном, фартук для мамы, шляпа для потерпевшего, фуражка полицейского).
ХОД УРОКА.
1.Орг.момент (дети стоят).
Рано утром я встаю, бога я благодарю,
Солнцу, ветру улыбаюсь
И при этом не стесняясь,
Слово «здравствуй» говорю,
С кем встречаюсь по утру.
Всем здоровья я желаю,
Никого не обижаю.
Хватит места на земле
Людям всем, животным, мне.
Чтоб земля моя цвела,
Я желаю всем добра.
2. Литературная разминка.
Работа в парах:
- В таблице буквы, посмотрите очень внимательно, зачеркните одинаковые буквы, найдите неповторяющиеся и сложите из них фамилию.
- Какая фамилия у вас получилась?
Д
Б
Р
А
В
Г
Е
У
Н
Ж
С
З
Е
К
В
И
Ж
З
Й
Б
Драгунский
3.Вызов.
- С какими произведениями этого автора вы знакомы?
-Что объединяет эти произведения?
(У В.Ю. Драгунского много произведений о детях и для детей.)
- Из сборника «Денискины рассказы» в нашем учебнике поместили рассказ с необычным названием. Прочитайте это название и скажите тему урока. («Тайное становится явным»).
- Что такое тайна?
Тайна 1. Нечто неразгаданное, ещё не познанное.
2.Нечто скрываемое от других, известное не всем, секрет.
3. Скрытая причина чего-нибудь.
Тайный– составляющий тайну для других, не известный другим, не явный, не открытый.
- Как вы понимаете слово «явным»?
Явным – (известным, всем доступным, очевидным, видимым).
Кто – нибудь слышали слова «Тайное становится явным» в жизненной обстановке?
- О чём пойдёт речь в рассказе?
Поставьте перед собой цель на урок.
Прежде, чем начать знакомство с рассказом, давайте разберём некоторые слова, которые встретятся в рассказе.
Где можно найти значение непонятных слов? ( в словаре, В Интернете, спросить у гостей).
1 ряд – «Грановитая палата» (из Интернета).
Памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из древнейших зданий Москвы. В Грановитой палате на протяжении столетий отмечались многие крупные события в жизни Русского государства, она являлась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, торжественно объявляли наследников русского престола.
2 ряд – Какого человека называют интеллигентным? ( спросите у гостей).
Это человек, обладающий большой внутренней культурой, то есть человек, обладающий образованием и специальными знаниями в различных областях науки, техники и культуры.
3 ряд – клевета ( из толкового словаря)
Порочащая информация или распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. Синонимы: ложь, враньё, выдумка, наговор.
1.прослушивание 1 части рассказа «Тайное становится явным» по грамзаписи до слов: И мама ушла на кухню.
Что однажды услышал Денис от мамы, и как мама объяснила свои слова?
Как мама уговаривала Дениску есть кашу?
Почему Дениска не хотел есть кашу?
Обрадовался ли мальчик, когда услышал предложение мамы?
Что может произойти дальше?
Чтение второй части (перед чтением вопрос: Что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? Отмечаем простым карандашом.
Чем по вашему закончится рассказ?
Чтение третьей части. По окончании чтения ответьте на вопрос: Почему Дениска понял, что в Кремль он не пойдёт?
Работа в группах.
Каждая группа повторно читает рассказ В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным» и выполняет своё задание:
Первая группа – составляет (последовательно выстраивает) план (карточки даны вразброс)
- Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». На отдельной карточке – один пункт плана. Карточки «рассыпались», и следовательно, пункты плана перепутались. Перечитайте рассказ и разберитесь в последовательности нашего плана.
План:
КАРТОЧКИ
1. Денис задумался над словами «Тайное становится явным».
2. Завтрак.
3. Предложение мамы.
4. Мучения с кашей и избавление от неё.
5. Возмущённый милиционер.
6. Пострадавший дяденька.
7. Рассерженная мама.
8. Урок на всю жизнь.
Вторая группа - выбирает из предложенных на карточках слов – опорные. На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.
- Обсудите в группе, какие опорные слова подходят к нашему тексту.
- Представьте себя учителями. Прочитайте рассказ в своей группе по цепочке и придумайте вопросы по содержанию текста.
Четвёртая группа - представляет театрализацию рассказа.
- Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке ваша группа готовит инсценировку рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Роли вы распределяете самостоятельно.
- Итак, все получили задания. Работайте в группах. Через 10 минут каждая группа представит результаты своей творческой деятельности.
Защита группами своих позиций, презентация своей работы.
- Ребята, сейчас каждая группа представит свой общий учебный продукт.
первая команда выстраивает план (карточки), остальные учащиеся проверяют соответствие плана содержанию текста, определяют границы каждой части;
вторая параллельно - выставляет опорные слова на карточках в соответствии с пунктами плана, остальные учащиеся проверяют соответствие опорных слов содержанию каждой части;
третья команда задаёт вопросы по тексту (можно дополнительно обратиться к учебнику. Отвечают на вопросы другие команды.
четвёртая команда демонстрирует, как бы всё это выглядело в театре (инсценировка рассказа).
5. Рефлексия.
Жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, но и мы читаем произведения, которые учат нас правильно поступать в той или иной ситуации.
Какое ценное значение вы получили на этом уроке? (не всегда весело тому, над кем смеются).
Для чего В.Драгунский написал этот рассакз? (учит быть честным, правдивым, добрым, благородным, порядочным. Это всё необходимо каждому человеку в жизни).
Закончите одно из предложений (со слайда)
- Сегодня на уроке было интересно…
- Я сделал(а) вывод , что …
- Мне захотелось …
6. Домашнее задание.
Какое домашнее задание вы бы предложили своим одноклассникам?
1. Пересказ рассказа по плану.
2. Пересказ текста от имени главного героя – Дениски.
3.Ответить на вопросы после текста в учебнике.
3. Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку.
7. Оценки.
И напоследок, положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.
I группа – Составление плана к рассказу.
- Ребята, на карточках записаны пункты плана к рассказу В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Карточки «рассыпались», и, следовательно, пункты плана перепутались.
1. Денис задумался над словами «Тайное становится явным».
2. Завтрак.
3. Предложение мамы.
4. Мучения с кашей и избавление от неё.
5. Возмущённый милиционер.
6. Пострадавший дяденька.
7. Рассерженная мама.
8. Урок на всю жизнь.
II группа - Выбрать из предложенных на карточках слов – опорные.
На отдельной карточке – одно слово или словосочетание.
- Дети, а вы бывали в театре? Конечно, все мы любим смотреть театральные постановки! И вот на этом уроке ваша группа готовит инсценировку рассказа В.Ю. Драгунского «Тайное становится явным». Роли вы распределяете самостоятельно.