2.Ознакомление с уменьшительно-ласкательными суффиксами существительных мокшанского языка.
3.Формирование умения изменять существительные мокшанского языка в уменьшительно-ласкательной форме, умения различать вопросы: Мезе? Месть?
Оборудование к уроку для учителя:
1. А. И. Исайкина: Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся;
2.Мокшанский язык. 2 класс. Первый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся / А. И. Исайкина, М. И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. – 104с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2.Ознакомление с уменьшительно-ласкательными суффиксами существительных мокшанского языка.
3.Формирование умения изменять существительные мокшанского языка в уменьшительно-ласкательной форме, умения различать вопросы: Мезе? Месть?
Оборудование к уроку для учителя:
1. А. И. Исайкина: Программы и методические рекомендации по изучению мокшанского языка во 2-4 классах школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся;
2.Мокшанский язык. 2 класс. Первый год обучения: учебник для русскоязычных учащихся / А. И. Исайкина, М. И. Малькина. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2012. – 104с.
Оборудование для учащихся: детские игрушки, презентация, сигнальные карточки.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Шумбратада, шабат!
- Шумбратада, …!
- Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно
Слушаем внимательно.
- Озада!
- Поднимите сигнальные карточку, которая соответствует вашему настроению.
2. Повторение пройденного материала.
- Тонь кода лемце?
- Кода тонь тядяцень лемоц?
- Кода тонь аляцень лемоц?
- Кода сонь лемоц?
- Сонь ули сазороц?
- Тонь ули дугаце?
(ответы детей)
3.Речевая разминка. ( показ слайдов с рисунками)
- Тя кие? (цераня, стирня, тядя, аля, щатя, щава, атя, сазор, ака, альняка, дуга).
4.Актуализация темы урока.
- Азость, мезе стирнясь кирди кядьсонза? (Скажите, что девочка держит в руках?)
- А церанясь, месть кирди кядьсонза? (А мальчик, что держит в руках?)
(ответы детей).
- Как одним словом мы назовем эти предметы, которые дети держат в руках? (Игрушки).
- Давайте попробуем назвать тему нашего урока? (Мои любимые игрушки).
5. Введение новых слов и грамматических конструкций.
На слайде записаны слова: налхкш, налксема, налхкшт, налхксемат, налхксемс, налхксян.(проговаривание с детьми новые слова вместе, правильно ставить ударение).
Показ слайда с большой куклой и с мячиком.
- Нят месть?
- Нят няка и топа. Синь оцюфт.
Показ слайда с маленькой куклой.
- Тя мезе?
- Тя няканя. Няканясь (сон) емла.
Показ слайда с маленьким мячиком.
- Тя мезе?
- Тя топоня. Топонясь (сон) емла.
- Скажите, в чем разница между двумя куклами и мячиками? (одна кукла большая, а другая маленькая. Мячик один большой, а другой маленький).
- Когда предмет меньше как мы его называем? (Ласково, нежно, пытаемся показать его размер при помощи слова).
- Для того что бы предмет назвать ласково, нежно на мокшанском языке надо к слову прибавить суффикс ня: нумол – нумол-ня, няка – няка-ня и в некоторых случаях кя: келазь – келась-кя.
(образование уменьшительно-ласкательной формы слов от слов, показаны на слайде).
- Когда мы будем называть предмет ласково, нежно? (когда он маленький, является игрушкой).
6.Физкультминутка.
- Возьмите в руки ваши любимые игрушки, которые принесли на урок. Они вместе с нами работали, так давайте поможем им отдохнуть вместе с нами.
- Стяда.
Фкя, кафта –
Пилькнень ладяйть тяфта.
Колма, ниле, вете –
Кяттнень вяри кепотть.
Ниле, вете, кота, -
Фкя аськолкста потак.
Сисем, кафкса, вейхкса –
Цяпайть кяттнень вельхкссот.
- Фкя, кафта –
Комотнеда тяфта.
- Озада.
7.Работа по теме урока.
а) чтение диалога упражнение 1 на странице 18.
(обратить внимание учащихся на рисунок, что мальчики держат в руках, какая игрушка рядом с мальчиками). Диалог читают хорошо читающие дети.
- Читаем с интонацией, голосом выделяем вопросы.
б) игра в телефон. Проигрывание упражнения 2 на странице 19.
- Повернитесь друг другу лицом. Поднесли руку как телефон к уху, поговорите с друг с другом. (Коллективная работа в парах).
8.Закрепление пройденного материала.
а) работа в тетрадях.
- Найдем упражнение 3 на странице 19. Нужно найти начало и конец предложений.
(одни работает у доски, остальные в тетрадях).
9.Итог урока.
- О чем мы с вами говорили на уроке?
- Какие новые слова вы узнали на уроке?
- Что на уроке вам особенно понравилось?
- У вас на столе есть сигнальные карточки со смайликами, поднимите ту сигнальную карточку которая соответствует вашему настроению после урока.