Воспитывать интерес к профессиям, уважение к людям труда.
Развивать устную речь у обучающихся, умение высказывать своё мнение.
Содействовать развитию творческих способностей детей.
Раскрыть понятия: профессия, специальность
Создать интерес к определенным профессиям.
Оборудование: рисунки учеников и картины с изображением людей различных профессий, названия страниц устного журнала, слова на карточках, презентации, ноутбук, проектор, фонограммы песни «Прекрасное далёко».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Воспитывать интерес к профессиям, уважение к людям труда.
Развивать устную речь у обучающихся, умение высказывать своё мнение.
Содействовать развитию творческих способностей детей.
Раскрыть понятия: профессия, специальность
Создать интерес к определенным профессиям.
Оборудование: рисунки учеников и картины с изображением людей различных профессий, названия страниц устного журнала, слова на карточках, презентации, ноутбук, проектор, фонограммы песни «Прекрасное далёко».
План классного часа – устного журнала.
Оргмомент.
Вступительное слово учителя.
Сообщение темы и цели.
1 страница «Творческие профессии».
2 страница «Минуты поэзии».
3 страница «Люди мужественных профессий».
4 страница «Математические загадки»
5 страница «Веселые нотки».
6 страница «Интересные профессии».
7 страница «Поиграй-ка».
8 страница «Профессии родителей»
9 страница «Рассуждалки».
10 страница «Каждая профессия важна!».
Ход классного часа.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам в школу приехали гости.
Повернитесь, пожалуйста, к гостям, пожелайте всем добра.
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, дорогие врачи, учителя, строители, токари и поэты, спортсмены, артисты, космонавты и мореплаватели, металлурги и защитники Отечества!
- Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы встанете за штурвал корабля, может быть, установите мировой спортивный рекорд, сошьёте красивую и удобную одежду, будете печь вкусные торты. А может, откроете новую звезду? Но чтобы кем-то стать в жизни, вам прежде нужно вырасти и получить… /профессию/.
- Правильно, профессию!
- Что такое профессия? Как вы думаете?
/ Это труд, который люди выбирают себе на всю жизнь/
– Обратимся к толковому словарю.
«ПРОФЕССИЯ – основной род занятий, трудовой деятельности».
- Близко к слову профессия понятие специальность. В каждой профессии можно выделить разные специальности. Например, учителя. Все мы занимаемся одним видом деятельности – учим детей, но учим разным наукам. Когда вы пойдете учиться в 5 класс, у вас будут разные учителя. Какие? /Учителя русского языка, математики, физики, химии/. То, что вы назвали – это специальности. Возьмем профессию врача. Какие специальности можно назвать? /Врач-терапевт, врач-хирург, врач-окулист…/
Таким образом, «специальность» – это то же, что и профессия.
- В 17 веке на Руси было всего лишь 200 профессий, а сейчас существует больше 40 тысяч профессии!
- А, какие профессии вам известны?
- Да, в мире существует огромное количество профессий и все они нужны людям. Вы учитесь в начальной школе. Но, вы знаете, что путь к любой профессии уже начался… Мы с вами должны как можно больше узнать о разных профессиях, чтобы в будущем осуществить свою заветную мечту и выбрать профессию по душе.
И поэтому сегодня наш урок, посвящается?
(Профессиям.)
1.Презентация
План устного журнала.
1 страница «Творческие профессии».
2 страница «Минуты поэзии».
страница «Люди мужественных профессий».
4 страница «Математические загадки»
5 страница «Веселые нотки».
6 страница «Интересные профессии».
7 страница «Поиграй-ка».
8 страница «Профессии родителей»
9 страница «Рассуждалки».
10 страница «Каждая профессия важна!».
Давайте. Напомним, устный журнал- это
Какую цель, ребята, мы с вами поставим?
- Конечно, страницы нашего устного журнала помогут нам вспомнить о профессиях, узнать побольше о них.
1 страница « Творческие профессии.
2.Презентация «Скульптор»
Учитель: /звучит мелодия курая /.
В Уфе, на крутом берегу реки Белой сооружен памятник. Твердая рука седока натянула поводья. Его сила и неукротимая воля в одно мгновение заставили приостановить бег могучего скакуна. Боевые доспехи воина еще больше подчеркивают его мужество и доблесть.
- Кому установлен этот памятник?
Таким изобразил национального героя башкирского народа Салавата Юлаева талантливый Сосланбек Товасиев, словно вызывая в памяти слова башкирской народной песни:
Пляшет под Салаватом конь,
Сам в седле он – живой огонь…
За 30 лет с памятником познакомились миллионы жителей Башкортостана и наши многочисленные гости. Это место – одно из достопримечательностей Уфы. Здесь проходят праздники, выступают артисты, поэты читают свои стихи, звучит курай…
- Знаете ли вы, ребята, что памятник С. Юлаева – самая крупная конная скульптура в нашей стране? Его высота – почти 20 метров, а вес – 40 тонн.
3.Презентация
- А как называется этот монумент? /слайд./ В честь какого важного события он установлен?
- Да, ребята, этот величественный монумент установлен Михаилом Бабушкиным в честь 400-летия добровольного вхождения Башкирии в состав Российского государства. У основания 40-метрового обелиска бронзовые фигуры двух женщин – русской и башкирской. Лавровые листы в их руках символизируют мир и согласие.
16 июня 2017 года этому монументу исполнилось 50 лет.
Памятник пожарным был открыт 29 апреля 2003 г. в канун Дня пожарной охраны. Мемориал посвящён памяти 47 пожарных, за последние 50 лет погибших при тушении пожаров.
- Кто же создал такие прекрасные творения?
- Да, эти скульптуры созданы людьми творческой профессии – скульпторами /слово на карточке/.
4.Презентация Скульптор может создать объемные изображения всего: людей, животных, предметов из глины, бумаги, металла, стекла, керамики. Камня, дерева и т.д. Скульптур сначала лепит модель из мягкого материала: глины, пластилина После этого, опираясь на модель, он делает скульптуру в натуральную величину из нужного материала. Помимо творческой одаренности, скульптор должен обладать и физической силой.
5.Презентация
Вместе со скульптором часто работает архитектор /слово на карточке/. Ведь только он может расположить скульптуры среди зданий так, чтобы они украшали наши города.
- А какие ещё профессии относятся к творческим? / Писатели, журналисты, артисты (кино, балета, театра, цирка), изобретатели, визажисты, дизайнеры, модельеры, музыкант, композиторы./
- Придумайте предложение со словом «журналист»
- Найдите главные члены предложения.
- Выполните фонетический разбор слова.
- Разберите слово по составу.
- Разберите слово как часть речи.
8.Презентация
2 страница « Минуты поэзии ». / Ученики и учитель рассказывают стихи /
- Кто сочиняет стихи? /поэт/
- Послушаем стихи о профессиях на странице «Поэтическая».
Столько есть профессий разных, Все их нам не перечесть: Есть врачи и водолазы, Токари, шахтеры есть. Учит в школе нас учитель, А портной костюмы шьет. Строит новый дом строитель, Капитан корабль ведет. Главное — не ошибиться, Выбирая, кем же стать? Парикмахером, певицей, Или на Луну летать. Целый день все дяди, тети Что-то делают для нас, Здесь стихи про них найдете О работах их рассказ!
Летят опилки белые,
Летят из – под пилы.
Это плотник делает
Рамы и полы.
3.На заводе пекарь
Хлеб печет с любовью.
Скажет он ребятам:
«Ешьте на здоровье!»
4.Всегда внимательно, с любовью
Наш доктор лечит нас, ребят.
Когда поправит вам здоровье,
Он больше всех бывает рад.
5.Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
6. Он и фрукты, и природу Нарисует, и портрет. Взял художник на работу Кисти, краски и мольберт.
12.Охранять границу — важно! Пограничника зовут. С верным псом они отважно Службу Родине несут.
13.Как играет музыкант, Как прекрасны скрипки звуки! У него большой талант, Золотые руки.
14.В огне и дыму Он идёт среди жара, Спасая людей И дома от пожара!
15. Тренер знает лучше всех, Как рождается успех: Многолетней тренировкой, Терпеливостью, сноровкой. Только профессионал Покоряет пьедестал.
-Физкультминутка
Мы в профессии играли –
Вмиг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас-
Быстро едет третий класс!
А теперь на стройке мы
Кладём ровно кирпичи.
Раз - кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора!
9.Презентация
3 страница « Люди мужественных профессий ».
-Ребята, я думаю, вам будет интересно узнать и о людях мужественных профессий. Так называется следующая страница.
-Сначала позвольте задать вопросы:
Что такое жатва?
Люди каких профессий трудятся, чтобы вырастить хлеб?
Представьте себе – стоит нестерпимая жара. Беспощадно палит горячее солнце. Сухой, раскаленный воздух словно застыл от изнуряющего зноя. Еще день, другой и начнет осыпаться от колосьев переспевшее зерно. И только самоотверженный и неутомимый труд комбайнеров, водителей спасет урожай от потерь. Но для этого нужно работать от восхода до заката солнца.
Презентация комбайнеры, водители, агрономы…
-Какую профессию называют огненной?
Людьми огненных профессий называют сталеваров, которые ежедневно работают с расплавленным металлом
10.Презентация
Рядом с печью в специальных светозащитных очках стоит сталевар. Он внимательно следит за кипящей сталью, берет пробы, разливает огнедышащий металл в формы. Печь добела раскалена, из-за высокой температуры человеку трудно дышать. Благодаря выдержке, знаниям, умениям сталеваров выплавляется металл для изготовления самолетов, теплоходов, автомобилей и других нужных людям машин.
Презентация
А какие есть еще профессии, связанные с огнем, вы узнаете, отгадав загадки.
- С огнем бороться они должны.
С водою они напарники.
Они очень всем нужны,
Так кто же они? /пожарники/
11.Презентация
-Назовите по картинкам людей мужественных профессий: водолаз, шахтер, пограничник, геологи, шахтёр, пограничник, оленевод, врачи МЧС, пилот.
12.Презентация
4 страница: «Математические загадки»
Задача 1
Фермер вырастил 30 уток,
20 гусей и 40 кроликов. Сколько всего птицы вырастил фермер?
Задача 2
Продавец продал трём покупателям по 4 кг моркови, после чего в мешке осталось 38 кг. Сколько килограммов моркови было в мешке сначала?
Задача 3
Для приготовления завтрака повар израсходовал 25 кг картофеля, 5 кг лука, а моркови – в 5 раз меньше, чем картофеля и лука вместе. Сколько килограммов моркови израсходовал повар?
Задача 4
Плотники распилили бревно длиной 12 м на 6 одинаковых частей. Какова длина каждой части?
Задача 5
Экскурсовод начал экскурсию в 15 часов 10 минут. Сколько длилась экскурсия, если она закончилась в 16 часов 55 минут?
Задача 6
За 3 ч оператор набирает на компьютере 12 страниц текста. Сколько страниц он наберёт за 5 часов?
Задача 7
Тракторист за 6 часов работы на тракторе расходует 42 л горючего. Сколько литров горючего потребуется на 8 часов работы?
Задача 8
Столяр должен изготовлять одну рамку за 50 минут, но тратит на это 43 мин. Сколько минут сэкономит столяр, изготовив 9 рамок?
Задача 9
Почтальонпринёс в библиотеку 3 журнала, 1 брошюру и 12 газет. Во сколько раз больше почтальон принёс газет, чем журналов и брошюр вместе?
Задача 10
От одной коровы доярка надоила а л молока, а от другой – на 3 л больше. Сколько литров молока доярка надоила от двух коров?
Задача 11
На первом станке за час ткачиха изготовила 4 м ткани, а на втором – на 3 м больше, чем на первом. За сколько часов на втором станке можно изготовить 56 м ткани, если работать в таком же темпе?
Задача 12
В швейной мастерской было 30 м шёлка. Когда портная сшила не-сколько платьев, израсходовав на каждое по 3 м, то в мастерской осталось 9 м шёлка. Сколько платьев сшили?
Задача 13
Садовники посадили 80 деревьев. 44 дерева они посадили вдоль тротуара, а остальные - в парке, в 4 ряда, поровну в каждом.
Сколько деревьев было в каждом ряду?
Задача 14
Первый токарь изготавливает за час 4 детали, второй – 3 детали.
Сколько времени должны работать вместе оба токаря, чтобы изготовить 42 детали?
Задача 15
На участке росло всего 980 сосен и елей. Лесник обозначил на сруб
110 сосен, а елей – на 60 меньше.
Сколько деревьев останется на участке после сруба?
Задача 16
За 3 дня шофёр проехал 988 км пути. За первые два дня он проехал 644 км, за второй и третий – также 644 км.
Сколько километров пути проехал шофёр за второй день?
Задача 17
За 7 мин художница по росписи посуды расписала 28 кувшинов. За сколько минут она распишет 40 кувшинов, если за 1 минуту будет рас-писывать на 1 кувшин больше?
Задача 18
Ремонтная бригада должна была починить за год 875 лифтов. За первое полугодие отремонтировали 477 лифтов, а за второе – 513.
На сколько больше лифтов от-ремонтировали, чем было предусмо-трено?
Задача 19
Для приготовления раствора для укладки кирпича каменщик взял
60 кг песка, а цемента – на 40 кг меньше. Во сколько раз меньше взяли цемента, чем песка?
Задача 20
На ремонт двух домов маляр израсходовал 17 банок краски, по 4 кг в каждой. На ремонт первого дома было израсходовано 6 банок краски. Сколько килограммов краски пошло на ремонт второго дома?
Задача 21
Один кондитер украшает 24 торта за 3 ч, а другой столько же тортов украшает за 2 часа. (Поставь вопрос и реши задачу)
Задача 22
Две швеи должны сшить по 96 рубашек. Одна из них шьёт за день 12 рубашек, а вторая – 16. Какая швея выполнит работу раньше и на сколько?
12.Презентация
5 страница: « Веселые нотки ».
Частушки о профессиях.
Пропоем мы вам частушки,
Слушайте внимательно,
И под музыку все вместе,
Хлопайте старательно.
Говорю я всем знакомым,
Что хочу быть астрономом.
Не люблю я ночью спать,
Лучше звёзды изучать.
Я люблю перед всем классом
На уроках отвечать.
Этот опыт пригодится –
Я хочу артисткой стать!
Быть разведчиком хочу я,
Ведь находчив я и смел.
Мама спрятала конфеты,
Я разведал где – и съел!
Вам понравились частушки?
Мы пропели их для вас!
Всем желаем мы здоровья,
В этот светлый добрый час
13.Презентация
6 страница:« Интересные профессии ».
А знаете, вы, ребята, что кружева бывают не только из ниток, но из …металла. Презентация
Посмотрите на фотографию: решетка из цветов «выращена» кем?
(чудо - кузнецами, представителями одной из самых старых почитаемых профессий.)
В старину кузнеца называли по-другому – металлург. Он превращал железо в изделие и людей поражало то, что кузнец делал ценные вещи из куска какого-то бурого камня. Поэтому многие народы считали кузнеца чуть ли не волшебником – чародеем.
Оказывается, ребята, есть редкая профессия – загонщики рыбы. И она существует в далекой жаркой стране – Филиппины. Обычно ими работают мальчишки. Они ныряют и плывут не на большой глубине, держась за шнур с привязанными цветными лентами. Рыбы, пугаясь надвигающихся ленточек и людей, плывут в нужном направлении.
Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, запаху, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом - исключительно тонким обонянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией.
Еще одна редкая профессия - постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством - в театре постижёр не просто делает парик, а создает образ. Часто в театре постижёры - это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижёра является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.
Мастера спецэффектов. Эти мастера придумывают эффекты, которые заменяют настоящие продукты. Газированные напитки, йогурты, шоколад - все, что вы видите на рекламе, - это не настоящие продукты, а их заменители. Чтобы пельмени на экране красиво падали в кипяток, они должны быть пластиковыми, а вода - холодной. Видимость кипения создают сразу два устройства: компрессор, наподобие тех, что используются в аквариумах, и специальный моторчик, заставляющий воду бурлить. Потом все изображение корректируется на компьютере.
14.Презентация
6 страница « Поиграй-ка » / игру проводит учитель /.
Игра « Будь внимателен»
Ведущий называет вперемежку названия профессий, инструментов, изделий, продуктов труда. Если слово обозначает профессию - поднять руку.
банкир детектив экскурсовод
ноты картина юрист
вратарь писатель
ножницы баян космонавт
стоматолог стюардесса мука
художник самолёт повар
инкассатор
Игра « Третий лишний ».
Назвать лишнее слово.
Продавец, парикмахер, ножницы.
Программист, закройщик, компьютер.
Игра « Угадай профессию ».
Животные, шприц, ферма /ветеринар/
Журнал, доска, ручка /учитель/
Ваша задача: собрать пословицы, затем подумать и объяснить значение каждой. Понятно? Приступаем к работе. Кто будет готов – поднимите руку, я увижу.
Кто любит труд, того люди чтут. (если человек хорошо работает, то о нем хорошо отзываются, награждают грамотами, помнят тогда,
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Научился сам - научи другого. трудолюбию и взаимопомощи
15.Презентация
7 страница « Профессии родителей ».
- Каждое утро взрослые члены вашей семьи уходят на работу.
- Расскажите, какие у них профессии.
- Чем занимаются ваши родные и близкие?
- Какая профессия у вашей мамы? А у папы?
- Хотели бы вы иметь профессию своего папы или мамы? Почему?
- Какие профессии у ваших родителей /выставка рисунков/
- Вот так и ваши родители тоже, когда- то были маленькими и о чем- то мечтали, и в школе выбрали себе профессию, к которой стремились.
16.Презентация
8 страница « Рассуждалки ».
- Итак, я закрываю последнюю страницу нашего журнала.
О чем рассказывали его страницы?
Какие профессии вам больше понравились?
Почему на свете существует так много профессий?
Зачем люди трудятся?
А можно ли прожить всю жизнь, не трудясь?
О каких профессиях вы узнали?
- Да, ребята, профессий очень много. Но любая важна и необходима. Помните, ребята, в каждой профессии важны такие качества, как знания, умения, ответственность, трудолюбие, честность … Они всегда ценились и ценятся в обществе.
17.Презентация
9 страница. «Для России профессии все нужны!
- Ребята, а ведь у нас каждого из вас есть мечта. Кем вы хотите стать, когда вырастете?
- Сочинения учеников.
- А чтобы стать хорошим специалистом, что вы должны делать? И следует помнить: окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу.
Ученик:
Профессий много на Земле,
Но выбирай, любя.
Решай, мой друг, кем быть тебе,
Ведь каждая из них важна!
Мы все семьёй дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте, на своем
Кто нужен России сейчас?
А, может быть, врач-исцелитель
Сегодня важнее для нас?
Быть может, нужней инженеры?
Возможно, ученый важней?
А, может, нужней офицеры,
Чтоб армию сделать сильней?
Отбросьте ненужные споры
О том, кто важней для страны.
Ответим:Для России профессии все нужны!
18.Презентация
- Ребята, прочитаем хором: Для России профессии все нужны!
-Конечно, какую профессию вы бы не выбрали, все профессии нужны. Не важно, кем вы станете в будущем, прежде всего, чтобы вам эта профессия нравилась.
Песня «Прекрасное далёко».
Мир профессий широк и разнообразен. Современной молодежи бывает сложно выбрать свою, единственную и навсегда любимую специальность. Выбрать профессию - значит не только найти выбрать работу, но и быть принятым в определенную группу людей, принять ее нормы, правила, ценности. Престижность профессии зависит от человека, от его способностей, возможностей и умения реализовать себя, добиться успеха в профессии. В современном обществе все актуальнее становится проблема выбора профессии. Важным становится востребованность ее на рынке труда.
Любить труд, воспитывать уважение к представителям разных профессий необходимо уже с обучения в начальной школе. Одним из эффективных средств в данном направлении является организация внеурочной деятельности младших школьников по профориентации.