Дать представления детям о признаках зимы, познакомить с признаками матушки-зимы в природе.Рассказать о красоте зимней природы.Прививать любовь к родной природе.На примера русских писателей привить желание писать стихи. Вспомнить зимние месяцы,учить составлять пословицы о зиме.Расширить словарный запас учащихся.Составлять по картинкам небольшие рассказы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок развития речи "Зимушка-зима"»
Урок развития речи «Зимушка - зима»
2 класс
Учитель начальных классов Рожкова Светлана Николаевна
Цель урока: Уточнить представления учащихся о признаках, зимы, отметить характерные признаки зимы в природе;
Развитие связной речи, мышления, навыков речевого общения, обогащение словаря, развитие логического мышления;
Учить детей видеть красоту зимней природы, воспитание любви к родной природе.
Оборудование:картины «Зима», конверты с «осколочными» картинками на тему «Зима», карточки «признаки зимы»и пояснения к ним, серия картинок «четвёртый лишний», словарные слова.
Ход урока
1. Организационный момент.
2.Введение в тему.
-Чтобы узнать о чём пойдёт речь на сегодняшнем нашем уроке, отгадайте загадку: Тройка,тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица
-Белокожа, белолица,
Как махнула рукавом-
Всё покрылось серебром.
- Молодцы! Вы легко догадались, что сегодня мы будем говорить о зиме, её признаках и особенностях.
Повторение. Беседа с детьми-.
- Когда зима приходит в наши края?
- Назовите зимние месяцы.
- Какой по счёту месяц зимы сейчас?
- Про январь говорят «Январь – году начало,зиме середина…»
Работа с календарём природы. - Какая погода сегодня?
5.Вводная беседа учителя: - Зима - красивое время года. Никто и никогда не спутает зиму с другим временем года. Много стихов написано нашими поэтами об этом волшебном времени года. Великий русский поэт А. С. Пушкин писал о ней так:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
3. Александрова.
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло. Где летом пели зяблики
Сегодня — посмотри,-
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
С. Чёрный
На дороге мороз,
В поле плачут волки. Снег крыльцо занёс Выбелил все ёлки.
Беседа:- Что изменилось в природе с приходом зимы?
- Какое небо зимой? / зимние, низкие, тёмные облака/ - Какими стали осадки по сравнению с осенним дождём?
снег, крупа, изморозь/
- Что произошло с почвой?
- Какие изменения произошли на водоёмах?
- Какова продолжительность дня и ночи?
- Как изменилась жизнь животных и птиц?
- Что можно сказать о растениях?
/растения спят, они находятся в состоянии покоя/ - Какие изменения произошли в жизни людей?
/оделись в зимнюю одежду, топят печи, чтобы не замёрзнуть, очищают от снега дорожки/
- Любите ли вы это время года? Почему?
- Кому особенно плохо зимой? Как мы должны погомать птицам?
Игра: «Что случилось? Почему? Это я сейчас пойму.»
Оттепель — кратковременное потепление зимой, но она не изменяет зимнего пейзажа.
Метель — сильный ветер, который несёт не только падающий снег, но и тот, который лежит на земле.
Изморозь - белый пушистый снег, иногда покрывающий ветки деревьев. Физминумка*
Солнце землю греет слабо
/руки вверх-вниз/
По ночам трещит мороз
Во дворе у снежной бабы
/руки на пояс, поворот вокруг себя/ Побелел морковный нос
/дети растирают нос/
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда /прыжки на месте/
Вьюга злится, снег кружится,
/дети кружатся/
Заметает всё кругом белоснежным серебром, /имитируют движения руками/.
9. Загадки.
На дворе горой, а в избе водой, /снег/
Белые мухи на поле сели, /снег/
Без рук, без ног по полю скачет, в село помчится, в двери стучится.
/ветер/
Летом серый - зимой белый, /заяц/
Что вверх корнем растёт? /сосулька/
Избушка новая - для всех столовая,
Зовёт обедать, крошек отведать, /кормушка/
Меня не растили - из снега слепили. Вместо носа ловко вставили морковку. Глаза - угольки, руки - сучки.
Холодная, большая, кто я такая? /снежная баба/
Зимой и летом - одним цветом, /ель/
10. Составь словосочетания.
Снег
Ветер
Река
Снежинки
Лёд
Вьюга
замерзает блестит
кружатся
бушует
падает
искрится
свищет
11.. Игра «Четвёртый лишний» Работа с сюжетными картинками. Учащиеся должны объяснить почему лишний, используя выражения: «Я считаю, что лишний...».
12. Составление картины «Зима» из отдельных фрагментов, /работа сопровождается высказываниями детей/
Например: - У меня серое небо. Я прикреплю этот кусочек картины
У меня снежинки. Я их тоже прикреплю вверх.
У меня зимние деревья. Я их прикреплю вниз. - У меня зайчик. Я его посажу возле ёлочки.
-У меня девочка. Её я расположу внизу на снегу.
13 . Составление рассказа по составленной картинке.
Беседа: - Какое время года наступило?
-Что выпало очень много? Какой он?
Как стало на улице? Какая погода?
Что произошло с зайчиком? Как он подготовился к зиме?
Как одеты дети, чем они занимаются?
Как вы относитесь к зиме?
/Наступила зима. Выпал белый, пушистый снежок. Стало холодно. Зайчик поменял свою серую шубку на белую. Дети надели шубы и шапки. Они катаются на санках, коньках и лыжах. Хорошо зимой!/
Самостоятельная работа. Игра «Составь правильно картинку из осколков».
Итог урока. - О каком времени года мы говорили на уроке?