Просмотр содержимого документа
«Урок урока познание мира по теме "Вода.Свойства воды"»
Тема: Вода. Свойства воды.
Цели:
Формировать и дополнять знания о свойствах воды.
Формировать представления учащихся о применении свойств воды в жизни человека.
Развивать навыки практической деятельности (опыты), наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
Воспитывать бережное отношение к природе, умение работать в коллективе.
Оборудование: карточки для детей с указанием должности, таблицы, листочки с описанием опыта, наборы для проведения опытов.
Ход урока.
I Организационный момент.
Вот и прозвенел звонок
Начинаем мы урок
Друг на друга посмотрите
Повернитесь,улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?
Задают вопросы
Ищут ответы на эти вопросы
Наблюдают, проводят опыты
Проверяют свои догадки
(деление на группы)
В каждой группе есть:
Старший научный сотрудник (проводит опыт)
Помощник (читает задание)
Лаборант (готовит нужные мат. для опыта)
эсперты (заполняют таблицу)
II Вызов.
Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы дождик лился с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без …. (воды)
Зная тему урока ,какие учебные задачи поставим перед собой? К концу урока мы составим проект по теме вода
III Осмысление.
а) Ассоциативный ряд (кластер «Вода») презентация групп
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется?
Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней… (сказать эти слова на каз. и англ. языках)
Научные группы получают задание:
1 гр.-исслед.№1—узнать,в каком состоянии бывает вода
2гр. Исследовать свойства воды(цвет,прозрачность,вкус,запах)
3гр. Исследовать свойства воды(растворитель,форма,текучесть).
Практическая работа .
Презентация 1-ой группы.
Сейчас с помощью загадок мы узнаем, в каком состоянии бывает вода в природе.
Говорю я брату:
1.-Ох, с неба сыплется горох!
-Вот чудак,- смеётся брат,
Твой горох ведь это… (град)- в твёрдом состоянии
2.На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые. (снег)- в твёрдом состоянии
3.Молоко над речкой плыло, Ничего не видно было. Растворилось молоко – Стало видно далеко. (туман)- в газообразном состоянии
4.Пушистая вата, плывёт куда- то
Чем вата ниже, тем дождик ближе (облака)-в газообразном состоянии
5.Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий.
В тучах прячется, во мгле,
6.Только ноги на земле (дождь)- в жидком состоянии
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали
А пошли искать их днём
Ищем, ищем не найдём (роса)- в жидком состоянии
Вывод: Вода бывает в жидком,твердом и газообразном состоянии.
Презентация 2-ой группы
Практическая работа .
1.На столе лежит цветная бумага. Сравни цвет воды с цветом бумажных полосок. Можно ли назвать воду красной, зелёной, жёлтой, белой?
-Запиши правильный ответ.
Вывод: Вода не имеет цвета.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
2.На столе стоит стакан с водой. Опусти в стакан с водой ложку.
-Хорошо ли она видна в воде?
Вывод: Вода прозрачна.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
3.У вас на столе стоят стаканы с водой. Попробуй на вкус воду.
Какой на вкус сахар, соль, лимон, лук, вода?
Вывод: Вода не имеет вкуса.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
4.На столе стоит стакан с водой. Понюхай воду.
Чем она пахнет?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Презентация 3-ей гр. Послушайте логическую задачу.Угадайте,о каком свойстве воды идет речь?
-Два осла отправились в дорогу с кладью. Один был навьючен солью, другой- ватой.Вскоре им пришлось переходить через речку. Когда осёл, навьюченный солью, вышел из воды, то побежал во всю прыть: ноши его как не бывало. А осёл с ватой еле передвигал ноги. Почему? Что произошло?
Вывод: Вода является хорошим растворителем
1. На столе стоят стакан, чашка, блюдце. Налей воду в посуду.
-Какую форму принимает вода в стакане, чашке, блюдце?
Вывод: в стакане вода имеет форму стакана, в чашке- форму чашки, в блюдце- форму блюдца. Она принимает форму той посуды, в которую налита. Вода не имеет своей формы.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
2.На столе два стакана: один с водой, а другой пустой. Перелей воду из одного стакана в другой
Вывод: Вода текуча.
ЗАПИСЬ В ТАБЛИЦЕ
-О каких свойствах воды вы узнали?
ВЫВОД: вода не имеет формы, прозрачна, текуча, без запаха, безвкусна, не имеетцвета
Физминутка Танец снеговиков
(показываю глобус) Что это? Какого цвета больше на глобусе? Как вы думаете ,много ли воды на земле? Что нужно делать ,чтобы вода не исчезла?
Работа по группам:
1 гр. Составить правила бережного отношения к воде
2гр. Рассмотри 3 знака.Какой из них ты посоветуешь повесить в школе,чтобы он напоминал о бережном отношении к воде?
3гр. Написать эссе «что произойдет с планетой ,если исчезнет вода?
Презентация групп
Как вы дома бережете воду?
Выступление Драгун Романа (интересные факты о воде)
Мини-тест (да-+;нет-) взаимопроверка оценивание
Групповое составление синквейна
Вода
Прозрачная,бесцветная
Течет,журчит,льется
Без воды нет жизни на земле.
Вода-жизнь.
Рефлексия:
Я сегодня узнал….
На уроке мне понравилось…
На уроке мне было …
Возьмите стикеры и отметьте,с каким настроением вы уходите с урока (грустный и веселый смайлик)
Урок я хочу закончить такими словами:
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни!
А где человек использует воду?
Готовит пищу, утоляет жажду, моется…
1ученик: Вы слыхали о воде? Говорят, она везде! В луже, в море, океане И в водопроводном кране.
2 ученик: Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает. Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся. Средь высоких стройных елей Рушится потоком селей.
3 ученик: На плите у вас кипит, Паром чайника шипит, Растворяем сахар в чае. Мы её не замечаем, Мы привыкли, что вода - Наша спутница всегда.
4 ученик: Без воды нам не умыться, Не наесться, не напиться. Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить.
в) Лабораторная работа.
- А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь».
В нашей лаборатории будут работать четыре научные группы.
(деление на группы)
В каждой группе есть:
Старший научный сотрудник
Помощник
Лаборант
Эксперты
(распределение ролей)
Определим правила, по которым работают учёные в группах.
Старший научный сотрудник проводит опыт
Помощник читает задание
Лаборант – готовит нужные материалы для опыта
Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим +.
Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.
Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.
Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.
Свойства воды.
Есть
(да)
Нет
прозрачность
цвет
запах
вкус
является ли растворителем
текучесть
имеет ли форму
Физминутка «Лягушата»
Опыт №1. Определите «Прозрачна ли вода?»
Опустите ложку в стакан с водой. Видно ли ложку в стакане с водой?
Вывод: вода __________________
Отметьте это свойство в таблице.
Опыт №2. Определите «Имеет ли вода цвет»?
Перед вами лежат полоски цветной бумаги. Сравните цвет полосок с цветом воды.
- Можно ли назвать воду синей? красной? белой?
Что вы можете сказать о цвете воды?
Ваш вывод: вода цвета ________________________
Отметьте это свойство в таблице.
Опыт №3. Определите «Имеет ли вода запах?»
Возьмите стаканчик с водой в одну руку, а другой помахивайте в сторону носа.
Что можете сказать о запахе воды?
Ваш вывод: вода запаха ____________________
Отметьте это в таблице.
Опыт №4. Определите «Имеет ли вода вкус?»
Налейте из стаканчика немного воды и попробуйте её.
Что можете сказать о вкусе воды?
Вывод: вода вкуса__________________________
Отметьте это свойство в таблице.
Опыт №5. Определите «Является ли вода растворителем?»
Возьмите стакан с водой. Бросьте туда кусочек сахара. Размешайте воду стеклянной палочкой. Понаблюдайте, что произошло с сахаром.
Куда исчез сахар? Сахар ___________________
Вывод: вода – ______________________________
Отметьте это свойство в таблице .
Опыт №6. Определите «Обладает ли вода свойством текучести?»
Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло.
Наклоните стекло. Что произошло с каплей?
Вывод: вода __________________
Отметьте этот вывод в таблице.
Опыт №7. Определите «Имеет ли вода форму?»
У вас на столе стоит стакан с водой. Перелейте воду из стакана в чашку, затем из чашки в сосуд. Что происходит с формой воды?
Какую форму приняла вода в стакане? Какую форму приняла вода в чашке?
Вывод: вода _______________________________
Отметьте это в таблице.
Итак, мы определили основные свойства воды. Давайте их ещё раз повторим.
А сейчас я предлагаю вопрос-утверждение: вода в природе встречается в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.
Как это можно объяснить?
(обсуждение в группах)
Задание для групп: Отгадать загадку.Определить состояние воды.
1. Когда повяли все цветы,
Мы прилетели с высоты.
Мы, как серебряные пчёлки,
Уселись на колючей ёлке. (Снежинки).
2. Ни в огне не горит,
Ни в воде не тонет. (Лёд).
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было,
Растворилось молоко –
Стало видно далеко. (Туман).
Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали.
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. (Роса).
IV Рефлексия.
Вы сегодня были сотрудниками лаборатории.
Все ребята сегодня хорошо работали.
Продолжите предложение:
- Я сегодня узнал(а) ….
- На уроке мне понравилось …
- За урок я себе поставлю « », потому что …
V Домашнее задание.
Мы с вами познакомились лишь с малой частью знаний о воде. Предлагаю вам дома продолжить исследовательскую деятельность и поработать с учебником.
с. 46 – 49 читать, отвечать на вопросы
провести опыт – набрать в бутылку воды и вынести на мороз.
Возьмите каждый капельку воды из бумаги и приклейте под смайлик, предварительно опустив капельку в воду.