kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по литературному чтению в 4 классе на тему "С. Лагерлеф "Святая ночь""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие познакомит учащихся с произведением «Святая ночь», поможет расширить словарный запас.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературному чтению в 4 классе на тему "С. Лагерлеф "Святая ночь""»

План-конспект урока литературного чтения

С. Лагерлёф «Святая ночь»

Учитель: Акулова Н. В.

УМК «Гармония»

Класс: 4
Предмет: литературное чтение

Тема урока: С. Лагерлёф «Святая ночь»

Тип урока:  урок «открытия» нового знания с применением элементов технологии развития критического мышления.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по «открытию» нового знания.

Задачи урока: формируемые УУД

Познавательные: познакомить учащихся  с произведением С. Лагерлёф «Святая ночь», ее биографией; расширять словарный запас; учить детей анализировать текст и составлять план произведения, отрабатывать навыки выразительного чтения.

Регулятивные: развитие умений самоконтроля, контроля и оценки процесса и результатов деятельности.

Личностные: воспитывать нормы морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения; расширить кругозор в области литературы, прививать любовь к чтению.

Коммуникативные: развитие умений слушать и вступать в диалог, участвовать в обсуждении проблемы; формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устного ответа, развивать устную речь.

Оборудование

для учителя: учебник, мультимедийный проектор, презентация к уроку;

для учащихся: учебник, тетрадь, карточки с таблицами.


Ход урока


I. Орг. момент


II. Проверка домашнего задания

  1. Работа с текстом

- С чем познакомились на прошлом уроке?

(Со сказаниями про Моисея)

- Докажите, ссылаясь на текст, что Моисей – пророк.

- Выполняет ли современный человек законы, переданные Богом людям через Моисея?

- Что изменилось бы в мире, если бы человечество жило по законам Моисея?

2. Лексическая работа.

Слайды 1-4

- Назовите одним словом:

  • статую, которой язычники поклонялись как божеству (идол);

  • законы, составленные Моисеем (заповеди). Перечислите их. Постарайтесь запомнить их и следовать им;

  • плиты, на которых Моисей писал заповеди (скрижали);

  • крупу, упавшую с неба (манна).


III. Подготовка к восприятию.

  -  Давайте мысленно перенесемся в Швецию. Посмотрите фотографию столицы Швеции - Стокгольма.

Слайд 5

Именно здесь родилась и прожила всю свою жизнь писательница Сельма Лувиса Оттилия Лагерлеф. О жизни и творчестве этой писательнице расскажет…

Слайд 6

Ученик. Сельма Лагерлеф (1858 – 1940) - шведская писательница, первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе (1909 г.)

        Сельма родилась в семье отставного военного и учительницы. Девочка тяжело болела и не могла ходить. Единственным развлечением ребенка стали рассказы ее тетушек и бабушки. В 5 лет Сельма потеряла любимую бабушку, смерть которой стала для нее настоящей трагедией.

          Девочка очень рано пристрастилась к чтению. Ее любимыми писателями были Андерсен, Вальтер Скотт, Майн Рид. Уже в 7 лет Сельма решила непременно стать писательницей. Любой попадавшийся на глаза на лист бумаги заполняла стихами и прозой, пьесами и романами.

           Когда Сельме исполнилось 10 лет, врачи вернули ей возможность двигаться. Но чтобы стать писательницей, девочке надо было учиться. Училась она долго и упорно, став впоследствии одной из самых замечательных писательниц Швеции. Сельма Лагерлеф автор 27 крупных произведений, в том числе сказочной эпопеи «Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями по Швеции».

Слайд 7

Это произведение предназначено для школьников и служащее одновременно написанным в увлекательной форме пособием по географии Швеции. При переводе на русский язык географические сведения были исключены и осталась только чудесная сказка.

Сказка повествует о непослушном мальчике Нильсе, заколдованном гномом. Став очень маленького роста и получив возможность понимать животных, мальчик отправляется в опасное путешествие вместе с домашним гусем Мартином на поиски гнома, чтобы развеять чары. О необычных приключениях Нильса вы узнаете, прочитав эту замечательную сказку.

– Итак, как вы уже слышали Сельма очень любила свою бабушку, трепетно к ней относилась. У вас тоже есть бабушки. На доске мы организовали фото-выставку на тему «Моя любимая бабушка». Чем они вам дороги? Расскажите о них.

(Дети читают мини-сочинения о своих бабушках. Оставшиеся работы оставить на следующий урок.)

– Молодцы. Спасибо. Как вы думаете, каким образом бабушка С. Лагерлеф будет связана с темой нашего урока? (Она рассказала ей свою историю).

IV. Тема урока.

Слайд 8

- Сельма Лагерлёф “Святая ночь”.

– Как вы думаете, о чём пойдет речь в произведении?

(О чем-то  таинственном. Об ангелах, которые с небес смотрят на нас. О святом празднике.)

- Что мы будем учиться делать на уроке?

(Уже познакомились с биографией писательницы, теперь будем учиться выразительно читать ее произведение и работать с текстом).



V. Словарная работа.

- В тексте встретятся незнакомые слова. Например, псалом. Что это такое?(…) Посмотрим на экран, правы ли вы? и т. д.

Слайды 9-14

Псалом – в переводе с греческого – хвалебная песнь.

Посох – трость, служащая для опоры на не при ходьбе. В древности посохи наделялись магической силой.

Милосердие – готовность помочь из сострадания, человеколюбия.

Котомка – сумка, мешок, носимый за плечами.

Ангелы с лютнями. Лютень – струнный щипковый музыкальный инструмент.

Лампада – светильник, употребляемый в христианском богослужении. Первые лампады использовались христианами для освещения темных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения.


VI. Знакомство с текстом.

Стр. 59-66 – чтение учителем и хорошо читающими учениками.


VII. Обсуждение прочитанного и работа с текстом (составление плана).

(Чтение законченными частями. 1 ч. читает учитель.)

1ч. «Когда мне было…» до слов  «…что мы не тоскуем больше о бабушке и не вспоминаем о ней».

- Читаем 1 ч. Я читаю, а вы внимательно следите.

-         От чьего имени идет повествование?

(Повествование идет от имени автора рассказа.)

-         Какое настроение автора вы почувствовали?

(Автору грустно, потому что она потеряла свою бабушку, близкого ей человека, и этим горем хотела бы поделиться с нами.)

- Придумайте синоним к слову чудесный.

(Прекрасный, замечательный).

- Что обозначает слово легенда?

(Недостоверное повествование о фактах реальной действительности )

- Как по-другому можно назвать Рождественский вечер?

(Сочельник. Это канун Рождества, когда происходит усиленная подготовка к этому православному празднику – к встрече с Богом).

- Подробнее об этом празднике мы поговорим на следующем уроке. Желающие подготовят сообщения о нем?

-         Что было для детей настоящим счастьем?

( Настоящим счастьем для детей было слушать бабушкины рассказы.)

-         Прочитайте, какой образ бабушки навсегда сохранила Сельма Лагерлеф в своей памяти? Прочитайте об этом в тексте.

(Выборочное чтение. «Лишь немногое сохранилось у меня в памяти…»

-         Прочитайте  слова, которые любила приговаривать бабушка.

(Выборочное чтение. «И все это такая же правда…»)

-         Как вы думаете, зачем она это делала?

(Бабушка хотела, чтобы дети верили в чудеса, росли добрыми, отзывчивыми.)

-         Что навсегда ушло из жизни героини этого повествования со смертью бабушки?

(Из дома ушли сказания и песни).

-         Подтвердите ответ текстом.

(Выборочное чтение. «И я помню, как сказки и песни…»)

- Как озаглавим 1 ч.?

(Воспоминания о бабушке.)

Слайд 15

- У меня такое же название. Запишите.

-       Итак.  Что хотела бы нам рассказать Сельма Лагерлеф?

(Сельма Лагерлеф хотела бы рассказать нам удивительную историю, услышанную от бабушки в Рождественский сочельник.)

- Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?

- Читаем 2 ч. по цепочке.

2 ч. «Но пока мы сидели…»

- О чем узнали из этой части?

(У человека родился сын, и он искал огня, чтоб согреть жену и младенца).

- Какие трудности пришлось преодолеть человеку, и как он с ними справлялся?

(Люди не открывали ночью двери на его стук, а он шел дальше. Собаки напали на него, но он не убежал от них. Овцы не пропускали к огню, и он пошел по их спинам).

- Как вы понимаете слово хижина?

(Примитивное жилище для человека или строение для животных.

- Придумайте синонимы к слову младенец.

(Ребенок, новорожденный, малыш, дитя).

- Как озаглавим 2 ч.?

(Человек ищет огонь)

Слайд 15

- Запишите.

- Как вы думаете, даст ли пастух огня человеку?

- Читаем 3 ч. по цепочке.

3 ч. «Когда человек подошел достаточно близко…»

- Верны ли были ваши предположения? Дал ли пастух огня человеку?

(Дал со злорадством, зная, что тот голыми руками не сможет взять ничего).

- Какими словами можно охарактеризовать пастуха?

(Злой, жестокий, жадный).

- Как понимаете слово головней?

(Головешка — тлеющий или обугленный (обгоревший) кусок дерева).

- Что такое хворост?

( Хворост – опавшие ветви деревьев. Часто используются для топлива).

- Как озаглавим 3 ч.?

(Жестокий пастух).

Слайд 15

- Запишите.

- О чем речь пойдет в 4 ч.?

- Читаем 4 ч. по цепочке.

4 ч. «Но тот наклонился…»

- Какие опасности подстерегали человека, которому был необходим огонь?

(Собаки, овцы, копье, горящие угли.)

- Что с ними происходило всякий раз?

(Они отступали).

- Как озаглавим 4 ч.?

(Опасности отступают).

Слайд 15

- Запишите.

- Предположите, как будут разворачиваться события далее.

- Читаем 5 ч. самостоятельно?

5 ч. «Но пастух решил не терять этого человека…»

- О чем узнали из 5 ч.?

(Пастух увидел младенца в пещере).

- Как вы понимаете слово обиталище?

(Жилище – устаревшее слово).

- Как озаглавим 5 ч.?

(Младенец в горной пещере).

Слайд 15

- Запишите.

- Предположите, как будут разворачиваться события далее.

- Читаем 6 ч. самостоятельно?

6 ч. «Пастух подумал, что …»

- Верны ли были наши предположения? Что увидел пастух в пещере? Прочитайте об этом.

Какой поступок показал, что пастух тоже может быть милосердным?

(Дал незнакомцу овчину, чтоб положить на нее младенца).

- Что такое овчина?

(Овечья шкура).

- Как озаглавим 6 ч.?

(Милосердие пастуха).

Слайд 15

- Запишите.

- Читаем 7 ч. по цепочке?

7 ч. «Он увидел, что …»

- Что увидел пастух в момент проявления милосердия к младенцу? Прочитайте.

(«Он увидел, что вокруг него…»).

-Как понимаете слово ликование?

(Радость)

- Почему же в природе все так радовалось?

(Родился Иисус Христос).

- Кем явился незнакомец, который искал огонь и женщина с младенцем в пещере? (Иосиф и Мария – земные родители Иисуса).

- Как озаглавим 7 ч.?

(Спаситель).

Слайд 15

- Запишите.

На слайде весь план.

План.

1. Воспоминания о бабушке.

2. Человек ищет огонь.

3. Жестокий пастух.

4. Опасности отступают.

6. Младенец в горной пещере.

7. Милосердие пастуха.

8. Спаситель.


- Что вас особенно поразило в произведении?

Слайд 16

- Какой фрагмент текста запечатлен на иллюстрации (стр.75)? Найдите строки об этом.

– Что побудило писательницу рассказать нам эту историю?

(Собирала легенды о Христе. Отложилось в памяти, слышанное в детстве от любимой бабушки).

VIII. Итог. Рефлексия.

- Предлагаю вам оценить свои знания, полученные на уроке. (Прием «Инсерт»)

– Пользуясь таблицей, которую вы заполнили продолжите одно из предложений.

Слайд 17

Сегодня мне удалось…

На уроке было интересно…

Это произведение помогло мне понять…

Я узнал новое…

Я научился…

IX. Домашнее задание по выбору:

Слайд 18

Всем:

1. Выразительное чтение сказания с. 68 – 75

2. Пересказ текста по составленному плану.

По желанию:

3. Подготовить сообщение на тему «Сочельник».

4. Выразительное чтение стихотворение Пастернака «Рождественская звезда».

Слайд 19

- Спасибо за работу!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по литературному чтению в 4 классе на тему "С. Лагерлеф "Святая ночь""

Автор: Акулова Наталия Владимировна

Дата: 01.08.2016

Номер свидетельства: 338435


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства