Просмотр содержимого документа
«УрТема: определение падежа имени существительного по падежным и смысловым вопросам и предлогам.ок-игра «Что? Где? Когда?»»
3. Воспитывать аккуратность письма, любовь и уважение к матери.
Ход урока
1.Организационный момент.
Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?
Всё ли на месте, всё ли в порядке: книжка, ручка и тетрадка?
2.Проверка домашнего задания:
– индивидуальная работа по карточкам: изменить по падежам слова «трава», «дядя»;
– фронтальная работа – опрос по теме.
3.Чистописание: Мм Мм мо ми ам ум омо умо; мать - материнский мама - мамочка
Сердце матери лучше солнца греет.
– Как вы понимаете смысл этой пословицы? Почему сегодня я записала пословицу о матери? 14 октября 1996 года впервые начали праздновать День матери. Какие ещё пословицы о матери вы знаете? Как мы ещё готовимся к этому дню? (Пишем сочинения, готовим пожелания в газету, рисуем портреты мам, готовим концертную программу, утренник, посвящённый мамам).
4. Работа по теме урока.
– Сегодня на уроке мы будем учиться определять падеж имён существительных, изменять имена существительные по падежам, подбирать подходящие по смыслу предлоги, подбирать антонимы. Назовите падежи и вопросы к ним.
1) – Индивидуальная работа у доски: изменить слово «мама» по падежам;
– самостоятельная работа группы учащихся высокого уровня обученности: списать, изменяя имена существительные по падежам, указать падеж: въехать в (деревня), рубить (топор), посинеть от (холод), помогать (товарищ), забивать (молоток), сварить из (малина).
4) – Работа по группам:
а) впишите предлоги, определите падеж:
добежать____реки читал___животных
подъехал___заводу варенье___земляники
встретил___лесу иду___тропинке
летел ___лугом рос___елью
б) творческое задание для учащихся высокого уровня обученности: из данных слов составьте предложения. Текст озаглавьте. Определите падеж имён существительных: в, было, весело, зоопарке, шумно, и; из, медведь, клетки, еды, выпрашивал, кусочки; бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой; слон, ногой, топал; распушил, хвост, павлин, свой.
– Выделенное слово разобрать по составу.
– Из подчёркнутого предложения выписать словосочетания.
– Определите падеж имён существительного.
5.Физкультминутка: упражнения для глаз; упражнения для пальцев рук; упражнения на осанку.
6. Закрепление материала.
1) – Фронтальная работа. Замените фразеологизмы одним словом: баклуши бить –…(бездельничать), после дождика в четверг – …(никогда), витать в облаках – …(грезить, фантазировать), душа в пятки ушла – …(испугаться), из мухи делать слона – …( преувеличивать), на краю земли – (где-то далеко), работать, засучив рукава – …( хорошо работать).
– Как ещё можно работать? (Спустя рукава).
2) – Самостоятельная работа. Подберите антонимы к выделенным словам (2, 3-й ряд), запишите предложение под диктовку (1-й ряд):
В конце лета, живём в деревне, рассказ о враге, о трусости товарища, жить в ссоре, в вопросе ученика, к середине ночи, о вреде насекомых.
Лёгкий ветерок коснулся речной глади, и в кустах проснулись утки.
Какое словосочетание употреблено в переносном значении?
1.золотые часы
2.золотая цепочка
3.золотые руки
4.золотой браслет
Определи, какое сочетание может быть грамматической основой предложения?
1.в голубом небе
2.громко поёт
3.жаворонок поёт
4.поёт в небе
- Какое получилось число? (2333)
8. Рефлексия.
- Мне было…
- Я узнал…
- В следующий раз…
8. Выставление отметок.
9. Домашнее задание:
Приложение 2
I. Алгоритмы выполнения заданий:
1. Заполни пропуски.
К 1-му склонению относятся имена существительные _____________ и ____________ рода с окончаниями ______,_______.
Например:_____________________________
Ко 2-му склонению относятся имена существительные __________ рода с нулевым окончанием и ________________рода с окончаниями -О, -Е.
Например:______________________________
К 3-му склонению относятся имена существительные ____________________ рода с ____________ окончанием, оканчивающиеся на ___.
Например:______________________________
2. Определи склонение у существительного «синица».
Сначала определим ________ у существительного. Для этого подставим слова ОНА,________. Синица – ____ рода. Выделим окончание. Для этого ____________ слово.
(изменю, подберу однокоренное)
(Нет) ___________. Значит, окончание в слове СИНИЦА – ___. Существительное _____ рода с окончанием ___ относится к (ко)___ склонению.
3. Какое из данных существительных относится ко 2 склонению: фасоль или картофель?
Определим _____ у существительного _____________. Подставим слова ___,____. Это существительное ____ рода с ___ знаком на конце. Значит, существительное _____________ относится к (ко)____склонению.
Ответ: ____________________
4. Докажите, что существительное глушь – 3 склонения.
Решение. Определим род слова _________, для этого подставлю слова_______________
(он, мой; она, моя; оно, мое)
Существительное ГЛУШЬ – _____ рода с __ на конце. Значит, существительное ГЛУШЬ – ____ склонения.
5. Определи склонение у выделенного существительного.
Школьники слушали рассказ о жизни космонавтов.
Поставим существительное ____________ в именительный падеж. Что? _______. Это существительное ___ рода, т.к. можно подставить слова ____, ______ с __ на конце. Значит, существительное ЖИЗНИ -____ склонения.
II. Наборы карточек:
1 набор: В тёплой водичк …, у щук…, на карасик…, в песочк…, от лодк… к лодк… . (на речке)
2 набор: По тропинк…, на полянк…, у берёзк…, у осинк…, от ёлочк… к ёлочк… . (в лесу)
3 набор: Около решётк…, в клетк…, о медвед…, у рыс…, от кормушк… к кормушк… . (в зоопарке)
4 набор: Около карусел…, на катамаран…, на лошадк…, по дорожк…, от горк… к горк… . (в парке)
III. Тест по темам «Падежи. Склонение. Правописание падежных окончаний имён существительных»:
1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)
а) Именительный - кто? что?
б) Родительный - кому? чему?
в) Дательный - кому? чему?
г) Винительный - кто? что?
д) Творительный - кем? Чем?
е) Предложный - о ком? о чём?
2. Найди существительные мужского рода в родительном падеже.
а) искать брата г) седлать коня
б) думать о книге д) отойти от дороги
в) увидеть фильм е) ходить около дома
3. Найди существительные женского рода дательном падеже.
а) приехать к бабушке г) мечтать о прогулке
б) рассказать папе д) играть во дворе
в) подойти к сестре е) книга о природе
4. Найди существительные среднего рода в предложном падеже.
а) нашёл под окном г) видел в зеркале
б) умывать лицо д) плавать в озере
в) построили в городе е) мечтал о прогулке
5. Раздели слова на 3 группы по типу склонения.
приключение гордость дядя
взор техника озеро
печь капель поляна
1-е скл.
2-е скл.
3-е скл.
6. Укажи падежи, в которых у имён существительных 3-го склонения в окончании пишется -и.
а) Именительный в) Винительный
б) Родительный г) Творительный
в) Дательный е) Предложный
7. Какое склонение, падеж и окончание имеет существительное в словосочетании «приехал к дедушк…»?