Урок занимательной грамматики в 1-м классе
Цели:
- Привитие интереса к изучению русского языка.
- Развитие творческих способностей.
- Вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность.
Ход урока
1. Сообщение темы урока.
Сегодня у нас будет не обычный, а весёлый урок русского языка. Мы побываем в гостях у тех букв, с которыми познакомились на уроках обучения грамоте. Деление на группы.
2. Весёлые задания.
Отгадайте загадку. Какая это буква?
Вот два столбца наискосок,
А между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква………(А)
2) А вы знаете, дети, почему буква А самая первая в алфавите? Послушайте рассказ “Почему буква А первая”.
В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезли из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?
Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует “Абракадабра”! (то есть неразбериха).
Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинается ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-шуточки…
Всё правильно, - молча думали согласные буквы, - ведь недаром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.
Но громче всех кричала буква Я.
- Я не понимаю, почему всё же первая А, а не Я?
А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово каждого малыша начинается на А.
Это какое же такое слово? – не унималась Я.
Агу, - сказала А. – И, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике.А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!
Так! – сказал твёрдый знак.
Ведущий: Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей – то дом
И хозяйничает в нём!
Но едва туда вошла
Буква – озорница,
Очень странные дела
Начали твориться.
К нам в гости пришли буквы – озорницы. Они любят играть в прятки. Разрешите им поиграть с вами!
Эта буква широка
И похожа на жука (Ж).
На эту букву посмотри
Она совсем как цифра 3 (З).
Вот два столба наискосок
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква … (А)
Ты с этой буквою знаком.
Стоят два колышка рядком,
А между ними – поясок,
Натянутый наискосок (И).
В этой букве нет угла,
До того она кругла.
До того она кругла –
Укатиться бы могла (О).
Молоток стучит «Тук – тук!
Этой букве я старый друг» (Т)
Ведущий. Кто больше назовёт слов на букву «Д»?
3.Физминутка. Игра «Как живёшь?»
(Учитель задаёт вопрос, а дети отвечают и показывают одновременно движения).
Как живёшь? (Вот так!)
А плывёшь? (Вот так!)
Как бежишь? (Вот так!)
Вдаль глядишь? (Вот так!)
Ждёшь обед? (Вот так!)
Машешь вслед? (Вот так!)
Ночью спишь? (Вот так!)
А шалишь? (надув щёки, хлопнуть по ним кулачками)
Ведущий. К нам в гости пришёл ёжик. Но почему – то он загрустил.
- Игра «Раздели на слоги» Картинки на доске.
Игра «Подскажи словечко».Ведущий. Скажу я слово «высоко»
А ты ответишь – (низко).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь – (близко).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты – (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,
Ну, отвечай (конец).
Ведущий.Игра « Каких зверей так называют?»
Косой – (заяц).
Косолапый – (медведь).
Наседка – (курица).
Сохатый – (лось).
Серый разбойник – (волк).
Лесной доктор – (дятел).
Пернатая кошка – (сова).
Рыжая плутовка – (лиса).
5.Работа в группах. Лидер группы выбирает букву и дети рисуют постер с ассоциациями.
6.Защита постеров.
7.Рефлексия.