Урок по теме "Человек. Права и обязанности" по программе Эльконина- Давыдова
Урок по теме "Человек. Права и обязанности" по программе Эльконина- Давыдова
Урок окружающего мира.
Программа Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова, 4 класс.
Тема: «Человек. Права и обязанности».
Цели: 1) Создание условий, при которых учащиеся на основе понимания «Что такое человек» (общественное животное) могли выявить и обсудить важные права и обязанности человека, закрепленные в Декларации прав человека.
2) Развитие речи учащихся, логического мышления через моделирование в графической форме (построение диаграмм), развитие творческого воображения при иллюстрировании законов.
3) Воспитание правильного поведения в обществе.
Оборудование: Словарь Ожегова, Конституция, Декларация прав, человека, конвенция прав ребенка, учебник окружающего мира 4кл.
Ход урока
Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте и с ними поздороваемся. Садитесь. Начинаем урок окружающего мира.
2. Ситуация успеха.
- Назовите тему, которую мы изучаем уже не первый урок. (Дети называют, а учитель открывает на доске.)
«Прошлое и настоящее России»
- О ком мы говорили на последнем уроке? ( на доске появляется)
- Что мы узнали о нем? ( о человеке в прошлом )
- Какой был человек в прошлом? (на доске появляется)
ЧЕЛОВЕК
В ПРОШЛОМ В НАСТОЯЩЕМ
Скелет и череп
Орудия труда
Пользование огнем
Жил в коллективе
Примитивная речь
- Так что же такое человек? (ответы детей) Таких определений множество.
Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и выбрать из списка те определения, с которыми вы согласны, и доказать почему. Какие правила работы в парах вы должны помнить? ( высказываемся оба, не перебивая друг друга, общий ответ произносим как итог работы) Детям предлагается список с ответами:
Человек – двуногое прямоходящее животное.
«Человек» - это звучит гордо!
Человек – лишенное перьев двуногое существо.
Человек – общественное животное.
Человек – это тело природы.
( дети обсуждают определения, объясняя почему согласны, а почему нет.) Вывод: человек – двуногое прямоходящее общественное животное.
- Как вы думаете, это самое правильное определение? Когда мы не знаем, то куда мы обычно обращаемся? ( к словарю)
Читает хорошо подготовленный ученик определение из словаря Ожегова: «Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда» Теперь мы все учли?
3.Целеполагание
- Если человек живет в обществе, то ему надо соблюдать какие –то правила или законы. Давайте поставим цель на сегодняшний урок:
Узнать и обсудить права и обязанности человека в обществе.
Познакомиться с документами, где зафиксированы эти права и обязанности. (Учитель записывает их на доске)
4. Работа с новым материалом.
- Открываем учебники на с.26 и читаем текст под названием «Человек в обществе. Права человека. Что вы узнали нового?
- Когда мы уже упоминали эти документы? (на парламентском уроке) Учитель демонстрирует «Конституцию», «Декларацию прав человека» и «Конвенцию прав ребенка» В этих документах записаны все права и обязанности человека в нашей стране. Некоторые из них у вас записаны в учебнике. Я предлагаю вам сейчас поработать в группах (Задание на листочках) :
1.Прочитать все права;
2. Выбрать самые важные;
3. Нарисовать к трем из них рисунок.
4. При представлении результата группы объяснить, почему выбрали именно эти.
Не забудьте правила работы в группах. На работу вам 5 минут.
По итогам работы в группах дети демонстрируют рисунки и читают законы, которые они иллюстрировали.
5.Применение знаний в нестандартной ситуации.
-Как вы думаете, а все ли права и обязанности записаны в важных документах? «Конвенция прав ребенка» дает тебе право учиться пока еще бесплатно в школе. Но никто не дает тебе право не делать уроки, плохо учиться или грубить. За это отвечают так называемые не писаные правила для всех.
Вы все помните, что у нас в школе проводилось определение уровня воспитанности, вы спрашивали результаты этого анкетирования. Выяснилось, что в нашем классе 4 ученика, не задумываются, что из их успехов складывается результат работы всего класса и поэтому не стараются учиться лучше. Давайте попробуем составить диаграмму по результатам уровня воспитанности. Какие еще сведения нам нужны:
1. Количество учеников в классе - 20
2. Количество учеников, не старающихся учиться лучше - 4
Работа в 2 группах : 1 Группа составляет столбчатую диаграмму, а 2 группа – круговую.
Представление работы групп. Какую диаграмму строить для вас легче?
Подведение итогов урока
- Какие цели мы ставили в начале урока? (обращение к доске) Сумели ли мы их достичь? (Ответы детей).
7. Оценивание работы учеников.
8. Домашнее задание:
1. Для всех: с. 29 выполнить тест ( обсудить выполнение теста)
2. По желанию: а) Разбиться на небольшие группы (2-3человека)
в) Выбрать одно из суждений, разыграть к нему сценку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по теме "Человек. Права и обязанности" по программе Эльконина- Давыдова»
Урок окружающего мира.
Программа Д.Б.Эльконина –В.В.Давыдова, 4 класс.
Тема: «Человек. Права и обязанности».
Цели: 1) Создание условий, при которых учащиеся на основе понимания «Что такое человек» (общественное животное) могли выявить и обсудить важные права и обязанности человека, закрепленные в Декларации прав человека.
2) Развитие речи учащихся, логического мышления через моделирование в графической форме (построение диаграмм), развитие творческого воображения при иллюстрировании законов.
3) Воспитание правильного поведения в обществе.
Оборудование: Словарь Ожегова, Конституция, Декларация прав, человека, конвенция прав ребенка, учебник окружающего мира 4кл.
Ход урока
Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте и с ними поздороваемся. Садитесь. Начинаем урок окружающего мира.
2. Ситуация успеха.
- Назовите тему, которую мы изучаем уже не первый урок. (Дети называют, а учитель открывает на доске.)
«Прошлое и настоящее России»
- О ком мы говорили на последнем уроке? ( на доске появляется)
- Что мы узнали о нем? ( о человеке в прошлом )
- Какой был человек в прошлом? (на доске появляется)
ЧЕЛОВЕК
В ПРОШЛОМ В НАСТОЯЩЕМ
Скелет и череп
Орудия труда
Пользование огнем
Жил в коллективе
Примитивная речь
- Так что же такое человек? (ответы детей) Таких определений множество.
Я предлагаю вам сейчас поработать в парах и выбрать из списка те определения, с которыми вы согласны, и доказать почему. Какие правила работы в парах вы должны помнить? ( высказываемся оба, не перебивая друг друга, общий ответ произносим как итог работы) Детям предлагается список с ответами:
Человек – двуногое прямоходящее животное.
«Человек» - это звучит гордо!
Человек – лишенное перьев двуногое существо.
Человек – общественное животное.
Человек – это тело природы.
( дети обсуждают определения, объясняя почему согласны, а почему нет.) Вывод: человек – двуногое прямоходящее общественное животное.
- Как вы думаете, это самое правильное определение? Когда мы не знаем, то куда мы обычно обращаемся? ( к словарю)
Читает хорошо подготовленный ученик определение из словаря Ожегова: «Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда» Теперь мы все учли?
3.Целеполагание
- Если человек живет в обществе, то ему надо соблюдать какие –то правила или законы. Давайте поставим цель на сегодняшний урок:
Узнать и обсудить права и обязанности человека в обществе.
Познакомиться с документами, где зафиксированы эти права и обязанности. (Учитель записывает их на доске)
4. Работа с новым материалом.
- Открываем учебники на с.26 и читаем текст под названием «Человек в обществе. Права человека. Что вы узнали нового?
- Когда мы уже упоминали эти документы? (на парламентском уроке) Учитель демонстрирует «Конституцию», «Декларацию прав человека» и «Конвенцию прав ребенка» В этих документах записаны все права и обязанности человека в нашей стране. Некоторые из них у вас записаны в учебнике. Я предлагаю вам сейчас поработать в группах (Задание на листочках) :
1.Прочитать все права;
2. Выбрать самые важные;
3. Нарисовать к трем из них рисунок.
4. При представлении результата группы объяснить, почему выбрали именно эти.
Не забудьте правила работы в группах. На работу вам 5 минут.
По итогам работы в группах дети демонстрируют рисунки и читают законы, которые они иллюстрировали.
5.Применение знаний в нестандартной ситуации.
-Как вы думаете, а все ли права и обязанности записаны в важных документах? «Конвенция прав ребенка» дает тебе право учиться пока еще бесплатно в школе. Но никто не дает тебе право не делать уроки, плохо учиться или грубить. За это отвечают так называемые не писаные правила для всех.
Вы все помните, что у нас в школе проводилось определение уровня воспитанности, вы спрашивали результаты этого анкетирования. Выяснилось , что в нашем классе 4 ученика, не задумываются , что из их успехов складывается результат работы всего класса и поэтому не стараются учиться лучше. Давайте попробуем составить диаграмму по результатам уровня воспитанности. Какие еще сведения нам нужны:
1. Количество учеников в классе - 20
2. Количество учеников, не старающихся учиться лучше - 4
Работа в 2 группах : 1 Группа составляет столбчатую диаграмму, а 2 группа – круговую.
Представление работы групп. Какую диаграмму строить для вас легче?
Подведение итогов урока
- Какие цели мы ставили в начале урока? (обращение к доске) Сумели ли мы их достичь? (Ответы детей).
7. Оценивание работы учеников.
8. Домашнее задание:
1. Для всех: с. 29 выполнить тест ( обсудить выполнение теста)
2. По желанию: а) Разбиться на небольшие группы (2-3человека)
в) Выбрать одно из суждений, разыграть к нему сценку.