Тема урока: "Вежливость", М.Т. Студеникин «Основы светской этики» М: «Русское слово»
Характеристика класса: В классе 11 учащихся, уровень развития учащихся - средний. Совместно с учителем умеют организовать свою деятельность в соответствии с её целью. По правильному образцу контролируют и исправляют ошибки. Стремятся ориентироваться на некоторые свойства окружающего мира.
Тип урока: Урок изучения нового материала |
Цель урока: Ознакомить с основными нормами светской морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике; осознание ценности человеческой жизни; |
Задачи: Предметные: учить культуре поведения в гостях, в школе, дома; развивать умение общаться с членами семьи, знакомыми; воспитывать интерес к народным традициям. создать условия совершенствования умения работать в группах. Развивать навыки поисковой работы. Метапредметные: учить добывать информацию из иллюстраций, текста; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы. Личностные: Способствовать воспитанию нравственного отношения к семейным ценностям, формированию позитивного образа семьи чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям; развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям и родословной; развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы. |
Технологии, методы и приёмы: ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения) технология работы в группе; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание. |
Оборудование и материалы: Мультимедийное оборудование (ноутбук, проектор, экран, колонки); презентация |
Список учебной и дополнительной литературы: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т.Студеникин.-2-е изд.-М.: ООО «Русское слово-учебник», 2013. Презентация по теме урока «Вежливость» составлена учителем. Словарь Ожегова С. И., Интернет. |
|
1. Организационный момент, включающий: Постановка цели: Организовать направленное внимание на начало урока. Личностные: Развитие этических чувств, доброжелательности друг другу и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмоциональный настрой на урок. Коммуникативные: сохранять доброжелательное отношение друг к другу |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Приготовление к уроку, приветствие учителя. Ученики смотрят друг на друга с приветливой улыбкой. Отвечают на поставленные вопросы. Поднимают жёлтый или красный кружок (лучик) | Проверка готовности рабочих мест. Создание положительного настроя: Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Подумайте. Какое у вас настроение? Если настроение хорошее – поднимите жёлтый лучик. Если настроение не очень хорошее – покажите красный лучик. У вас хорошее настроение. Весь урок вам будет светить весёлое солнышко. Учитель прикрепляет к доске солнышко. | Диалог учителя и учащихся. |
Мотивация к учебной деятельности: Актуализировать внимание учащихся на учебную деятельность. Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости |
Ученики слушают сказку. Ответы детей: Город был грустный, не цвели сады, не светило солнце, не распускались цветы. Люди были печальные и унылые. Дети плакали. Они никогда не слышали вежливых, приятных, ласковых слов. Однажды прилетел мудрый волшебник. Он всем людям говорил вежливые слова. Люди стали вежливыми. Город стал светлым красивым. «Вежливость». Я хочу дружить с вежливыми людьми. | Учитель читает сказку. Вопросы: - Какой город был сначала? Как себя чувствовали люди? Как чувствовали себя дети? Почему дети плакали? Кто однажды прилетел? Почему его назвал автор мудрым волшебником? Какие слова он говорил людям? Какими стали люди? Как изменился город? Как назовём эту сказку? - С какими людьми вы бы хотели дружить, общаться? | Метод словестный: чтение сказки. Презентация, слайд № 2 Урок Вежливость.pptx Метод словесный: обсуждение сказки. Фронтальный опрос учащихся |
Целеполагание Познавательные: Искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи в презентации слайда, Развитие мотивов учебной деятельности и осознание личностного смысла учения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости Проблема: Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Регулятивные: Самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения; Коммуникативные: - высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать и аргументировать; |
Тема: Вежливость. Я хочу дружить с вежливыми людьми. - Научимся быть вежливыми, чуткими, культурными. Учащиеся отвечают на вопросы учителя составляют план урока. План урока: 1 Понятие вежливость. 2 Происхождение слов. 3 Этикет приветствия. 4 Если обидели. 5 Портрет вежливого человека. Контрольная шкала прохождения этапов урока: 1___2___3_____4______5_ | - Назовите тему нашего урока. - С какими людьми вы бы хотели дружить: с грубыми или с вежливыми? Почему? Сформулируйте цель урока. - Чему вы научитесь на уроке? Составим план урока. Посмотрите на слайд и выберите то, что бы вы хотели узнать на уроке. - Как вы думаете надо знать, что такое вежливость? Как назовём первый этап урока? - Как появились вежливые слова? Как назовём второй этап урока? - Надо ли вам знать, как вести себя дома, в школе, на улице? - Как быть, если вас обидели? - Какими бы вы хотели бы стать? | Диалог учителя и учащихся. Наглядный метод. Презентация к уроку слайд № 3 Урок Вежливость.pptx Коллективная работа учащихся. |
|
3. Изучение нового учебного материала. Цель: Обеспечение правильного восприятия изучаемой темы, Коммуникативные: сохранять доброжелательное отношение друг к другу, устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца); Познавательные: принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения; Иметь представление о понятиях: вежливость, уважение, тактичность, скромность. Уметь: осознанно использовать слова вежливости в разных жизненных ситуациях; - соблюдать правила вежливости и этикета на улице, в школе и дома; - уметь подобрать к термину новое значение; говорить и слушать, участвовать в беседе, дискутировать, - аргументированно обосновывать свою точку зрения |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Реализация плана урока. 1 Понятие вежливость. Информацию можно узнать из учебника, из словарей, из интернета, спросить у взрослых. Работать в группе. Работа учащихся в группах. Выступления представителей от каждой группы, зачитывают определение вежливости. Учащиеся находят и зачитывают предложения. Делают вывод: вежливость, уважение, тактичность, скромность хорошие качества человека. | 1 Понятие вежливость. Где мы можем узнать информацию? Давайте договоримся как будем узнавать понятие вежливость? Как бы вы хотели работать? Разделитесь на группы и распределите роли. ---- Какая группа будет искать объяснение вежливости в учебнике? Какая группа будет работать по словарю Ожегова. Какая группа будет искать значение слова в интернете? Найти в учебнике объяснение слов: уважение, тактичность, скромность. | Форма организации: групповая. Метод наглядный: - учебник М.Т. Студеникина «Основы светской этики» стр.27, - словарь Ожегова, - поиск в интернете. Коллективная работа. Выборочное чтение по учебнику стр. 27 |
Контрольная шкала прохождения этапов урока: 1___2___3_____4______5_ Учащиеся передвигают фишку на второй этап. Происхождение слов. Индивидуальная работа учащихся. Учащиеся обсуждают, дополняют выполненную работу. Дети выполняют зарядку | Как выдумаете мы выполнили первый этап урока. - Какой следующий этап урока? Происхождение слов: здравствуйте, спасибо, пожалуйста. Как будем работать? Учитель раздаёт индивидуальные карточки с разной степени сложности. Физкульт минутка | Метод наглядный. Работа по учебнику стр. 28, 29, 30. Индивидуальная лично- ориентированная работа с разной степени сложности |
Контрольная шкала прохождения этапов урока: 1___2___3_____4______5_ Учащиеся передвигают фишку на третий этап. Этикет приветствия. Учащиеся составляют правила этикета как вести себя дома, на улице, в школе. Учащиеся подбирают рифму. | Как выдумаете мы выполнили второй этап урока. - Какой следующий этап урока? Этикет приветствия дома, на улице, в школе. Давайте составим правила этикета опираясь на свой опыт, воспитания родителей, учителя. Игра: «Рифмы» Вам надо дополнить фразу | Коллективная работа под руководством учителя. |
Контрольная шкала прохождения этапов урока: 1___2___3_____4______5_ Учащиеся передвигают фишку на четвёртый этап. | 4 Если обидели. Ответы на вопросы: | Фронтальная работа. |
| | |
4. Закрепление учебного материала. Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Предметные: Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; - понимание значения нравственности в жизни человека и общества; Метапредметные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий; |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Контрольная шкала прохождения этапов урока: 1___2___3_____4______5_ Учащиеся передвигают фишку на пятый этап. Учащиеся готовятся по иллюстрациям учебника и выступают.
Учащиеся воспринимают дополнительную информацию. | Портрет вежливого человека. Задания для групп, самостоятельно распределить роли и выбрать по желанию темы сценок. 1 Разыграть сценку как вести себя в доме. 2 Разыграть сценку вежливое поведение на улице. 3 Разыграть сценку норма поведения в школе. 4 Разыграть сценку на день рождении у друга Рассказ учителя: «Обычай рукопожатия и обычай снимать головной убор». | Помогут иллюстрации в учебнике стр. 32-38 Творческая работа учащихся. Словесный метод |
Контроль и самоконтроль. Цель – проверить усвоение материала. |
Учащиеся отгадывают кроссворд Проверяют свою работу. | Учитель предлагает отгадать кроссворд | Раздаточный учебный материал |
Рефлексия. Цель – вспомнить, проанализировать и оценить свою работу на уроке. |
Учащиеся отвечают на вопросы На листах оценки оценивают себя. | Учитель задаёт вопросы. Раздаёт листы оценивания. | Презентация к уроку: слайд № 4 Урок Вежливость.pptx |
| | |
5. Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. |
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Учащиеся записывают домашнее задание, берут листок с крылатыми выражениями. | Учитель предлагает учащимся прочитать текст в учебнике: «Царь и Илларион». Подумать, какое крылатое выражение подходит к тексту: «Точность – вежливость королей», «Аккуратность – вежливость королей», «Пунктуальность – вежливость королей» Объяснить почему это высказывание подходит? | Учебник стр.34-36 |
Дидактический материал на уроке. Игра «Рифмы» - Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо) - Зазеленеет старый пень, когда услышит … (добрый день) - Мальчик вежливый и развитый говорит встречаясь …(здравствуйте) - Когда нас бранят за шалости, говорим… (простите, пожалуйста) - Если словом или делом вам помог кто-либо, не стесняйтесь громко, смело говорить…(спасибо) - И во Франции, и в Дании на прощанье говорят … (до свидание) - Придумано кем-то просто и мудро – утром при встрече… (доброе утро) Доброе утро! – солнцу и птицам. Добре утро! – улыбчивым лицам. |
Вопросы для кроссворда: 1.Какие слова надо сказать рано утром. 2.Какие слова надо сказать днём при встрече со знакомым. 3.Какие слова надо сказать родителям перед сном. 4.Какие слова надо сказать учителям, когда вы пришли в школу. 5. Какие слова надо сказать учителям, когда вы уходите домой после уроков. 6.Какие слова надо сказать, если ты нечаянно толкнул или задел товарища. 7.Какое слово надо сказать, если тебя угостили. |
Раздаточный материал для домашней работы «Точность – вежливость королей», «Аккуратность – вежливость королей», «Пунктуальность – вежливость королей» |