4.Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;
Коммуникативные:
1.Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;
2.Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.
Оборудование: презентация, мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями для работы в группах, парах, индивидуально.
Ход урока
Орг. момент.
- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.
Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно себе удачи. А теперь тихонечко сядьте за свои парты.
- Для чего нам нужны уроки чтения? (Чтобы научиться хорошо читать, чтобы познакомиться с новыми интересными произведениями, узнать много нового, познавательного, чему – то научиться, прислушиваться к тому что говорит автор произведения.
Недаром говорят : «Кто много читает, тот много знает.» С человеком, который много читает интересно общаться.
III. Постановка темы и цели урока
- Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы? (ПИСАТЕЛЬ)
- А как называют человека, который пишет картины? (ХУДОЖНИК)
- А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником? Таким удивительным человеком был Е.И.Чарушин. (Слайд №2 с портретом писателя)
- Сегодня мы познакомимся с его творчеством.
Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.
На экране запись:
Тема... (Евгений Иванович Чарушин, “Страшный рассказ).
Познакомиться... (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).
Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).
Проанализировать... (новое произведение).
- А как всё начиналось…(Сведения из биографии писателя рассказывает ученик)
Евгений Иванович Чарушин родился много лет назад в старинном городе Вятке.Всю жизнь, с раннего детства, прожил Чарушин среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом, дома, это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с родителями он выкармливал уток, лечил зверей. Держали коз, кроликов, голубей и еще 20 певчих птиц. Это были друзья мальчика. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. С детства Евгений Иванович увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он все рисовал, записывал. Более 30 лет Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки.
И знаете почему? Он говорил об этом так:
«Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».
Учитель: И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом.
Посмотрите на книжную полку. Здесь вы видите книги Е.И.Чарушина, которые можно взять и прочитать в библиотеке. Просмотр выставки рисунков Е.Чарушина.
Просмотр рисунков Е.И Чарушина. (Слайды №4-17 с рисунками Е. И. Чарушина)
IV.Изучение нового материала.
С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.
- Откройте учебники. Прочитайте название произведения.
- Было ли вам когда-нибудь страшно? Скажите когда и почему бывает страшно? Изобразите мимикой и жестами страх и испуг
- Попробуйте предположить, о чём будет это произведение.
- Проверим, верны ли ваши предположения - прочитаем текст произведения.
Прежде чем приступить к чтению следует выяснить значение незнакомых слов.
Это слова “чулан” и “сени”. (Слайд
Объясните лексическое значение слов.(Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.)
Отработка техники чтения
– Прежде чем приступить к повторному чтению, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем целыми словами)
ма-лень-кий
стем-не-ло
по-стель-ки
лю-до-е-дов
кро-ко-ди-лов
бро-сит-ся
за-кры-лись
при-жа-лись
рас-ска-за-ли
свер-нул-ся
дёр-га-ет-ся
блюд-це
3.Первичное чтение.
Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.
а) Чтение до слов « … по стене кто-то ползает – шуршит.» (с.136)
- Как звали мальчиков?
- Где они жили?
- Почему мальчики остались одни?
- Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные)
- Что может случиться дальше?
б) Чтение до слов «Но тут пришли папа с мамой». (с.137)
- Почему мальчикам было страшно?
- Почему Петя бросился к Шуре на кровать, и «они закрылись с головой одеялом»?
- Что может произойти дальше?
в) Чтение до конца рассказа.
- Какие чувства испытали Шура и Петя, когда увидели ежа?
( удивление, радость, восторг)
4.Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.
Определите жанр произведения?
СЛАЙД 11
РАССКАЗ:
1) повествовательное произведение небольшого размера;
2) словесное изложение каких-нибудь событий.
(по С. И. Ожегову)
Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре.
Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события.
- Понравился вам рассказ?
Вопросы после прочтения:
- Соответствует ли название рассказа его содержанию?
- Кто испугал ребят? Сравним, оправдался наш прогноз?
- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так?
- Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались? (Они не знали, что это ёж. Дети испугались шагов в темноте)
-Что вы знаете о еже?
5.Слово учителя о еже.
СЛАЙД 12
Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок.
Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.
В случае опасности ёжик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину.
Еж довольно добродушное животное.
СЛАЙД 17
Серый ёжик весь в иголках,
Словно он не зверь, а ёлка.
Хоть колюч молчун лесной –
Ёжик добрый, а не злой.
Физкультминутка.
Хитрый ёжик-чудачок
Сшил колючий пиджачок: (делают вид, что шьют)
Сто булавок на груди, (повороты туловища)
Сто иголок позади. (наклоны влево - вправо)
Ходит ёж в саду по травке,
Натыкает на булавки (шаг)
Грушу, сливу - всякий плод,
Что под деревом найдёт, (приседания)
И с подарочком богатым
Возвращается к ежатам. (прыжки)
г) Повторное чтение рассказа
1)- Прочитайте 1, 2, 3 абзацы жужжащим чтением
- Найдите ответ на вопрос, - где произошла история, о которой говорится в рассказе ?
- Что узнали о мальчиках?
2)- Прочитайте о том, как мальчики уговаривали себя не бояться. ( прочитайте этот отрывок по ролям)
– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему? (дрожащим голосом, медленно)
- Что больше всего испугало ребят? ( шаги)
- Как они чувствовали себя под одеялом?
4) Чтение последней части цепочкой.
- Кто испугал ребят?
- Как вёл себя ёжик, когда его искали? (Свернулся в углу шариком)
- Почему ёж свернулся шариком? (почувствовал опасность)
Где настоящий дом ежа?
- Почему ёжик не ушел потом в лес?
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Что вы здесь видите?
- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?
- А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)
- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?
- Можем ли мы осуждать их за трусость? (Нет, мы все можем испытывать страх.У русского народа даже есть много пословиц о страхе.
2. Работа с пословицами. Работа в группах. (Слайд 12) (3 минуты)
Задание для каждой группы одинаковое.
Предлагаю вам поработать в группах с некоторыми из них.
- Чья группа быстрее соберёт пословицы?
Пуганая ворона и куста боится.
Трусливому зайцу и пень волк.
У страха глаза велики.
- Какая пословица больше всего подходит к нашему рассказу?
Скажите в форме одного предложения о чём это произведение, используя следующую запись.
Запись на доске: “Это произведение о том, как Ш... и П... и... е...”
Тему мы определили. А какова главная мысль? Для чего автор рассказал нам эту историю? Чему хотел научить?
- Чему учит нас этот рассказ? (Не нужно бояться неизвестного. )
Теперь мы готовы даже выполнить тест.
1.Выполнение теста самостоятельно.
- Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. А для этого выполним тест.Вспомните события рассказа.-Если событие из рассказа верное нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие МИНУС.
(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках)
Тест Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»
1.
Мальчиков звали Шура и Петя.
+
2.
Без мамы и папы дети не ложились спать.
-
3.
В темноте шуршала мышка.
-
4.
От страха Петя бросился к Шуре на кровать.
+
5.
В углу свернулся шариком ёжик.
+
6.
Дети дали молока в блюдце и кусочек хлеба.
-
7.
Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.
+
Самопроверка с доски. (!, +, -)
VIII. Домашнее задание. ( Слайд 14) (2 минуты)
Одно из заданий по желанию:
Прочитайте рассказ,.
Подготовьте чтение по ролям.
Нарисуйте рисунок к рассказу.
VII. Рефлексия (3 минуты)
Составление «Синквейна» в парах
А теперь все ваши мысли, чувства о произведении вы выложите в синквейне. Над которым будете работать впарах.
Ёжик
Маленький, колючий
Пыхтит, шуршит, топает
Ёж уничтожает мелких грызунов
Зверёк
VII.Итог урока
– Вы можете прочитать и другие, не менее интересные произведения Чарушина. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.