Методы, приёмы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой
Тип урока: комбинированный.
Ход урока.
I Орг. момент.
Все расселись по местам
Никому не тесно.
По секрету скажу вам: Будет интересно!
- А чтобы было интересно, как вы должны вести себя на уроке?
Ученик: На уроке я сижу
Не шумлю, и не кричу
Руку тихо поднимаю,
Если спросят – отвечаю
II Актуализация знаний.
- Скажите, пожалуйста, по какому разделу учебника мы работаем? ( Золотая душа). С какими произведениями познакомились на прошлом уроке?
-Кто автор?
- Кто может рассказать?
- Как вы оцениваете поступки этих героев?
- А вы когда – нибудь обманывали?
- какой можно сделать вывод? ( обманывать –это плохо. Обман всё равно когда-то раскроется, обманывая, ты делаешь плохо себе)
- А чтобы узнать тему урока, я предлагаю вам расшифровать текст « Бегущая сторока». Среди этих букв, спрятался автор сказки, с которой мы познакомимся на уроке и её название.
ЧСМВАЛЕНТИНИАПКАТАЕВЛЮШСКАЗКАОРВЦВЕТИКМРЫСЕМИЦВЕТИК- Это тема урока. Отталкиваясь от темы, сформулируйте его цель. Для этого дополните предложения
-Познакомиться с творчеством____, работать над ____, сказки, уметь делать ___, знать _____ ____.( Познакомиться с творчеством В.П.Катаева, работать над содержанием сказки « Цветик –семицветик», уметь делать вывод, знать, чему учит сказка.)
III. Работа по теме урока.
Биография автора. Посмотрите на доску. Перед вами портрет известного писателя, создавшего книги для детей и взрослых –В.П.Катаев. Родился писательв городе Одессе, в семье учителя математики. Его отей был очень образованным человеком. Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью генерала-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями.
В.Катаев очень любил море, дружил с рыбаками и их детьми. В школьные годы он начал писать стихи. В годы ВОВ работал военным корреспондентом, рассказывал о мужестве солдат, о смелых партизанах и детях, которые помогали на занятой врагом территории нашим разведчикам. Об этом рассказывает его правдивая повесть « Сын полка». Катаев написал много произведений для детей. А сегодня мы прочитаем сказку « Цветик – семицветик».В детстве я с удовольствием прочитала эту сказку и полюбила её. Уверена, что понравится она и вам.
2. Чтение сказки учащимися по частям в группах. После чтения каждая группа пересказывает свою часть сказки.
3. Работа над содержанием сказки.
-О чём сказка?
-Почему сказка с таким необычным названием?( Семицветик-у цветка 7 лепестков и все они разного цвета)
4. Мозговой штурм. А теперь подумайте, почему писатель назвал « Цветик –семицветик» сказкой?
- Что в ней сказочного, невероятного, чего не бывает в жизни? ( исцеление больного мальчика, есть волшебница, волшебный цветок, приключения, чудеса)
5. Психологический момент. « Цветотест»
Женя получила цветок. Лепестки у цветка были сорваны в определённом порядке. Проверим вашу память.(Индивидуальная работа)
Учитель: На столе лежат лепестки
Задание: расположить лепестки так, чтобы получился цветик - семицветик. Цветик собран, а как пользоваться этим волшебным предметом? ( читать наизусть слова)
Поднимаем по порядку нужного цвета лепесток и говорим желание Жени. Заполняем в таблице.
6. Работа в индивидуальной таблице.
- А теперь рассуждаем, разумное ли было желание.
лепесток
желание
чувство
разумное
нет
жёлтый
красный
синий
зелёный
оранжевый
фиолетовый
голубой
- На что был потрачен первый лепесток? ( на желание вернуться домой)
- На что потратила Женя второй лепесток и почему? ( чтобы склеилась разбитая мамина вазочка. Ведь так грустно, когда теряешь любимую вещь). А с вами когда-нибудь случалось такое? Как вы поступили?
- Какое было следующее желание? Знала ли она что-то о Северном полюсе? ( одна из опасностей - белые медведи) и т д
7. Игра « Абракадабра»
- Сейчас мы поиграем в игру « Абракадабра». У вас на парте лежат листочки с заданием. Чтобы прочитать , что там написано, надо быть очень внимательными, слова и слоги петеряли свои места и получилась неразбериха. Может мы сумеем прочитать. Что там написано.
Бела яшер стьдел а етмед ведейне за метныминас негу. О нипрек раснопл а вают. Гус таяжест каяш ерс тьитол с тыйс лойпод кож но гожи разащи щающий ихотперео хлаждения. Вс сятдо 800кг.
Физминутка. Закроем глазки и мысленно окажемся на Северном полюсе. Здесь много снега, кругом сугробы, а снег всё идёт и идёт. Вы снежинки и танцуете танец снежинок.
Вы снежинки, вы пушинки.
Покружиться вы не прочь.
Вы снежинки – балеринки,
Вы танцуете день и ночь.
Вот подул вдруг ветерок, Закружился снежок.
Пляшут все снежинки, Белые пушинки.
- На что был потрачен следующий лепесток? Разумным ли является желание?
- Какое желание загадала Женя дальше? Что почувствовала Женя, когда её желание иметь все игрушки мира осуществилось?. ( оформление в таблице)
-Шестой лепесток на что потрачен?
( оформление в таблице)
_ Почему Женя задумалась, при виде последнего лепестка?
Инсценирование диалога мальчика и Жени.
- Что пожелала девочка, оторвав последний, седьмой лепесток? ( запись в таблице)
IV.Обобщение. Сколько разумных желаний было у Жени? Неразумных?
1.Вывод: Девочка очень обидчевая, вспыльчивая. Она бывает даже злая, желая вызвать зависть. Но вместе с тем она любящая, добрая. Не хотела огорчить маму из-за разбитой вазы, пожалела мальчика и для его выздоровления потратила свой последний лепесток.
2.» Волшебное дерево» ( прикреплено на доске)
Представим, что именно вам достался последний волшебный лепесток. Какое бы вы загадали желание? На парте у вас лежат лепестки, напишите. Прикрепите ваши желания на дерево. Пусть ваши мысли материализуются и желания исполнятся.
- Ребята, а кто может назвать пословицы, которые подойдут к данной сказке?
Жизнь дана на добрые дела. Как вы понимаете смыл ?
Какие дела можно назвать добрыми?
- А кто из вас делал добрые дела?
- Скажите, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать доброе дело? Правильно, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту.
- Чему учит эта сказка? ( Эта сказка учит нас: когда появляются желания, сначала подумай, нужно ли то, что ты сейчас пожелал, не принесёт ли выполнение твоего желания неприятность, неудобство окружающим. А главное, надо стараться самому осуществлять свои желания)
V Домашнее задание: читать сказку стр 141-147, нарисовать цветик-семицветик и написать на лепестках ваши желания.
VI. Рефлексия: Вам понравился урок? А сейчас мы ответим на вопросы викторины, чтобы проверить, как вы запомнили сказку.