kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

УрТема: определение падежа имени существительного по падежным и смысловым вопросам и предлогам.ок-игра «Что? Где? Когда?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: определение падежа имени существительного

по падежным и смысловым вопросам и предлогам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«УрТема: определение падежа имени существительного по падежным и смысловым вопросам и предлогам.ок-игра «Что? Где? Когда?»»

Приложение 1

Тема: определение падежа имени существительного

по падежным и смысловым вопросам и предлогам.


Цель: уметь определять падеж имён существительных.

Задачи:

1. Развивать умение правильно строить предложения, речь.

3. Воспитывать аккуратность письма, любовь и уважение к матери.

Ход урока

1.Организационный момент.

Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте, всё ли в порядке: книжка, ручка и тетрадка?

2.Проверка домашнего задания:

– индивидуальная работа по карточкам: изменить по падежам слова «трава», «дядя»;

– фронтальная работа – опрос по теме.

3.Чистописание: Мм Мм мо ми ам ум омо умо; мать - материнский мама - мамочка

Сердце матери лучше солнца греет.

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? Почему сегодня я записала пословицу о матери? 14 октября 1996 года впервые начали праздновать День матери. Какие ещё пословицы о матери вы знаете? Как мы ещё готовимся к этому дню? (Пишем сочинения, готовим пожелания в газету, рисуем портреты мам, готовим концертную программу, утренник, посвящённый мамам).

4. Работа по теме урока.

– Сегодня на уроке мы будем учиться определять падеж имён существительных, изменять имена существительные по падежам, подбирать подходящие по смыслу предлоги, подбирать антонимы. Назовите падежи и вопросы к ним.

1) – Индивидуальная работа у доски: изменить слово «мама» по падежам;

– фронтальная работа: списать слова, ставя имена существительные в единственное число: товарищи, мыши, трубачи, броши, циркачи, вещи, силачи, речи, экипажи, лучи, ландыши, ночи;

– самостоятельная работа группы учащихся высокого уровня обученности: списать, изменяя имена существительные по падежам, указать падеж: въехать в (деревня), рубить (топор), посинеть от (холод), помогать (товарищ), забивать (молоток), сварить из (малина).

4) – Работа по группам:

а) впишите предлоги, определите падеж:

добежать____реки читал___животных

подъехал___заводу варенье___земляники

встретил___лесу иду___тропинке

летел ___лугом рос___елью

б) творческое задание для учащихся высокого уровня обученности: из данных слов составьте предложения. Текст озаглавьте. Определите падеж имён существительных: в, было, весело, зоопарке, шумно, и; из, медведь, клетки, еды, выпрашивал, кусочки; бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой; слон, ногой, топал; распушил, хвост, павлин, свой.

– Выделенное слово разобрать по составу.

– Из подчёркнутого предложения выписать словосочетания.

– Определите падеж имён существительного.

5.Физкультминутка: упражнения для глаз; упражнения для пальцев рук; упражнения на осанку.

6. Закрепление материала.

1) – Фронтальная работа. Замените фразеологизмы одним словом: баклуши бить –…(бездельничать), после дождика в четверг – …(никогда), витать в облаках – …(грезить, фантазировать), душа в пятки ушла – …(испугаться), из мухи делать слона – …( преувеличивать), на краю земли – (где-то далеко), работать, засучив рукава – …( хорошо работать).

– Как ещё можно работать? (Спустя рукава).

2) – Самостоятельная работа. Подберите антонимы к выделенным словам (2, 3-й ряд), запишите предложение под диктовку (1-й ряд):

В конце лета, живём в деревне, рассказ о враге, о трусости товарища, жить в ссоре, в вопросе ученика, к середине ночи, о вреде насекомых.

Лёгкий ветерок коснулся речной глади, и в кустах проснулись утки.

– Охарактеризуйте предложение, назовите словосочетания, определите падеж имён существительных (коллективно с комментированием).

7. Контроль усвоение материала.

Тест:

Под каким номером существительное мужского рода?

1.книга

2.ручьи

3.чувство

4.облака

Какое слово может быть подлежащим?

1.летом

2.на дворе

3.велосипед

4.по дороге

Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

1.золотые часы

2.золотая цепочка

3.золотые руки

4.золотой браслет

Определи, какое сочетание может быть грамматической основой предложения?

1.в голубом небе

2.громко поёт

3.жаворонок поёт

4.поёт в небе

- Какое получилось число? (2333)

8. Рефлексия.

- Мне было…

- Я узнал…

- В следующий раз…

8. Выставление отметок.

9. Домашнее задание:

























Приложение 2

I. Алгоритмы выполнения заданий:

1. Заполни пропуски.

К 1-му склонению относятся имена существительные _____________ и ____________ рода с окончаниями ______,_______.

Например:_____________________________

Ко 2-му склонению относятся имена существительные __________ рода с нулевым окончанием и ________________рода с окончаниями -О, -Е.

Например:______________________________

К 3-му склонению относятся имена существительные ____________________ рода с ____________ окончанием, оканчивающиеся на ___.

Например:______________________________

2. Определи склонение у существительного «синица».

Сначала определим ________ у существительного. Для этого подставим слова ОНА,________. Синица – ____ рода. Выделим окончание. Для этого ____________ слово.

(изменю, подберу однокоренное)

(Нет) ___________. Значит, окончание в слове СИНИЦА – ___. Существительное _____ рода с окончанием ___ относится к (ко)___ склонению.

3. Какое из данных существительных относится ко 2 склонению: фасоль или картофель?

Определим _____ у существительного _____________. Подставим слова ___,____. Это существительное ____ рода с ___ знаком на конце. Значит, существительное _____________ относится к (ко)____склонению.

Ответ: ____________________

4. Докажите, что существительное глушь – 3 склонения.

Решение. Определим род слова _________, для этого подставлю слова_______________

(он, мой; она, моя; оно, мое)


Существительное ГЛУШЬ – _____ рода с __ на конце. Значит, существительное ГЛУШЬ – ____ склонения.

5. Определи склонение у выделенного существительного.

Школьники слушали рассказ о жизни космонавтов.

Поставим существительное ____________ в именительный падеж. Что? _______. Это существительное ___ рода, т.к. можно подставить слова ____, ______ с __ на конце. Значит, существительное ЖИЗНИ -____ склонения.

II. Наборы карточек:

1 набор: В тёплой водичк …, у щук…, на карасик…, в песочк…, от лодк… к лодк… . (на речке)

2 набор: По тропинк…, на полянк…, у берёзк…, у осинк…, от ёлочк… к ёлочк… . (в лесу)

3 набор: Около решётк…, в клетк…, о медвед…, у рыс…, от кормушк… к кормушк… . (в зоопарке)

4 набор: Около карусел…, на катамаран…, на лошадк…, по дорожк…, от горк… к горк… . (в парке)

III. Тест по темам «Падежи. Склонение. Правописание падежных окончаний имён существительных»:

1. К какому из падежей не подходят приведённые вопросы? (Зачеркните этот вопрос, напишите правильный)

а) Именительный - кто? что?

б) Родительный - кому? чему?

в) Дательный - кому? чему?

г) Винительный - кто? что?

д) Творительный - кем? Чем?

е) Предложный - о ком? о чём?

2. Найди существительные мужского рода в родительном падеже.

а) искать брата г) седлать коня

б) думать о книге д) отойти от дороги

в) увидеть фильм е) ходить около дома

3. Найди существительные женского рода дательном падеже.

а) приехать к бабушке г) мечтать о прогулке

б) рассказать папе д) играть во дворе

в) подойти к сестре е) книга о природе

4. Найди существительные среднего рода в предложном падеже.

а) нашёл под окном г) видел в зеркале

б) умывать лицо д) плавать в озере

в) построили в городе е) мечтал о прогулке

5. Раздели слова на 3 группы по типу склонения.

приключение гордость дядя

взор техника озеро

печь капель поляна

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

6. Укажи падежи, в которых у имён существительных 3-го склонения в окончании пишется -и.

а) Именительный в) Винительный

б) Родительный г) Творительный

в) Дательный е) Предложный

7. Какое склонение, падеж и окончание имеет существительное в словосочетании «приехал к дедушк…»?

а) 1-е скл., Р.п., окончание - и.

б) 3-е скл., Д.п., окончание - и.

в) 2-е скл., П.п., окончание - е.

г) 2-е скл., Д,п., окончание - е.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Кадиева Айшат Магомедовна

Дата: 06.02.2021

Номер свидетельства: 572387


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства