Цели: продолжить работу над произведениями о природе, животных; познакомить учащихся с рассказами В. Астафьева, помочь найти главную мысль и осознать ее, выразить свое отношение к прочитанному; развивать навыки осмысленного беглого чтения, умение свободного ориентироваться в тексте, отвечать на поставленные вопросы; учить всматриваться в природу; развивать наблюдательность, мышление, расширять кругозор; учить учащихся беречь и понимать то, что нас окружает; прививать любовь к животным, природе родного края; прививать интерес к природе, ее секретам и тайнам; обобщить знания о поведении в лесу.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: портрет писателя; иллюстрации; ТСО; опорные слова.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«В.Астафьев Капалуха »
Конспект урока литературного чтения 3 класс по программе «Школа России». Тема урока: В.П. Астафьев «Капалуха».
I Самоопределение к деятельности.
-Ребята, у нас вами очередной урок литературного чтения. И я хочу его начать со слов одного французского писателя -философа Дени Дидро: . «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
-Согласны вы с этим выказыванием?
- Действительно, люди, которые много читают, много знают, умеют мыслить, рассуждать.
-Как вы думаете для чего нам нужны уроки литературного чтения,?
- Что вы хотели бы получить от сегодняшнего урока?( Познакомиться с новым писателем, произведением, получить хорошую отметку.
- Что от вас потребуется для выполнения поставленных задач? (внимание, сообразительность, активность желание получить новые знания.)
- На сегодняшнем уроке желаю Вам бодрости духа, творческих дерзаний, предела внимания, хороших, обдуманных ответов и только отличных оценок.
На прошлом уроке с каким произведением мы знакомились?Про обезьянку Б.Житкова .Насколько хорошо Вы знаете произведение мы сейчас и проверим!!! ТЕСТ на проекторе проверка на доске и в тетрадях.
Чему научил вас этот рассказ? (Любить животных, бережно относиться ко всем живым существам, не обижать их, оценивать свои поступки, отвечать за них.)
II Актуализация опорных знаний
Подготовка учащихся к восприятию нового материала. Организовать и направить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала, заинтересовать.
Может ли человек быть только хорошим или только плохим? (Я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и что-то плохое, как две половинки: белая и черная. Важно только какую половинку человек открывает в себе больше.)
Обратимся к словам Агнии Барто.
«Я сорвал цветок – и он завял.
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони.
Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».
Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»? (Значит, радоваться всему живому, любоваться заходом и закатом солнца, улыбаться бабочкам, цветам, разговаривать с животными; знать, что это нужно беречь, любить.)
Сообщение темы урока
Сегодня мы продолжим путешествовать по разделу «Люби живое» и отправляемся в удивительную Зеленую страну, которую населяют удивительные жители. Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки на каждом шагу. У нас есть все для путешествия в эту страну:
Ноги, чтобы идти.
Уши, чтобы слышать.
Глаза, чтобы видеть.
И сердце, чтобы все это понять.
А поможет нам все это увидеть и услышать ещё один рассказ , прочитав который, вы откроете для себя то, что раньше не знали и не замечали.Заинтриговала я ВАС???!!!
Отгадайте загадку
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (Лес)
? Назовите эту Зеленую страну. (Лес.)
Лес – это самое удивительное и прекрасное творение природы. Мы отправляемся в путешествие в лес. Давайте вспомним Правила поведения в лесу.
Правила поведения в лесу
не мешай лесным жителям
не шуми в лесу
не оставляй мусор
не разоряй птичьих гнёзд
не нарушай тишины
не разводи костров
Молодцы, вы знаете Правила поведения в лесу.
Откройте учебники на стр 98
- Прочитайте заголовок. Можно ли по названию рассказа определить о ком или о чём пойдёт речь в рассказе?
Изучение нового материала
Прочитайте название рассказа. Можно ли по названию рассказа предположить о ком или о чем пойдет речь? Почему?
Может быть, вам поможет иллюстрация на странице 98. Рассмотрите внимательно и попробуйте предположить, о чем этот рассказ?
Прочитайте текст до того места, где вы найдете ответ на вопрос «О ком говориться в тексте?» и проверите свои предположения.
Подтвердились ли ваши предположения?
Кто такая капалуха? Докажите словами из текста.
Капалуха это самка глухаря-так её называют сибирские охотники.
«Весной, как только сойдет снег – в лесу, эти птицы начинают токовать, - т.е. петь свои весенние песни. Эта птица ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щелкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает – будто нож на бруске затачивают. В конце песни эта птица ничего не слышит, глохнет – и поэтому ее называют глухарём.
А кто автор?
В.П.Астафьев.
Определите тему нашего урока.!!!
Сегодня мы будем читать рассказ Виктора Петровича Астафьева «Капалуха».
Работа со словарём Ожегова
Объясните значение слов:просека, валежник, космы, черничник.
ПРОСЕКА - полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев;
ВАЛЕЖНИК - сухие сучья, деревья, упавшие на землю;
КОСМЫ- (прост.) взлохмаченные пряди волос,
ЧЕРНИЧНИК – заросли черники.
ПАСТЬБА-ПАСТБИЩЕ
Виктор Петрович Астафьев родом из Сибири, из Красноярского края. Родился в 1924 году. Очень рано мальчик остался без матери. Воспитанием мальчика занималась бабушка, которая все делала для того, чтобы жизнь мальчика не была такой тяжелой. В 19 лет Виктор Астафьев попадает на фронт. После войны он сменил много профессий, но в итоге стал писателем. Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны. Он писал об Урале, Сибири, об их природе, о людях. У него был внимательный и зоркий глаз, отзывчивое сердце.В 2001году его не стало.
Физкультминутка.Гимнастика для глаз!!!!
На проекторе иллюстрация капалухи.
Капалуха – это самка глухаря. Глухарь – боровая птица. Самки в ямках под кустом высиживают от 4 до 15 яиц. Водят за собой птенцов только матери.
Вернёмся к отрывку который Вы прочитали и определите, какую местность помог увидеть нам писатель. (Альпийские уральские луга – это высокогорные пастбища выше 2000 метров над уровнем моря.)
Какие растения встречаются в этой местности? Деревья?
Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?
Что еще помог увидеть Астафьев в этом лесу?
О какой находке рассказывает автор?
Каким вы представляете гнездо глухарки?
Показ иллюстрации гнезда.
?Как описывает его автор?
Выборочное чтение.
С чем он его сравнивает?
Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?
Физминутка
Изучение нового материала (продолжение)
? Что решили сделать мальчики с гнездом?
? Какое правило они забыли? Давайте его вспомним? (Не трогать гнезда, яйца, не приносить животных из леса.)
? Для того чтобы лес открыл нам свои тайны, надо вести себя в нем тихо, чтобы не спугнуть, не нарушить жизнь лесных жителей и тогда можно многое увидеть и узнать.
? Прочитайте следующих 2 абзаца и выиишите из тексте слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда люди приблизились к гнезду.
? Зачитайте эти слова.
Металась в стороны
Крылья разброшены, мела ими
Закостенели от неподвижности
Пыжилась и не могла взлететь
? Почему автор выбрал именно эти выражения и слова? (Чтобы показать состояние капалухи.)
? Какие слова еще использует писатель внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)
? Подберите слова близкие по значению.
? Так какой мы увидели капалуху?
? Что необычного увидели дети?ВЫЩИПАЛА ПУХ НА ЖИВОТЕ ЧТОБЫ БОЛЬШЕ ТЕПЛА ОТДАТЬ ПТЕНЦАМ!!! Найдите и прочитайте этот отрывок.
ЧТО ЭТО ДОКАЗЫВАЕТ?
? Это доказывает, что капалуха заботливая мать.
? Прочитайте последних 2 абзаца и подчеркните слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей?
Вытянув шею
Глаза не следили
Целилась на гнездо
Плавно слетела
Заползла в гнездо
Распустила крылья
Замерла
? Давайте сравним поведение капалухи до встречи с людьми и после?
Итог урока
? Понравился ли вам рассказ?
? Какие чувства пробудила у вас эта история?
? Были ли моменты, когда вам было страшно за капалуху?
Кого из прочитанных рассказов это раздела напоминает капалуха?МАЛЬКУ
? Выберите пословицу, которая отражает основную мысль рассказа? Объясните свой выбор.
Пословицы являются наглядной опорой в работе над идеей произведения.
Материнская ласка конца не знает.
Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
Родную мать никем не заменишь.
Мала пташка и та свое гнездо бережет.
? Что нового вы узнали о жизни животных, их поводках, отношениях между людьми и «братьями нашими меньшими»?
Определение эмоционального состояния учащихся.
? Написав этот рассказ, Астафьев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую? (Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших .)
? Нашим уроком мы уже в какой-то мере попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет желтый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный. Поднимите руки.
? Желтый цвет – это свечи, которые мы сегодня зажгли за братьев наших меньших. Мысленно пожелайте всем птицам, зверям, населяющим Зеленую страну благополучно перенести зиму. А нам необходимо как можно чаще прикасаться к красоте природы сердцем, чтобы оно у нас не зачерствело.
VIII . Домашнее задание
Дифференцированный, творческий подход для развития индивидуальных способностей учащихся.
Подготовить рассказ о капалухе, как о заботливой матери.
Поискать дополнительную литературу о птицах нашего края.