Тема | Наш театр. В.Бианки. Лесной колобок – колючий бок. Инсценирование. |
Цель | Познакомиться с произведением В.Бианки и подготовиться к инсценированию сказки. |
Тип | Урок чтения и осмысления произведения с использованием технологии продуктивного чтения (ТПЧ) |
Форма урока | Урок - театрализация |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Ориентироваться в учебнике находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую; выразительно читать сказку. Уметь определять авторскую принадлежность произведения; выделять признаки сказки (жили-были, повторы); сравнивать народную сказку с авторской с похожим сюжетом. | познавательные: учащиеся получат возможность оперировать информацией, полученной из разных источников в соответствии с поставленной учебной задачей; строить логические рассуждения при анализе собственного выбора средств выразительности коммуникативные: обучающиеся получат возможность высказывать своё мнение, сотрудничать с одноклассниками и учителями, осуществлять самооценку и взаимоконтроль; регулятивные: обучающиеся получат возможность учиться работать по намеченному плану в соответствии с поставленной задачей | эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам |
Основные понятия | Театр, театральные звонки, инсценирование, жанр, авторская сказка |
Организация пространства |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы |
окружающий мир (повадки животных) | фронтальная, индивидуальная, групповая | Учебник Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий Литературное чтение, 2 класс; Маски сказочных героев (ёжика, лисы, медведя, волка, деда, бабки, колобка); Мультимедийная презентация к уроку; Музыкальное послание (песенка Колобка); рассказ ежа в записи; Музыкальная физминутка; Видеозапись сказки; Картинки с изображением животных из русской народной сказки «Колобок» и «Лесной колобок – колючий бок»; Изображение театра на доске; Карточки с качествами характера сказочных героев русской народной сказки; Карточки для работы в группах и самоконтроля; Книги В. Бианки и его портрет. |
Технология проведения урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся. Формируемые УУД |
Организационный момент |
Слайд 1. Заставка Сегодня у нас на уроке много гостей. Поприветствуем их улыбками. Чтобы нашим гостям было приятно у нас находиться, постараемся работать дружно и показать наши знания по литературному чтению. Слайд 2. Девиз А начнём наш урок с девиза: *работаем – быстро *отвечаем – точно *читаем – выразительно *слушаем – внимательно | Личностные УУД Дети поворачиваются к гостям и улыбаются им. Хором читают девиз. |
Мотивация к деятельности. Тема, задачи и план урока. | |
Определим тему нашего урока, поставим задачи и примем план действий на уроке. Ребята, сейчас прозвенел звонок, куда он пригласил нас? (звонок пригласил нас на урок) А теперь послушайте другой звонок (звонок на спектакль) Где звучит звонок три раза, с определённым интервалом? (в театре) О чём он говорит? Хотели бы вы сейчас оказаться в театре? (конечно) Ваше желание исполнилось. У нас сегодня театральный урок (открыть на доске театр). Согласны ли вы с тем, что действие в нашем театре будет происходить на море? (нет, декорация леса) Мы продолжаем серию уроков по теме: «Наш театр». Итак, тема урока «Наш театр» (поместить на доску тему). Что же мы будем представлять, инсценировать в нашем театре? Узнаем писателя, по произведению которого поставим спектакль. Слайд 4. Работа в группах: составляем обложки книг (мозаика), читаем - «В. Бианки». Что общего в названиях произведений? (все о лесе, о лесных жителях). Что знаете о В. Бианки? Слайд 5. Речевая разминка.Чтение стих. (речевая разминка – читаем медленно и постепенно ускоряя темп, быстро и постепенно замедляя темп, шёпотом и постепенно увеличивая силу голоса, громко и постепенно переходя на шёпот, выразительное чтение). Повсюду: в лесу на полянке, В реке, на болоте, в полях Ты встретишь героев Бианки, У них побываешь в гостях. Про птиц, насекомых, лягушек Рассказы и сказки прочтешь И лучше знакомых зверушек Узнаешь, дружок, и поймешь. Ох, так написать о природе Непросто, ведь нужно уметь На вещи, знакомые вроде, Всегда удивленно смотреть. -О чём это стихотворение? -Как вы поняли его содержание? -Почему о природе писать непросто? -Можно ли отнести это стихотворение к разделу «Люблю всё живое»? | Регулятивные УУД Отвечают на вопросы учителя. Cамоопределение. Коммуникативные УУД Составляют обложки книг В. Бианки. Слайд 3.Повторяют правила работы в группах (хоровое чтение): Работу вместе начинать. Друг друга не перебивать, не ссориться и не ругаться. Активным быть, все выполнять. По имени всех называть. Друг над другом не смеяться, лучше чаще улыбаться. |
Актуализация необходимых знаний и мотивация познавательной деятельности |
Ребята, пока мы читали стихотворение, кто-то к нам постучался. Не слышали? Сядьте тихо, кто-то идёт сюда и поёт песенку!!! (звук, слайд 5) Кто этот герой? Из какого произведения? К какому жанру относится? Почему? Кто написал эту сказку. (Постепенно открывать на доске 1 часть кластера ) -Вам знакома эта сказка? (Слайды 6-7. Показать фото 1 класс) - Назовите героев русской народной сказки «Колобок». - Составление цепочки событий. Введение заместителей. Д – Б - К - З – В - М - Л На доске картинки сказочных героев, рядом повесить таблички, на которых написаны качества героев. Давайте определим, какими качествами обладает каждый герой из русской народной сказки «Колобок». Предлагаю выбрать и прикрепить нужную табличку «с качествами героев» возле каждого сказочного персонажа. (лиса – хитрая, волк – злой, глупый, медведь – неуклюжий, заяц – трусливый, колобок – доверчивый, дед и бабка – добрые). ФИЗМИНУТКА МУЗЫКАЛЬНАЯ (звук, слайд 7) Ребята, а вам не показалось странным, что мы вспомнили В. Бианки и сказку «Колобок». Неужели он придумал сказку «Колобок»? - Мог бы Бианки написать произведение о Колобке? -Это будет сказка или рассказ? Почему? - Сегодня на уроке в нашем театре мы продолжим знакомство с творчеством В.Бианки. Поставим задачи: познакомимся с новым произведением; сравним сказки с похожим сюжетом; научимся читать выразительно, подражая героям; инсценируем сказку в «Нашем театре» (открыть приготовленные заранее декорации на стене). С лайд 8. Вот план нашего урока, а у вас он прописан на листе самоконтроля: всё легко – зелёный смайлик, были трудности – жёлтый, было очень сложно – красный. | Личностные УУД. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Слушают запись песенки, узнают колобка. Я жил в деревне с бабушкой, с дедушкою жил. Играл с блинами в ладушки, с оладьями дружил. Но вскоре надоело мне в родной печи сидеть И покатился смело я и песенку стал петь. Припев. Я от бабушки ушёл очень хорошо. И от дедушки ушёл очень хорошо. И пою я между прочем тоже очень-очень Тоже очень-очень хорошо… Работа в группах (составление цепочки событий с помощью заместителей). Проблемная ситуация. Прикрепляют таблички с качествами героев. Обсуждать с друзьями поступки героев. Планирование сотрудничества с учителем и со сверстниками (листок самоконтроля). Оценить 1 пункт плана (светофор). |
Организация познавательной деятельности |
Откройте учебник с.114 Прочитайте название произведения. - Как вы думаете, о чём будет это произведение?(ТПЧ до чтения) Артисты должны познакомиться с произведением. Приготовьтесь смотреть и слушать. Запомните героев произведения. Просмотр видеозаписи сказки В.Бианки «Лесной Колобок - Колючий бок» (ссылка на смайлик слайда 8) (ТПЧ во время чтения): 1 остановка – «наклонилась она поднять колобок…» (что могло произойти?). 2 остановка – «катится колобок, а навстречу ему…» (кто?) 3 остановка – «от тебя, Волк, и подавно уйду…» (что дальше?) 4 остановка – от тебя, Медведь, подавно уйду..» (что дальше?) 5 остановка – от тебя, Лиса, не хитро уйти…» (что дальше?) (ТПЧ после чтения) -Понравилось? Что понравилось? -Кто такой Колобок - Колючий бок? 3. К какому жанру относится произведение? Почему? Кто автор? Значит сказка… авторская (продолжаем открывать 2 часть кластера). 4. Какие герои есть в этой сказке? Работа в группе: Составление цепочки событий. Введение заместителей. Д-Б-Ё-В-М-Л (учитель вывешивает картинки героев сказки Бианки в театре на доске) Слайд 9. Сравнение сказок. - Если сравнивать с русской народной сказкой, какие изменения вы заметили? (в р.н.с. «Колобок» бабушка испекла главного героя из теста, а в сказке Бианки в роли колобка – ёжик.) -Какие изменения в составе сказочных персонажей произошли?(нет зайца) - Можем мы сказать, какими качествами характера наделил своих героев Бианки? (нет); если дети отвечают «да», то попросить найти в тексте сказки слова или выражения, которые их натолкнули на подобный вывод (они увидят, что таких слов нет). - В своей литературной сказке Бианки отражает повадки животных. 6. Что познавательного мы узнаём из этой сказки? (ёжик защищается от врагов с помощью колючек и умеет плавать) Слайд 10. Ёж. В лесу среди деревьев и кустарников, в траве живут ежи. Еж — это небольшой зверек (показывает на картине), все его тело покрыто острыми иголками-колючками. Он бегает по лесу на своих коротких лапках, нюхает, где чем пахнет; то червяка съест, то слизняка проглотит, а то и мышь лесную поймает. Летом ежу хорошо: в траве, под кустами полно еды. Многие: лиса, волк, сова — хотят ежа поймать и съесть, но не всем это удается. При малейшей опасности еж сворачивается, мордочку и лапки прячет под себя, выставляет острые иголки, превращается в колючий шар — никак его не схватишь; настоящий колючий колобок. А вот зимой в лесу все покрыто снегом, холодно — ежу плохо, есть нечего, он и ложится спать. Ляжет под куст на опавшие листья, снег его закроет, как одеялом. И спит еж долго — всю зиму, до самой весны, до тепла. Так и живет круглый год. 7.Творческая деятельность. Работа в 3 группах.(Звук на слайде 10, 58 сек) | Личностные УУД. Познавательные УУД. Коммуникативные УУД. Просмотр и слушание. Работа с текстом: умение ориентироваться в тексте. Эмоционально проживают текст, выражают свои эмоции, высказывают отношение к героям, предвосхищают события. (Антиципация - предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). . Работа в группах. Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков Обращение к житейскому опыту детей Видеозапись рассказа ежа. Оценить 2 пункт плана (светофор). Коммуникативные УУД. Познавательные УУД. Звучит мелодия «Утро в лесу», дети выполняют работу в группах. Проверка. Оценить 3 пункт плана (светофор). |
3 группа – артисты (у детей маски героев, чтение по ролям) | 2 группа – работают со словарём (короб, сусек) | 1 группа – сравнивают песенки колобка. |
Слайд 11. Проверка самостоятельной работы в группах. Сравним песенки. Объясним слова короб, сусек, показ картинок (ссылка на скрытые слайды 12-13). Короб – лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-нибудь. Сусек – то же, что закром. Закром – отгороженное место в амбаре для ссыпки зерна, муки. Слайд 14. Надеть маски и прочитать по ролям (звук на слайде «Утро в лесу») |
Подведение итогов |
Вам понравилось работать на уроке? С какой новой сказкой познакомились на уроке? Кто автор? Чем сказка В.Бианки отличается от русской народной сказки? Вернёмся к задачам урока (они решены). 6. Вернёмся к плану урока (он выполнен) 7. Обобщение учителя: Сегодня на уроке мы училисьсравниватьгероев русской народной сказки и сказочных персонажей литературной сказки Бианки, увидели отличие русской народной сказки «Колобок» и сказки «Лесной колобок – колючий бок», подготовились к инсценированию сказки в «Нашем театре». | Отвечают на вопросы учителя. Оценить 4 пункт плана (светофор). |
Рефлексия: если вам было на уроке интересно, он прошёл с пользой для вас – посадите себя в 1 ряд в зрительном зале, если остались нерешённые вопросы – во 2 ряд, если на уроке было скучно, неинтересно – в 3 ряд. |
Домашнее задание: нарисовать афишу к будущему спектаклю. |