kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

В.Астафьев Капалуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному; развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы; учить всматриваться в природу; развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор; учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает; прививать любовь к животным, природе родного края; прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам; обобщить знания о поведении в лесу.

Тип урока: комбинированный.

 Оборудование: портрет писателя; иллюстрации; ТСО; опорные слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«В.Астафьев Капалуха »

Конспект урока литературного чтения 3 класс по программе «Школа России». Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».

  I Самоопределение к деятельности.

-Ребята, у нас вами очередной урок литературного чтения. И я хочу его начать со слов одного французского писателя -философа Дени Дидро: . «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»

- Согласны вы с этим выказыванием?

- Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать. 

-Как вы думаете для чего нам нужны уроки литературного чтения,?

- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока?( Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку.

- Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? (внимание, сообразительность, активность желание получить новые знания.)

- На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.

На прошлом уроке с каким произведением мы знакомились?Про обезьянку Б.Житкова .Насколько хорошо Вы знаете произведение мы сейчас и проверим!!! ТЕСТ на проекторе проверка на доске и в тетрадях.

Чему научил вас этот рассказ? (Любить животных, бережно относиться ко всем живым существам, не обижать их, оценивать свои поступки, отвечать за них.)

II Актуализация опорных знаний

Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала, заинтересовать.


Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки: белая и черная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше.)


Обратимся к словам Агнии Барто.


«Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.

Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.

И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».


Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»? (Значит, радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить.)

Сообщение темы урока


Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу «Люби живое» и отправляемся в удивительную Зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну:

Ноги, чтобы идти.

Уши, чтобы слышать.

Глаза, чтобы видеть.

И сердце, чтобы все это понять.

А поможет нам все это увидеть и услышать ещё один рассказ , прочитав который, вы откроете для себя то, что раньше не знали и не замечали.Заинтриговала я ВАС???!!!

Отгадайте загадку

Дом со всех сторон открыт,

Он резною крышей крыт.

Заходи в зеленый дом –

Чудеса увидишь в нем. (Лес)

? Назовите эту Зеленую страну. (Лес.)

Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся в путешествие в лес. Давайте вспомним Правила поведения в лесу.

Правила поведения в лесу

не мешай лесным жителям



не шуми в лесу



не оставляй мусор

не разоряй птичьих гнёзд



не нарушай тишины




не разводи костров








Молодцы, вы знаете Правила поведения в лесу.

Откройте учебники на стр 98

- Прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе?


Изучение нового материала


Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чем пойдет речь? Почему?

Может быть, вам поможет иллюстрация на странице 98. Рассмотрите внимательно и попробуйте предположить, о чем этот рассказ?

Прочитайте текст до того места, где вы найдете ответ на вопрос «О ком говориться в тексте?» и проверите свои предположения.

Подтвердились ли ваши предположения?

Кто такая капалуха? Докажите словами из текста.

Капалуха это самка глухаря-так её называют сибирские охотники.

«Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют глухарём.

А кто автор?

В.П.Астафьев.

Определите тему нашего урока.!!!


Сегодня мы будем читать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Капалуха».


Работа со словарём Ожегова

Объясните значение слов: просека, валежник, космы, черничник.

ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев;

ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

КОСМЫ- (прост.) взлохмаченные пряди волос,

ЧЕРНИЧНИК – заросли черники.

ПАСТЬБА-ПАСТБИЩЕ

  • Виктор Петрович Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая все делала для того, чтобы жизнь мальчика не была такой тяжелой. В 19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. После войны он сменил много профессий, но в итоге стал писателем. Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, об их природе, о людях. У него был внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.В 2001году его не стало.

  • Физкультминутка.Гимнастика для глаз!!!!

На проекторе иллюстрация капалухи.

Капалуха – это самка глухаря. Глухарь – боровая птица. Самки в ямках под кустом высиживают от 4 до 15 яиц. Водят за собой птенцов только матери.

  • Вернёмся к отрывку который Вы прочитали и определите, какую местность помог увидеть нам писатель. (Альпийские уральские луга – это высокогорные пастбища выше 2000 метров над уровнем моря.)

  • Какие растения встречаются в этой местности? Деревья?

  • Тайга – дикий, труднопроходимый лес.

  • Ель Пихта Осинка Берёзка Папоротник Лиственница Черника

Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?

О какой находке рассказывает автор?

Каким вы представляете гнездо глухарки?

Показ иллюстрации гнезда.

?Как описывает его автор?


Выборочное чтение.

С чем он его сравнивает?

Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

Физминутка


Изучение нового материала (продолжение)

? Что решили сделать мальчики с гнездом?

? Какое правило они забыли? Давайте его вспомним? (Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса.)

? Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.


? Прочитайте следующих 2 абзаца и выиишите из тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.

? Зачитайте эти слова.


Металась в стороны

Крылья разброшены, мела ими

Закостенели от неподвижности

Пыжилась и не могла взлететь


? Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)

? Какие слова еще использует писатель внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

? Подберите слова близкие по значению.

? Так какой мы увидели капалуху?

? Что необычного увидели дети?ВЫЩИПАЛА ПУХ НА ЖИВОТЕ ЧТОБЫ БОЛЬШЕ ТЕПЛА ОТДАТЬ ПТЕНЦАМ!!! Найдите и прочитайте этот отрывок.

ЧТО ЭТО ДОКАЗЫВАЕТ?

? Это доказывает, что капалуха заботливая мать.


? Прочитайте последних 2 абзаца и подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?


Вытянув шею

Глаза не следили

Целилась на гнездо

Плавно слетела

Заползла в гнездо

Распустила крылья

Замерла

? Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?


Итог урока

? Понравился ли вам рассказ?

? Какие чувства пробудила у вас эта история?

? Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху?

Кого из прочитанных рассказов это раздела напоминает капалуха?МАЛЬКУ



? Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа? Объясните свой выбор.


Пословицы являются наглядной опорой в работе над идеей произведения.


Материнская ласка конца не знает.

Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.

Родную мать никем не заменишь.

Мала пташка и та свое гнездо бережет.


? Что нового вы узнали о жизни животных, их поводках, отношениях между людьми и «братьями нашими меньшими»?


Определение эмоционального состояния учащихся.


? Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .)



? Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.


? Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.



VIII . Домашнее задание


Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся.


  • Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.

  • Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.

  • Прочитать рассказ В. Астафьева «Пищуженец».

  • Работа со словарём Ожегова



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
В.Астафьев Капалуха

Автор: Чистова Светлана Александровна

Дата: 09.10.2015

Номер свидетельства: 237869


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства