Урок по психомоторике и сенсорным процессам "Органы чувств"
Урок по психомоторике и сенсорным процессам "Органы чувств"
Этот урок о формировании знаний об органах чувств.
Задачи моего урока: развитие речи, логического мышления, умения сравнивать и делать выводы;
воспитывать культуру здоровья, формировать положительное и адекватное представление о себе у обучающихся; расширять кругозор у детей.
Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.
Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.
Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе) на уроке применяю много наглядного материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок по психомоторике и сенсорным процессам "Органы чувств"»
Тема урока: органы чувств.
Цель урока: формирование знаний об органах чувств.
Задачи:
Развивать речь, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
Воспитывать культуру здоровья.
Формировать положительное и адекватное представление о себе у учащихся; расширять кругозор у детей.
Планируемые результаты: научить детей различать, характеризовать органы чувств, ставить опыты, рассуждать, делать выводы, способствовать развитию интереса в познании самого себя.
Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному предмету, способность к самооценке.
Регулятивные УУД: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.
Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности (при работе в группе)
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Громко прозвенел звонок – начинается урок.
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем!
2. Постановка учебной задачи
1. Актуализация
Изображаем человека, но без лица.
– Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного? (У него нет лица: нет глаз, носа, рта, ушей.) – А зачем они нужны человеку?
– Сегодня на уроке нам предстоит ответить: кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? – Ребята, наш кабинет превратится в научную лабораторию, а мы с вами – в исследователей.
3. «Открытие» детьми нового знания
1. Исследование органа зрения
– Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами, скажите, какой предмет появился у меня на столе?(выставляется на стол игрушка) – Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос? (Мы ничего не видели) – При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. Глаза помогают нам видеть различные цвета. С помощью глаз мы различаем формы и величину предметов; можем читать книги, журналы, видеть красивые картины. Глаза – это неотъемлемая часть организма, т.е. это органзрения. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире.
Зарядка для глаз. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
(Возврат к лицу человека, появляются глаза)
2. Исследование органа слуха
– Приступаем к следующему исследованию. Закройте уши и повторите то, что я скажу. Только не подслушивать! «5» -В нашем классе тишина». – Что выуслышали? (Мы ничего не слышали, потому что наши уши были закрыты). – Какой вывод можем сделать? (Уши нужны, чтобы слышать). (Включить звуки природы. Дети слушают) – Что вы услышали? (Шум деревьев, журчание воды…) – Какой орган позволяет нам это почувствовать? (Уши) – Уши – орган слуха. Но, оказывается, у наших ушей есть ещё одна задача. Какая? Сейчас узнаем. – Представьте, что мы катимся с горы, но … на одной лыже. Сделайте левой ногой большой шаг вперёд и поставьте левую и правую ступни на одну прямую, как бы на одну лыжу. Присядьте, как лыжник. Наклоните туловище вперёд, руки при этом опустите вниз, но не касайтесь пола. Грудь лежит на колене. Глаза закрыты. Задача: продержать положение равновесия. – Молодцы! Садитесь. А теперь скажите, почему вы не упали? (Старались держать равновесие). – Правильно! Равновесие вам помогали сохранять ваши уши, а точнее особое приспособление в среднем ухе – вестибулярный аппарат. “Ухо – орган слуха и равновесия”.
(Возврат к лицу человека, появляются уши)
3. Исследование органа обоняния.
– Сможете ли вы с закрытыми глазами определить по запаху предмет? Давайте попробуем.
(Выходят по очереди, завязать глаза)
– Задержи дыхание, чувствуешь ли запах? (Нет) – А теперь вдохни и понюхай (дать понюхать лук, духи) – Какие запахи вы определили? – Когда вы ощущали запах? (Когда делали вдох). – Верно, чувство запаха возникает только тогда, когда мы делаем вдох. – Какой орган поможет нам почувствовать запах? (С помощью носа мы чувствуем запах) – Вы хорошо справились с заданием. А умение человека различать запахи получило название обоняние.
4. Исследование органа вкуса
(Раздаю 2 стакана с водой – сладкой, простой)
– Посмотрите, послушайте, понюхайте. Можете ли вы определить с помощью зрения, обоняния, слуха, что в стаканчиках? (Нет) – Значит, нам необходимо ещё одно исследование – на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете? (Дети определяют по вкусу: в каком стакане сладкая вода, соленая, простая) – Какой орган помог вам почувствовать вкус жидкости? – Попробуем дать научное определение этому органу: язык – орган вкуса.
– Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета, когда нам не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.
(Выставить рисунок губ на лицо человека)
5. Исследование органа осязания
Игра «Узнай, что в корзине»
– Попробуйте определить на ощупь предмет в корзине. (Корзинка накрыта салфеткой).
(Учащиеся надевают рукавичку и пытаются определить предмет).
(резиновый мяч, клубок, апельсин, яблоко)
– Что ты чувствуешь? Можешь ли ты определить предмет? (Дети описывают предмет, говорят, что он имеет форму шара, но точно назвать не могут). – А теперь снимите рукавичку и попробуйте определить предмет. (Дети отгадывают предмет и достают его из корзины) – Ребята, как вы смогли отгадать предметы? При помощи чего? (При помощи рук) – Но ведь сначала вы пользовались рукой, правда, в рукавичке, и не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи, на руке есть кожа.) На коже нашего тела находятся множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, холода, форму, величину предмета. Кожа – это орган осязания.
– Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники? – Посмотрите на экран – на левой стороне – органы, а на правой стороне – это чувства. Догадались, какое название отсюда следует? ( ОРГАНЫ ЧУВСТВ)
4. Физкультминутка
Выполняется стоя. Учитель называет чувство-ощущение: зрение, осязание, вкус, слух, обоняние и одновременно дотрагивается до какого-либо органа чувств. Задача учителя – запутать детей. Говоря, например, «вкус», он может дотронуться до носа. Задача детей – правильно показать органы в соответствии с тем чувством, которое называет учитель. Скорость выполнения заданий увеличивается.
– Молодцы!
5. Первичное закрепление
1. Работа по учебнику (стр.62)
– А сейчас откройте свои учебники на стр.62. Рассмотрите рисунки. – Что узнают дети? (Дети, с помощью органов чувств, различают звуки, вкус, запах, форму и размер предметов; определяют, твёрдые они или мягкие).
2. Самостоятельная работа
– Проведите дегустацию.
(На столах у каждого лежит мандарин, завёрнутый в бумагу).
– Дети, возьмите это в руки. Какой формы этот предмет? Какой вам орган чувства помогает? (Руки – осязание) – Разворачивайте. Вы что-то слышите? (Шелест бумаги) – Какой вам орган чувства работает? (Уши – слух) – Что вы видите перед собой? (Мандарин) – Какой орган помог вам это узнать? (Орган зрения – глаза) – Очищайте… Что вы чувствуете? (Запах мандарина) – А теперь какой вам орган чувства помогает? (нос – обоняние) – Кладите в рот. Что чувствуете? – А теперь какой вам орган чувства помогает? (Язык – орган вкуса) – Ребята, за нашими исследованиями наблюдал Доктор Айболит. Он принес нам памятки о здоровье. Я раздам эти памятки каждому, что бы вы могли познакомить с ними ваших родителей.
Правила
Как сохранить обоняние?
1. Надо закаляться, беречь организм от простуды. 2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей. 3. Не толкать в нос посторонние предметы.
Береги уши
1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой. 2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух. 3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадёт соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу!
Зарядка для глаз
Быстро-быстро поморгайте, считая про себя до 15. Не двигая головой, посмотрите вверх, вниз, вправо, влево. Приложите кончик указательного пальца к кончику носа. Посмотрите на него. А теперь медленно вытягивайте руку перед собой, не отводя взгляда от кончика пальцев. Медленно верните руку в исходное положение.
6. Домашнее задание
Дома проведите подобные опыты, игры с родителями, братьями, сёстрами, друзьями. Иногда можно услышать такое выражение: «Шестое чувство». О каком чувстве идёт речь? Попробуйте узнать, спросить у родителей или в других источниках информации.
7. Итог урока. Рефлексия
– Ответили ли мы на вопросы, заданные в начале урока? – Кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись? – Продолжи высказывание:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке я удивился…
А вот прощальные слова: Урок заканчивать пора. И я надеюсь, что теперь Вы узнали много истин, И много всяких всячин. И если всё запомнили, Не зря ваш день потрачен!