kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.Бианки.Музыкант

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке был использован метод технологии критического мышления.Цель урока: совершенствование навыка чтения, умение анализировать произведение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.Бианки.Музыкант»





Государственное учреждение образования «Средняя школа №40 г.Могилева»











План-конспект урока: В.Бианки. «Музыкант»













Учитель начальных классов:

Махунова О.Л.





















2016-2017 уч.год







Тема: В.Бианки. «Музыкант»

Цель: совершенствование навыка чтения, умение анализировать произведение.

Задачи: формировать умение определять тему рассказа, выявлять основных героев, формировать навык выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос, совершенствовать навык чтения молча, развивать речь, внимание, память, читательский интерес, воображение, воспитывать бережное отношение к природе, видеть в ней красоту и гармонию.

Оборудование: интерактивная доска, портрет В.В.Бианки, индивидуальные карточки для теста «Да- нет», карточки с пословицами, кубик Блума, разрезанная иллюстрация к рассказу, энциклопедия о животных, толковый словарь.

Ход урока

1.Организационный момент. (Цель: создание благоприятного психологического настроя учащихся на работу.) Слайд 1-пустой

Здравствуйте, мои друзья!

Не стесняйтесь, присмотритесь,

Если нравлюсь – улыбнитесь.

Теперь друг к другу повернитесь

И тоже мило улыбнитесь.

- Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него всё хорошо, настроение хорошее.)

-Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам , чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

- Я думаю, что урок пойдёт вам впрок. Что значит впрок? (На пользу).

-Назовите на каждый звук слова впрок, слова обозначающие действия, которые мы будем осуществлять на уроке?

в- вдумываться, выразительно читать…



п- повторять, продолжить знакомство с творчеством В.В.Бианки…

р- рассуждать, рассказывать…

о- отвечать…

к- красиво говорить…

2.Проверка домашнего задания. (Цель: повторение пройденного материала.)



А) Индивидуальная работа

-Дома вы знакомились со статьёй о Виталии Валентиновиче Бианки. Внимательные ли вы читатели? Выясним это сейчас с помощью игры «Да-нет». Внимательно слушаем вопросы и записываем на каточках «да» или «нет». Слайд 2.

-Верите ли вы, что отец писателя работал в зоологическом музее?(Да.)

-Верите ли вы, что мать писателя научила его любить природу? (Нет.)

-Верите ли вы, что дома в семье В.Бианки от пола до потолка стояли клетки с птицами? (Да.)

-Верите ли вы, что каждое лето Виталий с семьёй куда –либо выезжали?(Да.)

-Верите ли вы, что Бианки написал 10 сказок, рассказов и повестей? (Нет.)

-Верите ли вы, что литературное творчество писателя составляет 35 лет?(Да.)

-Верите ли вы ,что книги писателя учат только наблюдать? (Нет.)

Б)Самопроверка.

-Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. (Учащиеся сверяют ответы, которые записаны на интерактивной доске.)

- Встаньте те учащиеся, у которых задание выполнено без ошибок. Молодцы! 10 баллов.



-А теперь встаньте те, у кого 1 ошибка, 2 ошибки, 3 ошибки. Если вы будете активно работать на уроке, то сможете повысить свою отметку.

В.Индивидуальный опрос.

- К уроку Настя и Полина подготовили сообщения о творчестве В.В.Бианки. Давайте послушаем девочек. Слайд 3.

1 сообщение.

Биолог, исследователь и следопыт, страстный охотник, В.В.Бианки писал сказки, рассказы, повести о жизни животных, охоте, природе.

Родился он в Петербурге, в семье учёного-биолога. С детства любил природу. Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, объяснял

ему каждую птицу и зверушку по имени, отчеству и фамилии. На всю последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне. С детства отец приучал его записывать в тетради всё интересное. Нередко путешествовавший с ним брат Анатолий делал фотоснимки. Так накапливался материал для будущих книг.

2 сообщение.

В литературу В.Бианки привёл Самуил Маршак. Его первая сказка «Путешествие красноголового воробья» обратила на себя внимание читателей и вдохновила автора на создание новых сказок и книг для детей младшего школьного возраста. Начиная с 1923 года выходят отдельными книгами «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и другие произведения, принёсшие писателю известность.

Успех принесла Бианки радиопередача «Вести из леса», продолжавшаяся много лет и очень полюбившаяся слушателям, над которой он работал вместе со своими учениками.

-Что нового вы ещё узнали ?

Г)Взаимооценка.



-Оцените сообщения ребят.

3.Дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевая разминка. (Цель: развитие беглости чтения, правильности и выразительности.) Слайд 4-пустой

А. Упражнение «Свеча» (дыхательная гимнастика)

-Представьте, что перед вами свеча. Сделайте вдох, задержите дыхание, затем медленно и плавно подуйте на воображаемую свечу. Следите за тем, чтобы вдох был ровным, ведь пламя свечи может погаснуть.

Б. Упражнение «Построй заборчик» ( артикуляционная гимнастика)

- Ваши губы в улыбке, зубы сжаты и образуют «забор». Старайтесь как можно дольше произнести звук [и].

В.Речевая разминка Слайд 5

- Прочитайте четверостишье так, как того требует запись на доске.

Книга в трудностях поможет Медленно и тихо.

И всегда нам даст совет, Быстро.

Ваши знания умножит, Громко.

На вопросы даст ответ. С ударением на каждое слово.

- А ведь книга – самое удивительное чудо на свете. Ведь чтение- это не тяжёлый труд, а захватывающее увлечение. Мне хочется, чтобы вы полюбили книги ещё и замечательного писателя- Виталия Валентиновича Бианки.

4. Введение в тему. (Цель: совершенствование навыка чтения)

Работа в парах. Игра «Собери слово» Слайд 6

- Составив буквы по высоте, вы узнаете название произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться.







т ы М к з а У н- Молодцы! Итак, произведение называется музыкант. А о каком животном будет идти речь в рассказе, вы узнаете, если выполните следующее задание. Слайд 7

- У вас на столах лежат карточки разного цвета. На них записаны одно или два слова: у кого-то голубым цветом, у кого-то жёлтым, оранжевым и зелёным. А теперь объединитесь в группы по цветам. Соберите из своих карточек пословицы. Приготовьтесь прочесть их вслух и объяснить смысл. 1группа. У медведя девять песен и все про мёд. (Голубой цвет)

2 группа. Медведь неуклюж, да дюж. (Жёлтый цвет)

3 группа. Не храбрись, идя на медведя, а храбрись при медведе. (Оранжевый цвет)

4 группа. Медведя бояться, так ягод не видать. (Зелёный цвет)

- Я согласна с вашими объяснениями, ребята. А ведь медведь - удивительное животное. Одной из самых известных писательских работ Бианки является «Лесная школа», где он увлекательно пишет о жизни в лесу. И сегодня на уроке, если вы будете работать активно и дружно, то узнаете интересные сведения о медведях.

5. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы познакомимся с рассказом В.Бианки «Музыкант». Слайд 8

Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Продолжить знакомство с творчеством В.В.Бианки, познакомиться с его произведением «Музыкант», учиться правильно, выразительно его читать и анализировать.)





6.Подготовка к восприятию произведения. (Цель: умение прогнозировать содержание рассказа).

а) прогноз

- Спрогнозируйте содержание рассказа по его заглавию.

- Легко ли быть музыкантом?

-Могут ли звери быть музыкантами? Если да, то приведите пример.

Физкультминутка

7. Работа с текстом

а) лексическая работа (Цель: формировать умение употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением. Раскрытие значение непонятных слов, которые могут затруднить понимание текста.).

- В рассказе вам встретятся слова «медвежатник», «завалинка». Где можем узнать значение этих слов? (В толковом словаре). Слайд 9,10

Медвежатник- охотник на медведей.

Завалинка- невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.

б) чтение рассказа учителем. (Цель: организация непосредственного, целостного восприятия текста). Слайд 11-пустой

в) выявление первичного эмоционального восприятия. (Цель: обмен впечатлениями по поводу прочитанного, проверить ранее высказанные предположения).

- Оправдался ли ваш прогноз?

-Чем интересен рассказ?

-А какой момент вам особенно понравился?

г) чтение рассказа учащимися. Самостоятельная работа. Приём «Работа с вопросником» (Цель: понимание фактического содержания, адекватное



восприятие героев, выяснение мотивов поступков, характерных черт героев, отношения автора к ним.

-Сейчас вы прочитаете самостоятельно рассказ. Вам предлагается ряд вопросов к тексту, на которые вы должны найти ответы. Будьте очень внимательны. Слайд 12

1. Какая мечта была у старика?

2.Как он её осуществлял?

3.Куда пошёл старик и что увидел?

4. Как воспринял увиденное старый охотник?

д) работа в группах (Цель: развитие критического мышления). Слайд 13-пустой

- А сейчас вам предлагается самим составить вопросы к тексту. А поможет нам в этом кубик Блума.

Почему?

Назови.

Предложи.

Придумай.

Поделись.

е) Ролевая игра «Учитель» (Цель: умение слушать, развитие связной речи)

-Правильно ли, на ваш взгляд, поступил охотник? Слайд 14 Ответьте на вопрос по схеме:

Я считаю, что охотник поступил правильно.

Потому что медведь был такой же музыкант, как и он сам.

Я могу это доказать строками из текста (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я)

Исходя из этого, я делаю вывод о том, что любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.



-Ребята, кто по-вашему главное действующее лицо нашего рассказа?

- Верно, ребята! Главное действующее лицо – старик-охотник, не медведь! С ним связаны все события рассказа и с ним связана основная мысль рассказа

-Дайте характеристику главному герою? Подберите слова, которые наиболее подходят для описания медвежатника. Слайд 15

бездушный безжалостный бессердечный

благородный великодушный восприимчивый

добрый жалостливый злой

мудрый человечный

Слайд 16-пустой

-Представьте себя в роли учителя. Вам надо рассказать первоклассникам этот рассказ.

-Справились ли ребята с ролью учителя? Оцените их пересказы.

-О чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?

(Надо беречь животных, природу!!!) Слайд 17

-Давайте посмотрим на этого могучего красивого зверя. Оказывается медведи, как и люди, могут быть неравнодушны к музыке. Мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.

8. Закрепление изученного.

-Продолжим нашу работу в творческих группах.

«Литераторы»- сочинить синквейн про охотника или медведя.

Медвежатник.



Внимательный, благородный

Играет, выслеживает, отпускает.

Охотник, который не убивает.

Старик.

«Художники»- вспомните , каким показан медведь в рассказе. Восстановите разрезанную иллюстрацию к рассказу «Музыкант».

«Исследователи»- подобрать пословицы, которые бы подходили к рассказу.

Жизнь дана на добрые дела.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Доброе слово дороже богатства.

Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

«Любознательные»- прочитайте дополнительный материал про медведя. Расскажите интересные факты из его жизни.

9. Итог урока.

-Какова главная мысль рассказа? (Человек в ответе за всё живое на земле, он не должен разрушать ту гармонию, которая царила и будет царить в природе).

-Что хотел сказать автор?( Нельзя убивать животных).

-А почему нельзя убивать животных, а надо их беречь? ( Они похожи на людей, животные могут создавать музыку).

-Какова была цель нашего урока?

-Достигнута ли цель урока?

Тест. Слайд 18

-У вас на столах текст с пропущенными словами. Восстановите его.





Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит:

-Я сейчас видел медведя в лесу.

Старик пошёл в лес. В лесу он увидел медведя, который играл на щепке. Старик не стал в него стрелять.

-Давайте проверим. (Учащиеся сверяют свои ответы с доской).

-Встаньте те, у кого нет ошибок. Молодцы!

10.Домашнее задание. Слайд 19

- Чтение по ролям.

-Пересказ.

-Выразительное чтение и ответы на вопросы после текста.

Слайд 20

11. Рефлексия

На столах у вас лежат магниты. Подойдите и прикрепите свой магнит напротив того высказывания, которое вам подходит.

Урок полезен

Всё понятно.



Лишь кое-что

Чуть-чуть неясно.



Ещё придётся

Потрудиться.



Да, трудно

Всё-таки учиться.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
В.Бианки.Музыкант

Автор: Махунова Ольга Леонидовна

Дата: 04.11.2017

Номер свидетельства: 436792


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства