Просмотр содержимого документа
«Урок во 2 классе по предмету «Человек и мир»«Человек и мир» во 2 классе "Птицы"»
Государственное учреждение образования
«Эсьмонский учебно-педагогический комплекс
детский сад-средняя школа Белыничского района»
Проект урока
по предмету «Человек и мир» во 2 классе
«Птицы»
Кудровец Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
2016
Цель: Формирование представления о птицах родного края, их значении в природе и жизни человека.
Задачи:
1. Познакомить с видами птиц, способами питания;
2. Развивать логическое мышление, наблюдательность, интерес к жизни пернатых;
3. Воспитывать чувство сострадания и желание заботиться о птицах зимой.
Оборудование: иллюстрации по теме урока, грамзапись голосов птиц, презентация по Красной книге Республики Беларусь, карточки-задания, таблицы, книги.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Нам, друзья, нельзя лениться,
В школу мы пришли учиться.
- Прежде чем начать работу, мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на урок, и готовы ли вы к работе. Поднимите сигнальные карточки. ( Дети сигнализируют).
Проверка домашнего задания
-Поскольку у вас хорошее настроение и вы готовы работать, наш урок мы начнем с игры «Собери зверей в группы» (разделить зверей по способу питания на растительноядных, хищников, насекомоядных и всеядных)
Работа по карточкам.
- Ребята, а сейчас, пожалуйста, поменяйтесь с соседом по парте карточками. Проверьте и оцените работу. (Дети оценивают работу соседа, 2-3 ребенка поясняют почему так оценили).
Объявление темы и целей урока
Звучит грамзапись с голосами птиц.
-Ребята, как вы думаете, о ком пойдет речь сегодня на уроке (О птицах). Правильно.
Заливается звонок
Птицы зовут нас на урок.
Глаза внимательно глядят.
Слушаем, запоминаем—
Нового не пропускаем.
-Сегодня у нас необычный урок, урок-путешествие. Во время путешествия мы встретимся с разными видами птиц, узнаем о значении их в природе и в жизни человека, познакомимся со способами питания птиц. А знаете ли вы главное правило, которое необходимо выполнять во время путешествия? (Ответы детей) Правильно, нужно быть внимательными, доброжелательными, дисциплинированными.
-В путешествие мы отправимся командами, а для этого поиграем в игру «Собери птицу». Вы все умеете складывать пазлы. Сейчас каждый из вас вытянет один пазл. И попробуйте быстро сложить птицу. (Дети тянут карточку на которой нарисована часть птицы, а потом объединяются в группы, сложив птицу. Учитель в это время ставит иллюстрации). Вот мы и поделились на команды. Каких птиц вы сложили?
Работа по теме
-Итак ребята, мы с вами отправляемся в путешествие по стране «Пернатые». А как вы думаете, почему она так называется? ( Пернатые—от слова перья. А тело всех птиц покрыто перьями). Правильно, ребята. А девизом нашего урока будут слова «Всякая дорога с другом веселей». А как вы думаете, почему у нас такой девиз? Потому что сегодня мы с вами будем работать в группах. Поэтому постарайтесь работать дружно. Путешествовать по стране «Пернатые» мы будем от станции до станции. И первая наша станция называется «Кто они». Ребята, давайте прочитаем высказывания, которые написаны на доске и обсудим их.
-А, все ли птицы летают? (Страус не летает, а бегает)
-Есть ли другие животные, которые летают? (Да. Насекомые, летучие мыши).
3 Тело птиц покрыто перьями (Да)
-Ребята, давайте обобщим, так кто же такие птицы?
(Птицы—это животные, тело которых покрыто перьями, большинство из них летают) (Слайд 1 Птицы)
-А сейчас откройте свои тетради на странице 48, и выполним задание 58. Вам нужно линией отделить птиц от других животных. (Работа детей в тетрадях)
-Сколько птиц у вас получилось? (4) (Учитель просматривает тетради). Назовите этих птиц. Пожалуйста, оцените свою работу при помощи «волшебной ручки». (Дети показывают на ручке при помощи резинки уровень, на который они выполнили задание. 2-3 ребенка поясняют свой выбор).
- На Земле существует более 8 600 видов птиц. Общее число птиц, которые обитают на нашей планете, превышает 100 миллиардов. Есть птицы совсем маленькие, которые даже меньше бабочки. Это колибри.
(Слайд 2 колибри )
-Есть огромные, выше человека—страусы. Рост страуса доходит до 2м 70 см. Это как от пола до потолка в нашем классе. (Слайд 3 страус)
-Ребята, а где можно встретить птиц? ( Лес, поле, луг, болото, речка). А как вы думаете, какую пользу приносят птицы (Ответы детей). А теперь давайте обобщим ваши ответы. ( Ученики зачитывают обобщение)
1. Птицы оберегают леса, сады, огороды от вредных насекомых.
2. Птицами приятно любоваться.
3. Птицы радуют нас своим пением.
- Вы хорошо справились с заданиями на первой станции, и поэтому мы отправляемся на вторую—«Знатоки птиц». На этой станции нам необходимо разгадать кроссворд. (Учитель читает загадки, а ученики отгадывают. Кроссворд на доске)
с
о
в
а
с
и
н
и
ц
а
с
о
р
о
к
а
д
я
т
е
л
1. У нее глаза большие,
Хищный клюв всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днем.(Сова)
2. Ей на месте не сидится:
Все летает целый день,
Суетится, суетится.
Целый день звенит:«Тень-тень!»
Угадай-ка, что за птица?
То веселая….(Синица)
3.Верещуньи, белобоки,
И зовут их всех… (Сороки)
4.Черный жилет,
Красный берет,
Нос как топор,
Хвост, как упор.
Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. ( Дятел). А как еще по-другому называют дятла? (Лесной доктор). Почему?
- Ребята, посмотрите, какую птицу мы разгадали в кроссворде? А как вы думаете, почему именно аист? (Эта птица- символ нашей Беларуси). (Слайд 4 аист) А что вы знаете об этой птице? (Чем питается? Где гнездится? Какой клюв? Какие ноги?)
-Молодцы, ребята. Вы хорошо справились и с этим заданием. И мы с вами отправляемся на станцию «Орнитологов»
- А вы знаете, кто такие орнитологи? (Ответы детей) У каждой группы на столе лежит словарь.Найдите, пожалуйста, слово орнитология. (Дети ищут слово в словаре). Ребята, раз орнитология—это наука о птицах, то кто такие орнитологи? (Это ученые, которые изучают жизнь и привычки птиц). Сейчас каждый из вас сможет ощутить, насколько тяжела и интересна эта работа. Я вам предлагаю карточки, на которых изображена птица, а вы всей группой должны ее описать по плану, который находится в книге на стр.95. Но прежде чем начать работу, мы с вами распределим обязанности. Дети тянут полоски. (Руководитель—делает доклад по окончанию работы. Егерь—отвечает на вопросы 1, 6. Художник -отвечает на вопросы 2,5. Секретарь—записывает данные. Лесничий—отвечает на вопросы 3,4).
(Практическая работа)
Выступление детей. (описание птиц: синица, журавль, сойка, снегирь)
-Ребята, скажите, какую из этих птиц мы не можем увидеть зимой? (Журавля)
-Почему? (Она перелетная) А каких перелетных птиц вы еще знаете? А как называются птицы, которые не улетают в теплые края? (Зимующие). Назовите зимующих птиц.
5.Физкультминутка. Дети, давайте встанем из-за парт и поиграем в игру «Зимующие, перелетные». Если я буду называть зимующую птицу, вы будете прыгать, греться как птички на морозе. Если я назову перелетную птицу, вы машите руками. (Синица, аист, скворец, дятел, жаворонок, голубь, снегирь …Название птиц сопровождается рисунками).
-Немножко отдохнули, и продолжаем наше путешествие. Следующая станция «Красная книга». Что вы знаете о красной книге? (Это официальный документ, в котором в алфавитном порядке содержатся сведения о редких и исчезающих видах растений и животных Беларуси). Почему она красного цвета. (Это цвет тревоги)
Слайд. (Красная книга)
- Ребята, давайте посмотрим, какие же птицы занесены в красную книгу Республики Беларусь. (Просмотр проекта «Птицы, занесенные в красную книгу»). (Во время просмотра слайдов учитель по несколько предложений говорит о каждой птице).
-Скажите, ребята, почему исчезают птицы? (Ответы детей). Что можно сделать для их охраны? (Ответы детей)
-Следующая станция нашего путешествия называется «Птичья столовая». На этой станции нам необходимо заполнить таблицу «Способы питания птиц». Но сначала выполните задание на карточках. Ваша задача стрелочками соединить птиц с их кормом. (Работа в группах). Итак, проверяем работу и сразу же будем заполнять таблицу:
-Покажите сигнальной карточкой, кто правильно справился с данным заданием.
Следующая станция «Родничок сюрпризов».
-Ребята, сегодня перед уроком мне передали посылку. Ой, смотрите, здесь и письмо есть, адресованное вам. Давайте прочитаем его. (Письмо читает ученик)
Как птице перезимовать?
Известно, что у птах
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
И если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Птицам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки,
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей…
Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенья птицы ждут от вас.
Им ведь надо очень мало:
Воробью насыпьте вы пшена,
Угостите синичку салом,
Чтоб вернулась к нам весна.
Кормите их! Согрейте!
Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу…
А то и манной кашки.
И оживут бедняжки!
По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое!»
-Ребята, а давайте посмотрим, что там в посылке? (Из посылки достаем кормушку). На перемене мы с вами пойдем на улицу, повесим кормушку с кормом для птиц, и вы будете наблюдать за этими интересными животными. А сейчас мы с вами продолжаем наше путешествие и отправляемся на последнюю станцию.
6. Закрепление.
Станция «Всезнайки»
-Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я каждому из вас дам карточку. На месте пропусков вы должны дописать нужные слова.
-Давайте проверим как вы справились с заданием. (Дети по очереди читают предложения). Покажите при помощи сигнальных карточек, как вы справились с этим заданием.
-Ребята, вы устали? Тогда давайте поиграем в игру «Прилетели птицы».
Если во время чтения стихотворения вы услышите вместо названия птицы что-то другое, хлопайте в ладоши, топайте ногами. Будьте внимательными, начинаем.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
-Что не правильно? (мухи)
-А мухи это кто?(насекомые)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, куницы…
- А кто такие куницы? (звери)
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки…
-Что не правильно?
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Даже совки-сплюшки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
7. Домашнее задание
-Ребята, вы хорошо усвоили тему урока, поэтому на следующем уроке можете удивить своих одноклассников, рассказав о птице, которая вас больше всего заинтересовала сегодня на уроке. А прочитать о птицах вы можете в книгах «Хрестоматия для внеклассного чтения по курсу «Человек и мир» (автор Вдовиченко Валентина Максимовна), «По страницам Красной книги» (Автор И.П.Шамякин) , энциклопедии и др. (Учитель демонстрирует книги)
8. Подведение итогов. Рефлексия
-С какой темой познакомились на уроке? Что нового узнали на уроке.
С работой вы справились отлично. Молодцы. А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы закончили урок. Если урок вам понравился, вы узнали много нового—поднимите зеленую карточку. Если вам было не интересно на уроке—поднимите красную карточку.
Тема моего урока «Птицы». Это второй урок по разделу «Животные». Из предварительной беседы с учителем я выяснила, что класс работоспособный. Есть дети с высоким и средним уровнем знаний. Поэтому урок изучения нового материала я построила на элементах проблемно-игровой технологии.
Для проведения данного урока мной были поставлены следующие цели: формирование представления о птицах родного края, их значении в природе и жизни человека; познакомить со способами питания птиц; развивать логическое мышление, наблюдательность, интерес к жизни пернатых; воспитывать чувство сострадания и желание заботиться о птицах зимой. Поставленных целей достигла полностью. Для этого были использованы иллюстрации по теме урока, грамзапись голосов птиц, презентация по Красной книге Республики Беларусь, дидактический материал.
Для того, чтобы заинтересовать детей, настроить на работу на организационном моменте я использовала грамзапись. Для определения темы урока использовала проблемно-поисковый метод. Дети обсуждали высказывания, делали предположения, и в результате сами сделали вывод о том, кто же такие птицы.
На творческо-познавательном этапе для достижения целей урока я использовала словесные, игровые методы, метод проблемного изложения материала, частично-поисковый метод, видеометод. Игровой метод повышает интерес у детей. А так как у меня был 2 класс, то этот метод вполне приемлем. Частично-поисковый метод я использовала потому, что дети лучше запоминают тот материал, те понятия до которых они додумались сами. Метод проблемного изложения материала я использовала в основном для достижения такой цели, как развитие логического мышления.
На творческо-обобщающем этапе проверка знаний была организована индивидуальная и групповая устная и письменная формы опроса. На уроке осуществлялась межпредметная связь с уроком музыки, математикой, русским языком и др. на уроке удалось…., не удалось…..