1.Уточнить и закрепить представления о корне слова, как о главной части основы слова и родственных словах.
2.Развивать интерес к предмету, умение сравнивать, группировать, анализировать развивать навыки каллиграфии, орфографической зоркости.
3.Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Оборудование: тетради, учебник русского языка, картинки, листочки, изображение дерева.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Из каких частей состоит слово? (слово состоит из приставки, корня, суффикса и окончания)
Что такое окончание? (Изменяемая часть слова)
Какую работу выполняет окончание?(Связывает слова в предложении)
В каких словах нет окончания? В словах, которые не изменяются.
Назовите эти слова? (пальто, кино, такси)
Молодцы! Ничего не забыли, можно отправляться в путешествие по стране Знаний, с целью: узнать больше о корне слова и родственных словах.
ΙΙ Сделаем небольшую остановку. Минутка чистописания: на доске запись числа и названия месяца.
Учитель: Ребята, отгадайте загадку:
-Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает (Дерево)
Объясните смысл загадки: весной появляются первые листочки, летом прохладно от ветерка и можно спрятаться в жаркий день от солнца в тени ветвей, осенью мы собираем урожай фруктов, а зимой топим печи и греемся.
Учитель: С какого звука начинается слово дерево?
Дайте характеристику звуку «Д»
Согласный звук, парный, звонкий. Докажите, что это звонкий звук. Посмотрите, как нужно прописывать букву «Д». Какую закономерность вы заметили? Если ручкой я пишу – спинку правильно держу.
Букву к букве по линейке аккуратно вывожу!
Продолжим ряд, ленту букв Дд, Ддд, Дддд, Ддддд и т. д.
ΙΙΙ Сделаем небольшую остановку. Комментированное письмо.
Дерево сильно корнями, а человек друзьями.
- Что это за высказывание? (пословица)
-Как вы ее понимаете? (фонограмма)
Учитель: Значит, ребята, когда друзья рядом и дорога веселей – вы согласны?
Запишите пословицу в тетрадь.
Проверьте друг у друга выполненное задание.
Какие значения имеет слово корень?
- Подземная часть растения
- Часть волоса, зуба, ногтя
Учитель: Так же, как и у кустов, корень есть у слов.
Что же такое «корень»? Путешествуя по Стране Знаний можно найти ответ на любой вопрос.
Послушайте стихотворение Е. Измайлова и сделаем вывод.
« Как растут слова»
Учитель: Назовите однокоренные слова. Выпишите эти слова.
- Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.
Знаете ли вы, как называется самая главная часть растения?(корень)
Учитель: Почему так назвали одну из частей слова? (Потому что она главная.) Из корня могут вырасти разные слова, как у дерева ветки.
- Слов на свете нам не счесть, в каждом слове корень есть. Чтобы грамотно писать, надо корень выделять.
ΙV Учитель: Сделаем небольшую остановку и посадим корень – сад-, упр. 235
(появляется изображение корня дерева в земле и надпись на корне – сад- )
-Запись слов на доске в столбик, показать общую часть слов. Почему слова можно назвать родственниками?
Вывод: общая часть слов называется корнем слова.
- Что общего у этих слов? Корень слова – сад-
Как обозначить общую часть слова? (показ схемы)
Как называют все эти слова?
Они называются родственными!
Учитель: Ну, конечно, это слова – родственники! Ведь у них один и тот же корень.
Слова называют родственными потому, что они имеют общую часть – корень слова.
Физ. минутка
Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем, а потом их разведем и опять к себе прижмем, а потом быстрей, быстрей, хлопай, хлопай, веселей!
V Сделаем небольшую остановку.
Упражнения на закрепление понятия «корень слова»
Учитель: -Слово «корень» употребляют в речи, когда говорят о чем – то важном, главном. «Смотри в корень» или «зри в корень»
-Это означает: «Выдели самое главное» Слов без корня не бывает. Это центр слова.
Упр. 237 , стр. 90. Учись рассуждать! Выпиши выделенные слова в столбик. Укажи корень слова.
Лес, лесок, лесной, лесник.
Цвет, цветок, цветной, цветник.
Летчик, летит, полет.
Ледяной, ледник, лед.
Самостоятельная работа, упр. 239
Смех, смешить, смешной, смешать.
Шипы, шипеть, шиповник.
Дом, домашний, домбра, домовой.
- Объясните основной смысл корня родственных слов. Придумать текст со словами – родственниками.
Работа в парах «Засели родственников»
Лиса морской вода
Лист моряк водичка
Лисонька море водный
Лисий мороз водитель
Учитель: - Объясните смысл корня родственных слов. Какие слова не являются родственными?
Учитель: Ребята, пока мы с вами путешествовали, выпал снег.
Изображение зимы и снеговика.
Опорные слова: снег, снежинки, снеговые метели, снежную, снежные.
- Наше путешествие подходит к завершению. Я предлагаю прочитать правила , с. 89, с. 90
Все на свете, ребята, из чего – нибудь состоит.
Облака – из множества водяных капель, лес – из деревьев, речь – из предложений, а предложения из слов. Слова имеют - корень
Учитель: Итог
- Что такое корень слова? Общая часть родственных слов.
- Какие слова называют родственными? Слова, которые имеют общую часть с одним и тем же значением.
Рефлексия
Чем мы занимались на уроке?
Что Вы уже знали?
Что хотите узнать еще?
Оценка деятельности учащихся.
Д/з стр.91, у.238, повторить правила.
Спасибо всем за урок!