1) Часть прямой, у которой есть начало, но нет конца. (Луч).
2) Геометрическая фигура, не имеющая углов. (Круг).
3) Самая маленькая геометрическая фигура. (Точка).
4) Геометрическая фигура, имеющая форму вытянутого круга. (Овал).
- Найдите тему нашего урока (спряталась по вертикали).
Так что же такое угол? (Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом).
4) Обозначение углов.
- Точка О – вершина угла. Угол можно назвать одной буквой, записанной около его вершины. Угол О. Но может быть несколько углов, имеющих одну вершину. Как быть тогда?
- В таких случаях если называть разные углы одной буквой, то будет непонятно, о каком угле идёт речь. Что этого не произошло, на каждой стороне угла можно отметить по одной точке, поставить около неё букву и обозначить угол тремя буквами, при этом всегда в середине записывают букву, обозначающую вершину угла. Угол АОВ. Лучи АО и ОВ – стороны угла.
II. Устный счёт. Так как мы говорим о геометрических фигурах, мы должны вспомнить единицы измерения длины.
1 ученик у закрытой доски
15 км 84 м =(15084) м; 37 м 5 см =(3705)см; 915см = (91)дм (5) см; 5/10 м = (50) см
Прямоугольник имеет длину 10 см, а ширину в 5 раза меньше. Найти периметр и площадь. 20 см – площадь, 24 см - периметр
Взаимопрверка. Какая геометрическая фигура нам встретилась в устном счете? (прямоугольник) Почему его так назвали?
IV. Работа над новым материалом.
- Углы окружают нас и в повседневной жизни. Посмотрите на рисунки: уголок соединительный для труб и уголок канцелярский для бумаг; угольник плотника и угольник чертёжный; угловой стол и угловой диван.
- Обернитесь, рассмотрите наш класс. Приведите свои примеры, где можно найти углы вокруг нас.
V Закрепление
5) Практическая работа. Построение модели прямого угла. (работа в группе)
Из счетных палочек и пластилина выстраивают прямой угол. А вы уверены, что у вас получились прямые углы?
- Не всегда удобно определять прямой угол на глаз. Как нам проверить? (Для этого используют линейку-угольник. Чтобы определить прямой угол или нет угла, нужно совместить вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике.
- Какой же угол из трёх предложенных прямой? (Нижний; сиреневый).
- Почему вы так решили? (Вершина и стороны угла совпали с прямым углом на линейке-угольнике).
Ученики проверили свои модели. На столе из различных углов выбирают прямые (самопроверка с помощью угольника) Разбирают углы больше и меньше прямого
VI Работа по учебнику. С 119 №1,2
Используя модель прямого угла, найди прямые углы и выпиши их номера. (Дети выполняют задание самостоятельно, затем один ученик называет свой вариант ответа, все проверяют работу).
- С помощью угольника удобно не только определять прямые углы, но главное – строить их. Построим прямой угол, каждый сам назовёт его одной или тремя буквами. (Один ученик у доски, а остальные в тетрадях строят прямой угол. Выполняется взаимопроверка в парах).
Что можно сказать про углы под № 1 и 3
- Каждый из углов имеет своё название. Острый угол – это угол, который меньше прямого. Тупой угол – это угол, который больше прямого.
- Кто сформулирует учебную задачу нашего урока.
Работа в РТ с.67.
- Рассмотрите рисунки. Какое правило работы важно помнить, при определении вида угла с помощью линейки-угольника? (Нужно совмещать вершину и одну сторону угла с вершиной и стороной прямого угла на линейке-угольнике). Работа в тетради.
- Начертите в тетради острый и тупой угол, подпишите их. Острый угол заштрихуйте зелёным карандашом, а тупой угол синим.
- Чем похожи и чем различаются эти углы? (Похожи: есть вершина, две стороны. Различаются: один больше, другой меньше прямого угла; разные названия).
- С помощью линейки-угольника проверьте работу друг друга в парах. Определить угол сначала «на глаз», потом проверить с помощью угольника. Чтобы определить вид угла, надо совместить его вершину и сторону соответственно с вершиной и стороной прямого угла на угольнике. Если вторая сторона окажется внутри прямого угла, то угол острый, а если вторая сторона окажется снаружи – то тупой.
В старших классах для измерение углов будем использовать транспортир
VII Работа в тетрадях
Задача №7 с.120 (учащийся у доски)
Самостоятельная работа №5,6,10,9 по вариантам
VIII. Итог урока.
- Что вы узнали нового, интересного?
- Какое задание понравилось больше всего?
Домашнее задание с 121 №15.
IX Рефлексия.
-Кто доволен своей работой на уроке? Прикрепите на нашей полянке красный цветочек.
-Кто считает, что работал не во всю силу и хотел бы на следующий раз работать лучше – желтый цветочек.
-Кто не доволен своей работой – синий цветочек.
-Посмотрите, какая полянка у нас получилась. Я вижу, что в основном дети старались и работали хорошо.