kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.Астафьев "Капалуха" (план- конспект урока по литературному чтению 3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.Астафьев "Капалуха" (план- конспект урока по литературному чтению 3 класс)»

Тема: В.Астафьев «Капалуха»

Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.П. Астафьева; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.

Оборудование: выставка книг и портрет В.П. Астафьева; магнитная азбука, рабочие тетради.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.

• Вороненку гнездо — родимая хата.

• Кабы куст был не мил, соловей гнезда б не вил.

— Прочитайте орфографически (еще: орфоэпически, шепотом, громко).

III. Введение в тему

1. Беседа о правилах поведения в лесу

— Ребята, какие правила поведения в лесу вы знаете? (Примерный ответ. Не шуметь, чтобы не мешать жить леснымжителям. Не оставлять мусор после себя, не разводить костер без взрослых. А если разводили, то обязательно его потушить хорошо. Если увидели гнездо, то ни в коем случае не трогать его и яйца, которые в нем лежат. Птица может бросить его, и т. д.)

— Молодцы, вы знаете правила поведения. Сейчас мы прочитаем рассказ «Капалуха».

Можете ли вы предположить, о ком пойдет речь в рассказе? (Предположения учащихся.)

2. Словарная работа

— Прочитайте по слогам, затем плавно.

при-бли-жа-лись

к аль-пий-ским

по-ко-роб-лен-ны-е

ред-ко-ла-пых е-лей

по-ше-ве-ли-ва-ли

блед-но-лист-ным

до-цве-та-ю-щим

чер-нич-ни-ком

рас-пу-щен-ны-ми

за-кос-те-не-ли от не-под-виж-нос-ти

за-рож-да-ю-щий-ся

по-до-шед-ший

— Объясните значение слов.

Просека — полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев.

Валежник — сухие сучья, деревья, упавшие на землю.

Космы (прост.) — взлохмаченные пряди волос.

3. Работа в тетради

— Выпишите только русские буквы и узнаете полное имя писателя, чей рассказ будем читать.

SLBHWGKTSVIOLPSnGIESTPSWVOBLHHLIWAVCSTLIAOLbGEBSL

(Виктор Петрович Астафьев.)

— Узнайте, какое слово здесь написано. (Глухарь.)

ьуЛхарГ

4. Рассказ учителя о глухаре

— Ребята, а что вы знаете о глухаре? (Ответы детей.)

Живут эти птицы обычно в глухих сосновых лесах и болотах. Гнездятся на земле и на деревьях. Обычно держатся тех мест, где вывелись. В снежные зимы поздним вечером глухари падают с деревьев в сугроб и там ночуют. Удивительное зрелище — вылет птиц из-подснега. Идешь на лыжах, кругом молочная гладь, снежинки сверкают на солнце. И вдруг из-под ног вырывается стая птиц с громким хлопаньем крыльев, словно рядом рвут на части брезент. И снежная пыль забивается в глаза.

Выводят птенцов глухари в конце мая — начале июня. Яйца откладывают на земле, в ямке, куда приносят мох, мелкие ветки и перья. Высиживают, как куры, три недели. Малыши, едва обсохнув, ходят за родителями и вскоре начинают сами кормиться мухами, муравьями, ягодами. Водит птенцов только мать. Она же учит их добывать корм и хорониться в траве в минуту опасности.

Глухарка светло-коричневая с ржавыми и белыми поперечными полосками. Ее даже и не заметишь, когда она сидит на гнезде, среди веток и сухих листьев.

Весной, когда глухарь-петух поет свою песню, он часто ничего не слышит. За то и прозван глухарем.

IV. Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на воду садятся.

Белые лебеди,

Лебеди летели

И на воду сели.

Сели, посидели,

Снова полетели.

V. Работа по теме урока

1. Чтение рассказа учителем и учащимися

— Какую птицу охотники называют капалухой? Подумайте, откуда могло произойти такое название.

— Где и как обнаружили гнездо капалухи ребята?

— Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу? Помогают ли представить ситуацию выражения «озираться по сторонам», «ощупать глазами бугор», «сердце мое забилось от испуга»?

— Найдите эпизод, где описывается, как мечется капалуха. Как вы понимаете смысл слов автора: «Это от испуга, гнева и бесстрашия билось птичье сердце»?

— Какие строки рассказа говорят о самоотверженной любви капалухи к птенцам? Прочитайте их.

— Не вспомнился ли вам другой рассказ? (Да, вспомнился рассказ «Еще про Мальку» Белова?)

— Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

- Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая или нет?

- Прочитайте последний абзац рассказа. Почему именно им завершает произведение Астафьев?

2. Рассказ учителя об авторе

Виктор Петрович Астафьев (1924—2001) — крупнейший писатель в жанре «деревенской» и военной прозы.

VI. Рефлексия

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- За что вы похвалили бы себя?

- Что вам захотелось сделать после этого урока?

VII. Подведение итогов урока

- Как вы думаете, какова основная мысль произведения?

- Кто в этом рассказе думает о птицах и окружающей нас природе как о живом, а кто относится к ней беспечно, не задумываясь о последствиях?

Домашнее задание

Подготовить пересказ текста от имени глухарки.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
В.Астафьев "Капалуха" (план- конспект урока по литературному чтению 3 класс)

Автор: Наталия Сергеевна Гребеник

Дата: 09.03.2021

Номер свидетельства: 574964


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1460 руб.
2430 руб.
1360 руб.
2270 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1580 руб.
2640 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства