Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Г. Тукая; воспитывать любовь к Родине, чувство любви к прекрасному, поэтическому слову; развивать любознательность, интерес к учению, расширять кругозор детей.
Атрибуты: Портрет Г. Тукая, мешки, татарский домик, гребень, бабочка, топор, кошка, щенок, ложки, яйца, маски козы и барана.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В стране сказок Габдуллы Тукая.»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Татарская гимназия с отделением искусств г.Белебея»
муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан
Лучшая методическая разработка в области духовно-нравственного воспитания
Внеклассное мероприятие
«В стране сказок Габдуллы Тукая»
( для 1 класса )
Учитель начальных классов:
Музипова Расиля Рифгатовна.
Декабрь-2015г.
« В стране сказок Габдуллы Тукая»
Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Г. Тукая; воспитывать любовь к Родине, чувство любви к прекрасному, поэтическому слову; развивать любознательность, интерес к учению, расширять кругозор детей.
Атрибуты: Портрет Г. Тукая, мешки, татарский домик, гребень, бабочка, топор, кошка, щенок, ложки, яйца, маски козы и барана.
Ход мероприятия
Звучит веселая музыка( “Бәйрәм бүген “ на сл.Г.Тукая ).
Ведущий: 1: Дорогие ребята! После долгой зимы, когда наступает весна, когда солнышко улыбается, когда весело журча бегут ручейки, когда птицы возвращаются с теплых краев мы вспоминаем великого татарского поэта Габдуллу Тукая. Потому что он родился весной, 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Арского района. Отца Габдуллы Тукая звали Мухамедгариф, мать - Мамдуда.
Когда Габдулле исполнилось четыре с половиной месяца у него умер папа, а в три годика умерла мама и Габдулла стал круглым сиротой. Трудно было мальчику без родителей. Он часто недоедал, был плохо одет.
Габдулла Тукай жил в деревне и люди, заботившиеся о мальчике прозвали его Апуш. Маленький Апуш играл вместе с деревенскими мальчиками на улице, бегал на речку купаться. Здесь же начал приобщаться к трудовой жизни, испытал ее радости и горести. Габдулла рос смышленым, старательным ребенком, рано научился писать и читать. Он навсегда сохранил в сердце любовь к родному краю.
В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Здесь он учится в медресе, изучает разные языки. Здесь же он начинает писать свои первые стихи.
Но в самом расцвете таланта здоровье Тукая резко ухудшается. Надеясь поправить свое здоровье, отправляется в казахскую степь - пить кумыс. Возвратившись в Казань работает в типографии, и несмотря на плохое самочувствие продолжал писать. Самочувствие Тукая с каждым днем ухудшалось. и в апреле 1913 года Габдуллы Тукая не стало. Он умер, когда ему было 27 лет. Родился весной и весной ушел из жизни.
Ведущий 2: Тукай - любимый поэт татарской детворы. На его произведениях «Водяная», «Сказка о козе и баране», «Забавный ученик» и многих других воспитывалось не одно поколение. Многим из вас мамы и бабушки пели колыбельные, написанные Тукаем, рассказывали его сказки на ночь.
Ведущий:
«Забавный ученик».
— Ну давай, Акбай, учиться! Сядь, дружок, на хвостик свой!
Смело стой на задних лапках! Чур, не падать, прямо стой!
— Ах, зачем меня ты мучишь? Я совсем еще щенок,
Мне всего недель двенадцать. Не хочу учить урок!
Отпусти меня, не надо! Прогуляться я хочу.
На лугах, на мягкой травке поваляться я хочу.
- Глупый песик! Нужно к делу приучаться с малых лет,
Ремеслом не овладеешь, если будешь стар и сед!
Ведущий: Спасибо! Ребята как вы помните, маленький Габдулла Тукай жил у одной бабушки. Видите у нас тут стоит красивый деревенский домик. В нем живет бабушка. Ребята, а как у нас бабушка переводиться на татарский язык? Әби! Правильно. Давайте все вместе позовем ее на наш праздник. Әби! Әби! Әби!
Выходит из дома бабушка.
Бабушка: Кто меня зовет? А это же дети! Здравствуйте, ребята! Я живу в этом красивом домике. Показывает дом. Чего только нету у меня. Дети, посмотрите, что это за сундук, на вид он очень красивый. Может откроем и посмотрим что там?
Бабушкин сундук хранит искусные изделия.
Славились они давно у народа моего.
Как прекрасны тюбетейки, посмотри же как блестят.
Вышиваем канителью джигита нашего наряд.
(Бабушка показывает тюбетейку). Вот это тюбетейка.
Я калфак пурпурный свой вышивала нитью золотой.
Гибкий стебель изогнется, и цветок к листку прильнет.
(Бабушка показывает калфак). Вот татарский женский головной убор калфак.
Бабушка: Ребята, а не хотите ли вы поиграть? Я знаю одну игру, которая называется «Түбәтәй»(Объясняет правила).
Вот этот головной убор надо передавать друг другу под музыку. Когда музыка закончиться, у кого останется тюбетейка, тот должен выполнить мои задания. 1- станцевать, 2- покричать как петушок 3- как барашек
Молодцы ребята! Садитесь.
Звучит музыка, входят Коза и Баран с мешком со словами: «Куда это мы попали. Это не лес, и не село. (смотрят по сторонам). зал красиво украшен.( портрет Тукая, детвора)
Коза: «Дядюшка Баран, не праздник ли здесь? »
Баран: «Ах какие же мы забывчивые, конечно праздник! Сегодня же день рождение великого татарского поэта Габдуллы Тукая! »
Коза: Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости! Мы пришли к вам в гости не пустыми руками, а вот с этим волшебным мешочком. Ребята, давайте-ка мы с вами вспомним сказки Габдуллы Тукая и сыграем в игру «Угадай сказку».
(из мешка вынимают предметы по сказкам Тукая) .
Гребень из какой сказки? «Водяная»
Топор из какой сказки? Шурале.
Бабочка из какого стихотворения? Ребенок и бабочка.
Щенок? Забавный ученик.
Барашек из какой сказки? Коза и Баран.
Баран: Молодцы, ребята! У нас есть еще и другие игры. Объясняется игра.
1.«Бег в мешке»
2. «Не урони яйцо».
Ой какие молодцы!
(дети играют, потом рассаживаются)
Коза: Спасибо, ребята! И стихи знаете и чтите память поэта.
Ведущий. 1: Народ чтит память Тукая. Его имя живет в названиях улиц, школ, библиотек. Только в нашем городе установлены 2 памятника: один установлен на сквере Г. Тукая, где каждый год собираются на «Праздник поэзии», а второй у третьей городской больницы. Так же его именем названа Центральная библиотека на улице Тукая. А в Казани есть музей Габдуллы Тукая.
Ведущий 2: А теперь, ребята, мы хотим вас познакомить с книжной выставкой. А выставка это не простая, а с загадкой. В чем же секрет? Сейчас я вам буду задавать вопросы, а ответы на них можно найти по книжкам Тукая, которые представлены здесь.
Вопросы:
1) Что украл деревенский мальчишка с сказке Габдуллы Тукая «Водяная»? (золотой гребень)
2) Кто является учеником в детском стихотворении «Забавный ученик»? (щенок)
3) Как звали мальчика, который кормил козу в стихотворении Г. Тукая? (Гали)
4) Голову какого животного нашли коза и баран в сказке? (волк)
5) Красоту какой деревни описывал Г. Тукай в сказке «Шурале»? (Кырлай) 6) Какую песню на слова Г. Тукая татарский народ поет как гимн? (Родной язык)
Ведущий 2: Правильно, ребята. Эти книжки из библиотеки, приходите к нам на экскурсию , с родителями, можете взять их домой и почитать с родителями.
Дорогие гости и дети! Закончим наш праздник песней “Родной язык” написанную на слова Г. Тукая. Звучит песня «Туган тел».
Список использованной литературы:
1. Багаутдинова Д.Б. Музей Габдуллы Тукая в Казани. Казань,1989.
2. Тукай Г. Стихотворения, поэмы и сказки. Казань,1986.
3. Тукай г. Ребенку.Стихи,поэмы, басни. Казань,1982.
4. Исанбаев С. Г.Тукай. Фотоальбом. Казань,1966.
5. Тукай Г. Кончил дело - гуляй смело. Казань,1986.