3.Умственная разминка.(задание на активизацию мыслительной деятельности, памяти, внимания)
А)дать общее название группе слов:
•зима, осень, лето -…. .(времена года)
•клубника, смородина, малина -…. .(ягоды)
•футбол, волейбол, хоккей -… .(спортивные игры)
•апельсин, лимон, шишка -… .(плоды)
•Медведь, муравей, щука -.... .(животный мир)
•Ромашка, олень, учитель-…. .(им. существ.)
•Грабли, лопата, метла -…. .(инструменты)
•Стихотворение, рассказ , повесть -_..... .(виды, жанры литературных произведений)
Б) Задание на внимание. (воспринимается на слух).
*Угадай слово по первым буквам: называю слова.
Мел, урок, доска, ранец, ель, цветы. (мудрец)
-Кто такой мудрец?
мудрец-это опытный человек, умеющий правильно трактовать свою жизненную позицию, интересы и взгляды.
*Угадай слово по последним буквам:
Мысли, город, поле, семья (идея)
-Что такое идея? Идея - основная мысль, лежащая в основании теоретической системы. В идее выражается творческий характер мышления. Идея - это мысль, переходящая в действие.
В) Задание на развитие внимания, памяти.
1.Филворд»Цветы»
Задание. Найди приведенные ниже слова в поле из букв и вы черкни их. Слово для примера вычеркнуто.
-Прочитать внимательно слова, записанные на доске. Постарайтесь их запомнить. Через несколько секунд повторю все слова, кроме одного. Вам надо будет его назвать.
2) есть прямой угол- 1, 3 , 4 нет прямого угла – 2,5.
1 2 3 4 5
7. Рефлексия.
- для чего нам нужна такая мыслительная операция, как классификации?
(Вывод: с помощью этой мыслительной операции вся информация в нашем мозгу укладывается по полочкам, а там, где есть порядок, всегда легче что- либо отыскать.)
Показываю учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.
- Представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики солнце согласно своему настроению.
Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
8. Итог урока.
• Какую операцию сегодня отрабатывали?
•Что такое классификация?
• Что необходимо для того что бы разбить понятия на группы ( выбрать основание)?
9. Д.з. (на индивидуальном листе)
Наше занятие закончено. Всем спасибо!
Индивидуальный лист учащегося
Тема: Упражнения в классификации.
1.Классификация-это________________ понятий на группы по _____________ признакам.
2.Исключи лишнее понятие.
*Час, минута, четверг, год.
*Пришвин, Чайковский, Пушкин, Бианки.
*Яблоко, вишня, апельсин, груша.
*Лебедь, утка, курица, гусь.
3.Основание классификации – это _______________ ,по которому данные предметы или явления делятся на группы.
5.Раздели слова на группы. Какое основание использовали для классификации.