Просмотр содержимого документа
«Устное сочинение по картине Б. Кустодиев «Масленица».»
Устное сочинение по картине
Б. Кустодиев «Масленица».
Цели: познакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами; учить различать жанры; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать виды (жанры) устного народного творчества, находить созвучные окончания слов, различия в потешках и прибаутках, сходных по теме, сочинять текст по картине.
Оборудование: портрет художника Б. Кустодиева; карточки с потешками, небылицами; учебники.
Ход урока
Организационный момент .
Речевая разминка
- Прочитайте текст. Попробуйте определить его жанр. (Приговорка.) Приговорка - это прибаутка, то есть нечто, чем сопровождается основной рассказываемый текст
- Коршун, коршун, —
Дети за селом
Тебе кричат,
Не таскай цыплят,
А летай кругом —
Над зеленым лугом.
Прочитайте медленно.
Прочитайте с ускорением.
Прочитайте с грустной интонацией.
Прочитайте с веселой интонацией.
Прочитайте выразительно.
Ш. Проверка домашнего задания
Прочитайте определение понятий, которые мы должны хорошо знать в этом разделе.
Заклички — заклинать — настойчиво умолять о чем-нибудь, во имя чего-нибудь.
Небылицы — в народном творчестве: шутливый рассказ о том, чего не может быть, не бывает.
Прикладное искусство – создание художественных изделий, имеющих утилитарное( имеющий практическое назначение) назначение.
Перевод — перевести. Текст, переведенный с одного языка на другой.
Актуализация знаний. Постановка целей урока
Ребята, как называется текст речевой разминки? (Это приговорка. )
Какие еще жанры устного народного творчества вы знаете? Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с ними.
Работа по теме урока
Ребята, для чего создавались народные песни, потешки, прибаутки?
Издавна наш народ умел не только трудиться, но и веселиться. Так родились веселые народные песенки — потешки и прибаутки. Детские песни называют пестушками.
Прочитайте текст на с. 9I самостоятельно.
Значение какого слова узнали из него? Прочитайте.
(Дети читают о традициях.)
Физкультминутка
Продолжение работы по теме урока
Работа по картине Кустодиева «Масленица»
- Как называется картина Бориса Михайловича Кустодиева?
- Что вы знаете об этом празднике?
- Составьте рассказ по этой картине.
Борис Михайлович Кустодиев (1878—1927) — русский художник.
Родился в Астрахани в семье преподавателя духовной семинарии. Посетив в 1887 г. выставку передвижников и впервые увидев картины настоящих живописцев, юный Кустодиев был потрясен. Он твердо решил стать художником. Окончив в 1896 г. духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Занимаясь в мастерской И.Е. Репина, Кустодиев много пишет с натуры, стремится овладеть мастерством передачи красочного многообразия мира. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного совета» (1901-1903, Русский музей, Петербург). Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева-портретиста. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто посещал в живописные уголки русской провинции, прежде всего города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии ярмарок, маслениц, деревенских праздников) и красочные народные типажи (купчихи, купцы, красавицы в бане - «русские венеры»). После революции Кустодиев создал лучшие свои вещи в сфере книжной иллюстрации («Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова; «Русь» Е.И. Замятина (обе работы - 1923) и другие рисунки) и сценографии («Блоха» Замятина во втором МХАТе (1925) и другие декорации).
Чтение потешек
Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Шла лисичка по мосту.
Несла вязанку хворосту,
Вытопила баньку,
Выкупала Ваньку,
Посадила в уголок,
Дала сладкий пирожок.
Вова, Вова-карапуз
Съел у бабушки арбуз.
Бабушка ругается,
Вова отпирается:
Это, бабушка, не я!
Это кошечка твоя!
Чтение прибауток
Чух, чух, дятел.
Дома ли Яков?
Нет дома Якова,
В город уехал.
Сам на лошадке —
В новенькой шапке.
Жена на баране —
В новом сарафане.
Детки на кошках —
В новых сапожках.
Павушка летала,
Перышки роняла.
Кому эти перышки?
Родимому Вовушке.
На что ему перышки?
Шапочку пушить.
На что шапочка?
Дедушке дарить.
Дадим Вове каши
В красной чаше,
Хлеба краюшку,
Меда кадушку,
Пышки, лепешки,
Куриные ножки.
А лады, лады, лады,
Поехали на зады.
Продали морковку,
Купили коровку.
А коровка с кошку —
Доят понемножку!
Рефлексия
Выберите и продолжите любое предложение.
- На сегодняшнем уроке и узнал...
- На этом уроке я похвалил бы себя за...
- После урока мне захотелось...
- Сегодня я сумел...
Подведение итогов урока
С какими жанрами народного творчества вы познакомились на уроке?
— С каким художником познакомились?
Домашнее задание
Принести изделия прикладного искусства. Найти материал о данном изделии.