Задачи: формировать умение определять тему рассказа, выявлять основных героев, формировать навык выделять в тексте фрагменты, нужные для ответа на вопрос, совершенствовать навык чтения молча, развивать речь, внимание, память, читательский интерес, воображение, воспитывать бережное отношение к природе, видеть в ней красоту и гармонию.
Оборудование: интерактивная доска, портрет В.В.Бианки, индивидуальные карточки для теста «Да- нет», карточки с пословицами, кубик Блума, разрезанная иллюстрация к рассказу, энциклопедия о животных, толковый словарь.
Ход урока
1.Организационный момент. (Цель: создание благоприятного психологического настроя учащихся на работу.) Слайд 1-пустой
Здравствуйте, мои друзья!
Не стесняйтесь, присмотритесь,
Если нравлюсь – улыбнитесь.
Теперь друг к другу повернитесь
И тоже мило улыбнитесь.
- Когда человеку хочется улыбаться? (Когда у него всё хорошо, настроение хорошее.)
-Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам , чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
- Я думаю, что урок пойдёт вам впрок. Что значит впрок? (На пользу).
-Назовите на каждый звук слова впрок, слова обозначающие действия, которые мы будем осуществлять на уроке?
в- вдумываться, выразительно читать…
п- повторять, продолжить знакомство с творчеством В.В.Бианки…
-Дома вы знакомились со статьёй о Виталии Валентиновиче Бианки. Внимательные ли вы читатели? Выясним это сейчас с помощью игры «Да-нет». Внимательно слушаем вопросы и записываем на каточках «да» или «нет». Слайд 2.
-Верите ли вы, что отец писателя работал в зоологическом музее?(Да.)
-Верите ли вы, что мать писателя научила его любить природу? (Нет.)
-Верите ли вы, что дома в семье В.Бианки от пола до потолка стояли клетки с птицами? (Да.)
-Верите ли вы, что каждое лето Виталий с семьёй куда –либо выезжали?(Да.)
-Верите ли вы, что Бианки написал 10 сказок, рассказов и повестей? (Нет.)
-Верите ли вы, что литературное творчество писателя составляет 35 лет?(Да.)
-Верите ли вы ,что книги писателя учат только наблюдать? (Нет.)
Б)Самопроверка.
-Поменяйтесь карточками и проверьте друг друга. (Учащиеся сверяют ответы, которые записаны на интерактивной доске.)
- Встаньте те учащиеся, у которых задание выполнено без ошибок. Молодцы! 10 баллов.
-А теперь встаньте те, у кого 1 ошибка, 2 ошибки, 3 ошибки. Если вы будете активно работать на уроке, то сможете повысить свою отметку.
В.Индивидуальный опрос.
- К уроку Настя и Полина подготовили сообщения о творчестве В.В.Бианки. Давайте послушаем девочек. Слайд 3.
1 сообщение.
Биолог, исследователь и следопыт, страстный охотник, В.В.Бианки писал сказки, рассказы, повести о жизни животных, охоте, природе.
Родился он в Петербурге, в семье учёного-биолога. С детства любил природу. Отец постоянно брал с собой в лес маленького Виталия, объяснял
ему каждую птицу и зверушку по имени, отчеству и фамилии. На всю последующую жизнь Бианки сохранил традицию проводить лето на природе, в деревне. С детства отец приучал его записывать в тетради всё интересное. Нередко путешествовавший с ним брат Анатолий делал фотоснимки. Так накапливался материал для будущих книг.
2 сообщение.
В литературу В.Бианки привёл Самуил Маршак. Его первая сказка «Путешествие красноголового воробья» обратила на себя внимание читателей и вдохновила автора на создание новых сказок и книг для детей младшего школьного возраста. Начиная с 1923 года выходят отдельными книгами «Лесные домишки», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и другие произведения, принёсшие писателю известность.
Успех принесла Бианки радиопередача «Вести из леса», продолжавшаяся много лет и очень полюбившаяся слушателям, над которой он работал вместе со своими учениками.
-Что нового вы ещё узнали ?
Г)Взаимооценка.
-Оцените сообщения ребят.
3.Дыхательная, артикуляционная гимнастика, речевая разминка. (Цель: развитие беглости чтения, правильности и выразительности.) Слайд 4-пустой
А. Упражнение «Свеча» (дыхательная гимнастика)
-Представьте, что перед вами свеча. Сделайте вдох, задержите дыхание, затем медленно и плавно подуйте на воображаемую свечу. Следите за тем, чтобы вдох был ровным, ведь пламя свечи может погаснуть.
Б. Упражнение «Построй заборчик» ( артикуляционная гимнастика)
- Ваши губы в улыбке, зубы сжаты и образуют «забор». Старайтесь как можно дольше произнести звук [и].
В.Речевая разминка Слайд 5
- Прочитайте четверостишье так, как того требует запись на доске.
Книга в трудностях поможет Медленно и тихо.
И всегда нам даст совет, Быстро.
Ваши знания умножит, Громко.
На вопросы даст ответ. С ударением на каждое слово.
- А ведь книга – самое удивительное чудо на свете. Ведь чтение- это не тяжёлый труд, а захватывающее увлечение. Мне хочется, чтобы вы полюбили книги ещё и замечательного писателя- Виталия Валентиновича Бианки.
4. Введение в тему. (Цель: совершенствование навыка чтения)
Работа в парах. Игра «Собери слово» Слайд 6
- Составив буквы по высоте, вы узнаете название произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться.
т ы М к з а У н- Молодцы! Итак, произведение называется музыкант. А о каком животном будет идти речь в рассказе, вы узнаете, если выполните следующее задание. Слайд 7
- У вас на столах лежат карточки разного цвета. На них записаны одно или два слова: у кого-то голубым цветом, у кого-то жёлтым, оранжевым и зелёным. А теперь объединитесь в группы по цветам. Соберите из своих карточек пословицы. Приготовьтесь прочесть их вслух и объяснить смысл. 1группа. У медведя девять песен и все про мёд. (Голубой цвет)
2 группа. Медведь неуклюж, да дюж. (Жёлтый цвет)
3 группа. Не храбрись, идя на медведя, а храбрись при медведе. (Оранжевый цвет)
4 группа. Медведя бояться, так ягод не видать. (Зелёный цвет)
- Я согласна с вашими объяснениями, ребята. А ведь медведь - удивительное животное. Одной из самых известных писательских работ Бианки является «Лесная школа», где он увлекательно пишет о жизни в лесу. И сегодня на уроке, если вы будете работать активно и дружно, то узнаете интересные сведения о медведях.
5. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы познакомимся с рассказом В.Бианки «Музыкант». Слайд 8
Какую цель поставим перед собой на уроке? ( Продолжить знакомство с творчеством В.В.Бианки, познакомиться с его произведением «Музыкант», учиться правильно, выразительно его читать и анализировать.)
6.Подготовка к восприятию произведения. (Цель: умение прогнозировать содержание рассказа).
а) прогноз
- Спрогнозируйте содержание рассказа по его заглавию.
- Легко ли быть музыкантом?
-Могут ли звери быть музыкантами? Если да, то приведите пример.
Физкультминутка
7. Работа с текстом
а) лексическая работа (Цель: формировать умение употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением. Раскрытие значение непонятных слов, которые могут затруднить понимание текста.).
- В рассказе вам встретятся слова «медвежатник», «завалинка». Где можем узнать значение этих слов? (В толковом словаре). Слайд 9,10
Медвежатник- охотник на медведей.
Завалинка- невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.
восприятие героев, выяснение мотивов поступков, характерных черт героев, отношения автора к ним.
-Сейчас вы прочитаете самостоятельно рассказ. Вам предлагается ряд вопросов к тексту, на которые вы должны найти ответы. Будьте очень внимательны. Слайд 12
1. Какая мечта была у старика?
2.Как он её осуществлял?
3.Куда пошёл старик и что увидел?
4. Как воспринял увиденное старый охотник?
д) работа в группах (Цель: развитие критического мышления). Слайд 13-пустой
- А сейчас вам предлагается самим составить вопросы к тексту. А поможет нам в этом кубик Блума.
Почему?
Назови.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
е) Ролевая игра «Учитель» (Цель: умение слушать, развитие связной речи)
-Правильно ли, на ваш взгляд, поступил охотник? Слайд 14 Ответьте на вопрос по схеме:
Я считаю, что охотник поступил правильно.
Потому что медведь был такой же музыкант, как и он сам.
Я могу это доказать строками из текста(Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я)
Исходя из этого, я делаю вывод о том, что любовь к прекрасному, музыке спасла жизнь дикому зверю – медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не способен совершить плохой поступок.
-Ребята, кто по-вашему главное действующее лицо нашего рассказа?
- Верно, ребята! Главное действующее лицо – старик-охотник, не медведь! С ним связаны все события рассказа и с ним связана основная мысль рассказа
-Дайте характеристику главному герою? Подберите слова, которые наиболее подходят для описания медвежатника. Слайд 15
бездушный безжалостный бессердечный
благородный великодушный восприимчивый
добрый жалостливый злой
мудрый человечный
Слайд 16-пустой
-Представьте себя в роли учителя. Вам надо рассказать первоклассникам этот рассказ.
-Справились ли ребята с ролью учителя? Оцените их пересказы.
-О чем стоит нам задуматься после прочтения этого произведения?
(Надо беречь животных, природу!!!) Слайд 17
-Давайте посмотрим на этого могучего красивого зверя. Оказывается медведи, как и люди, могут быть неравнодушны к музыке. Мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково. Охотник понял это. Мы будем надеяться, что и все охотники когда-нибудь придут в лес, чтобы послушать пение птиц, шум ручья, понаблюдать за удивительной жизнью животных и забудут о своих ружьях.
8. Закрепление изученного.
-Продолжим нашу работу в творческих группах.
«Литераторы»- сочинить синквейн про охотника или медведя.
Медвежатник.
Внимательный, благородный
Играет, выслеживает, отпускает.
Охотник, который не убивает.
Старик.
«Художники»- вспомните , каким показан медведь в рассказе. Восстановите разрезанную иллюстрацию к рассказу «Музыкант».
«Исследователи»- подобрать пословицы, которые бы подходили к рассказу.
Жизнь дана на добрые дела.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброе слово дороже богатства.
Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
«Любознательные»- прочитайте дополнительный материал про медведя. Расскажите интересные факты из его жизни.
9. Итог урока.
-Какова главная мысль рассказа? (Человек в ответе за всё живое на земле, он не должен разрушать ту гармонию, которая царила и будет царить в природе).
-Что хотел сказать автор?( Нельзя убивать животных).
-А почему нельзя убивать животных, а надо их беречь? ( Они похожи на людей, животные могут создавать музыку).
-Какова была цель нашего урока?
-Достигнута ли цель урока?
Тест. Слайд 18
-У вас на столах текст с пропущенными словами. Восстановите его.
Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит:
-Я сейчас видел медведя в лесу.
Старик пошёл в лес. В лесу он увидел медведя, который играл на щепке. Старик не стал в него стрелять.
-Давайте проверим. (Учащиеся сверяют свои ответы с доской).
-Встаньте те, у кого нет ошибок. Молодцы!
10.Домашнее задание. Слайд 19
- Чтение по ролям.
-Пересказ.
-Выразительное чтение и ответы на вопросы после текста.
Слайд 20
11. Рефлексия
На столах у вас лежат магниты. Подойдите и прикрепите свой магнит напротив того высказывания, которое вам подходит.