Цель: ознакомить детей со сказкой русского писателя В.П.Катаева “Цветик-семицветик”;
Задачи: формировать способность у учащихся к полноценному восприятию литературного текста;
развивать мышление, внимание, память; развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения; учить анализировать сказку, выбирать нужный отрывок для чтения и пересказа, развивать фантазию, наблюдательность;
воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения.
Тип урока: урок, обучающий читательской деятельности, комбинированный. Методы: частично – поисковый, проблемный, самостоятельная работа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В.П.Катаева “Цветик-семицветик” »
Тема: В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
Цель: ознакомить детей со сказкой русского писателя В.П.Катаева “Цветик-семицветик”;
Задачи: формировать способность у учащихся к полноценному восприятию литературного текста;
развивать мышление, внимание, память; развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения; учить анализировать сказку, выбирать нужный отрывок для чтения и пересказа, развивать фантазию, наблюдательность;
воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения.
Оборудование: портрет писателя, выставка его книг, текст произведения «Цветик-семицветик», материал для рефлексии (цветик – семицветик), песня «Дорогою добра», презентация в картинках.
Тип урока: урок, обучающий читательской деятельности, комбинированный. Методы: частично – поисковый, проблемный, самостоятельная работа
План урока
Организационный момент.
а) создание эмоционального настроя.
б) работа над пословицей
Работа по новой теме
а) вступительная беседа
б) краткая биография В.П. Катаева
в) пересказ сказки учителем
г) работа над названием сказки.
д) словарная работа.
е) беседа по содержанию
ё) физминутка
ж) чтение сказки учащимися
з) беседа по содержанию
и) тестирование «Угадай – ка»
к) расположи иллюстрации в нужном порядке
л) индивидуальный цветик - семицветик
3. Итог урока
а) чтение стихотворения
б) продолжи высказывание
в) песня «Дорогою добра»
4. Оценки
5. Домашнее задание
Ход урока
Организационный момент.
Прозвенел для нас звонок, Начинаю я урок.
Гости к нам опять пришли. Посмотреть, как мы читаем,
Рассуждаем и мечтаем,
Ну а мы покажем им
Как мы дружно здесь живём.
Создание эмоционального настроя.
На доске таблица:
внимательный
аккуратный
самостоятельный
любознательный
активный
рассеянный
веселый
стильный
рассудительный
Рядом с таблицей – фотография класса
Какие слова из таблицы могут относиться к ученикам, которые пришли на урок за знаниями?
Я желаю вам, чтобы сегодня на уроке вы были внимательными, активными, любознательными, рассудительными и тогда урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.
б) Работа над пословицей
- Прочитайте поговорку
Спешите делать добро.
- Объясните смысл.
2. Работа по новой теме.
- Ребята, как вы думаете, почему в самом начале урока мы объяснили
смысл именно этой пословицы?
Слайд 1
- Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы? ( Они приносят нам радость). Сегодня мы прочитаем сказку о цветке необыкновенном, он не только красив, но и волшебный.
А). Вступительная беседа:
Есть сказки бытовые, в которых описывается жизнь простых людей: бедного солдата или ловкого.
Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе.
Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы.
Такую замечательную сказку создал русский писатель В.П. Катаев «Цветик-семицветик». Слайд 2
Б). Слово о писателе.
Перед вами портрет известного писателя, создававшего книги для детей и взрослых – В.П.Катаева. Валентин Петрович Катаев родился 29.01.1897г., в г. Одессе, в семье учителя математики. Мать умерла, когда Валентину было 6 лет. Валентин очень любил море, дружил с рыбаками, портовыми работниками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в 13 лет в «Одесском вестнике». В 17 лет он печатает свои стихи в журнале «Весь мир» в С.- Петербурге. В 18 лет ушёл служить в действующую армию. Был ранен. В 22 года командовал батареей в Красной Армии. Много своих произведений Катаев посвятил детям. В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и о детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. В часы затишья и передышек продолжал писать рассказы и повести: самый знаменитый рассказ «Сын полка», о судьбе мальчика-сироты, усыновлённого боевым полком. В 42 года за выдающиеся успехи в литературе был награждён Орденом Ленина. И его признали классиком детской литературы. Умер Валентин Петрович Катаев в Москве 12.04.1986г. А вот для вас есть сказка: “Цветик-семицветик”.
Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев в своей сказке «Цветик – семицветик» мы узнаем, когда прослушаем её.
В) Учитель рассказывает сказку « Цветик-семицветик».
Жила девочка Женя. Однажды послала ее мама в магазин за баранками. Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну розовую баранку для братика Павлика. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А тем временем сзади пристала незнакомая собака да все баранки одну за другой съела: сначала съела папины, с тмином, потом мамины, с маком, потом Женины, с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю розовую Павликову доедает, облизывается.
-Ах, вредная собака!- закричала Женя и бросилась догонять.
Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит - место совсем незнакомое. Больших домов нет, а стоят маленькие домики. Слайд 3. Испугалась Женя и заплакала. Вдруг, откуда ни возьмись, старушка:
- Девочка, девочка, почему ты плачешь?
Женя старушке все и рассказала.
Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:
-Давайте, ребята и мы отправимся с вами в этот сад. ( На экране открывается слайд « Волшебный сад»).- Посмотрите, какие чудные цветы в этом саду! Слайд 4,5
- Ничего, не плачь, я помогу тебе. Правда баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь по сторонам зевать. Я тебе подарю цветик-семицветик - он все устроит. Слайд 6.
С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. (Учитель срывает цветок). Цветок. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой.
- Этот цветок,- сказала старушка,- не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы сделалось то-то или то-то. И это тотчас сделается.
Женя вежливо поблагодарила старушку, вышла за калитку и тут же вспомнила, что не знает дороги домой. Она захотела вернуться в садик и попросить старушку, чтобы та проводила ее до ближнего милиционера, но, ни садика, ни старушки, как ни бывало.
Что делать? Женя уже собиралась, по своему обыкновению, заплакать, даже нос наморщила, как гармошку, да вдруг вспомнила про свой заветный цветок.
- А ну-ка, посмотрим, что это за цветик-семицветик!
Женя поскорее оторвала желтыйлепесток, кинула его и сказала:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли
Быть по-моему вели
Вели, чтобы я была дома с баранками!
Не успела она это сказать, как в тот же миг очутилась дома, а в руках - связка баранок!
Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!» Но ваза нечаянно разбилась.
-Ребята, как вы думаете, как поступит Женя в данной ситуации? (Ответы детей)
-Во второй раз Женя использовала красный лепесток, чтобы мамина любимая вазочка сделалась целая.
В третий раз Женя попросила синий лепесток, чтобы сейчас же оказаться на Северном полюсе! Но там оказалось очень холодно и страшно.
-Скажите, ребята, как ей вернуться домой? ( Ответы детей)
- В четвертый раз зеленый лепесток помог сейчас же очутиться опять на своем дворе!
В пятый раз оранжевый лепесток исполнил ее желание и все игрушки, какие есть на свете, стали Женины. …Игрушки все валили и валили… Уже весь город был завален до самых крыш игрушками.
Женя по лестнице - игрушки за ней. Женя на балкон - игрушки за ней. Женя на чердак - игрушки за ней. Женя выскочила на крышу, поскорее оторвала фиолетовый лепесток, кинула и быстро сказала:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы игрушки поскорей убрались обратно в магазины!
И тотчас все игрушки исчезли.
Посмотрела Женя на свой цветик - семицветик и видит, что остался всего один лепесток.
-Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила, и никакого удовольствия. Ну, ничего. Вперед буду умнее.
Пошла она на улицу, идет и думает: « Чего бы мне все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило «Мишек». Нет, лучше два кило «Прозрачных». Или нет… Лучше сделаю так: велю полкило « Мишек», полкило « Прозрачных», сто граммов халвы, сто граммов орехов и еще, куда ни шло, одну розовую баранку для Павлика. А что толку? Ну, допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я себе лучше трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну, покатаюсь, а потом что? Еще чего доброго, мальчишки отнимут. Пожалуй, и поколотят! Нет. Лучше я себе велю билет в кино или цирк. Там все-таки весело. А может быть, велеть лучше новые сандалеты? Тоже не хуже цирка. Хотя, по правде сказать, какой толк в новых сандалетах?! Можно велеть чего-нибудь еще гораздо лучше. Главное, не надо торопиться».
Рассуждая, таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный - сразу видно, что не драчун,- и Жене захотелось с ним познакомиться.
Девочка без всякого страха подошла к нему так близко, что в каждом его зрачке очень ясно увидела свое лицо с двумя косичками, разложенными по плечам.
- Мальчик, мальчик, как тебя зовут?
- Витя. А тебя как?
- Женя. Давай играть в салки?
- Не могу. Я хромой.
И Женя увидела его ногу в уродливом башмаке на очень толстой подошве.
- Как жалко!- сказала Женя.- Ты мне очень понравился, и я бы с большим удовольствием побегала с тобой.
- Ты мне тоже нравишься, и я бы тоже с большим удовольствием побегал с тобой, но, к сожалению, это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.
- Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик!- воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик - семицветик. – Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели.
Вели, чтобы Витя был здоров!
И в ту же минуту мальчик вскочил со скамьи, стал играть с Женей в салки и бегал так хорошо, что девочка не могла его догнать, как ни старалась.
Г) Работа над названием сказки.
Почему сказка с таким необычным названием?
А теперь подумайте, почему писатель назвал “Цветик-семицветик” сказкой? Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни?
Д) Беседа по содержанию сказки
- Ребята, вам понравилась эта сказка?
- Какие чувства вы испытывали, когда слушали сказку?.
- Какая эта сказка? (Волшебная). Почему вы так думаете?
- Кто главный герой этой сказки?
- Какие свои желания исполнила Женя?
- Желания исполнились, а ей было грустно. И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги.
- А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему?
- Да, действительно, она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают, здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.
Е) Физминутка
Закроем глаза и мысленно окажемся на Северном полюсе. Здесь много снега, кругом сугробы, а снег все идет и идет. Вы снежинки.
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад.
Потянулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
Ё) Чтение сказки учащимися
Ж) Словарная работа.
(Для работы используются карточки со словами и выражениями).
а) Объясните значение выражений:
– по сторонам зевать; – галдели, как попугаи; – взяла досада.
в) Работа над близкими по содержанию словами мечта и желание.
Мечта – нечто созданное воображением, мысленно представленное. Мечта – игра ума, когда человек представляет себе что-то приятное, но оно не существует.
Желание-это чувство, когда тебе очень хочется чего-то, что не существует на самом деле, его у тебя нет, а тебе хочется иметь, оно дает тебе радость.
З) Работа по содержанию сказки.
Что сказала волшебница по секрету Жене?
Как пользоваться этим волшебным предметом?
– На что был потрачен первый лепесток?
Какая неприятность случилась с Женей?
На что потратила девочка второй лепесток и почему?
Следующий эпизод сказки хочется пояснить. Мальчики, которых увидела Женя во дворе, играли в папанинцев. Ученый Папанин и его товарищи – ученые-полярники, первые в мире прожили в палатке на Северном полюсе целый год, изучая движение льдов, магнитные бури, жизнь полярных животных. Когда они вернулись, весь мир восхищался их смелостью. Мальчишки, разложив доски, представляли, что плывут на льдине. В экспедиции Папанина были только мужчины, поэтому мальчишки не приняли Женю в игру.
– Что почувствовала девочка, когда ее в игру не приняли, и какое желание попросила выполнить у волшебного лепестка?
Знала ли она что-либо о полюсе и с чем столкнулась там, что ей грозило?
Разумным ли было желание девочки оказаться на Северном полюсе?
На что был потрачен четвертый лепесток? Разумным ли является желание?
Чем занимались девочки во дворе и почему не приняли Женю в игру?
Что почувствовала Женя, когда ее не взяли в игру?
Какое желание она загадала, чтобы их позлить?
Что почувствовала девочка, когда ее желание иметь все игрушки мира осуществилось?
Разумное ли это желание?
На что был потрачен шестой лепесток? Разумно ли это желание?
Почему Женя задумалась при виде последнего лепестка.
1. Какая Женя, если она совершает глупые поступки?
2. Какая Женя, если она совершает разумные поступки?
Вывод:
Девочка очень обидчивая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она и добрая, любящая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.
Чему же учит эта сказка?
- Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива? (Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.)
- Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?
-Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?
-Как вы оцениваете поступок Жени?
-Как вы думаете, понять чувства другого сложно или легко?
И) Тестирование «Угадай – ка» Слады
УГАДАЙ-КА
1. Как звали главную героиню сказки «Цветик - семицветик»?
а) Мария б) Катя в) Женя
2. Кого встретила героиня, когда гналась за собакой?
а) волшебницу б) ведьму в) старушку
3. Сколько медведей вышло к Жене на Северном полюсе?
а) один б) тринадцать в) семь
4. Какой недуг был у мальчика Вити в сказке «Цветик - семицветик»?
6. Что стала делать Женя, когда остался один лепесток?
а) лить слёзы б) думать и рассуждать в) хлопать в ладоши
К) Расположи иллюстрации в нужном порядке Слайд
Л) Индивидуальный цветик – семицветик
В заключение урока я вас хочу спросить: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика - семицветика, то он какого цвета был бы? А последнее желание загадали бы, чтобы………..(напишите, пожалуйста, свой вариант ответа). Включается фонограмма - тихая музыка, под которую дети пишут.
3. Итог урока
-Чему нас учит эта сказка?
- Какую же мудрую, мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев?Чему мы должны научиться?
Эта добрая сказка Валентина Катаева учит нас: когда появляются желания, сначала думай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесет ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания. И совсем необязательно иметь лепестки цветика – семицветика, чтобы совершать разумные поступки. Достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту и не ждать, когда тебя об этом попросят.
- (Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).
а) Чтение стихотворения
Добрым быть совсем-совсем не просто,
Не зависит доброта от роста.
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
б) Продолжи высказывание Слайд 12
Самым счастливым является тот, кто… а)... радуется за себя, живёт своим счастьем; б) … радуется не только за себя одного, но и за других, живёт общим счастьем; в) … радуется за других, не думает о себе, живёт только общим счастьем.
в) Песня «Дорогою добра»
Вывод: Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков. Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике - семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика.
Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!
4. Оценки
5. Домашнее задание
Подготовиться читать пьесу-сказку в лицах. Представьте, что волшебница из сказки В.Катаева подарила вам чудесный цветок. Впишите в каждый лепесток по одному желанию. Объясните, почему они для вас так важны. Желаю успеха!