kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения во 2 классе Е.Чарушин "Страшный рассказ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения во 2 кассе Е.Чарушин "Страшный рассказ" по программе "Школа России"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе Е.Чарушин "Страшный рассказ"»

Тема: Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

Цель: познакомить с творчеством Е.И.Чарушина

Предметные результаты:

1.Продолжить формирование типа правильной читательской деятельность;

2.Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;

3.Совершенствовать приемы выразительного чтения;

Личностные результаты:

1.Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа .произведения;

2.Воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»;

Метапредметные:

Регулятивные:

1.Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;

2.Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

1.Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;

2.Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;

3.Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;

4.Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;

Коммуникативные:

1.Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;

2.Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.

Оборудование: презентация, мультимедийная установка, экран, карточки с заданиями для работы в группах, парах, индивидуально.

Ход урока

Орг. момент.

- Прозвенел уже звонок, начинаем наш урок.

Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Улыбнитесь друг другу, пожелайте мысленно себе удачи. А теперь тихонечко сядьте за свои парты.

- Для чего нам нужны уроки чтения? (Чтобы научиться хорошо читать, чтобы познакомиться с новыми интересными произведениями, узнать много нового, познавательного, чему – то научиться, прислушиваться к тому что говорит автор произведения.

Недаром говорят : «Кто много читает, тот много знает.» С человеком, который много читает интересно общаться.

III. Постановка темы и цели урока

- Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы? (ПИСАТЕЛЬ)

- А как называют человека, который пишет картины? (ХУДОЖНИК)

- А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником? Таким удивительным человеком был Е.И.Чарушин. (Слайд №2 с портретом писателя)

- Сегодня мы познакомимся с его творчеством.

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его цель.

На экране запись:

Тема... (Евгений Иванович Чарушин, “Страшный рассказ).

Познакомиться... (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).

Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).

Проанализировать... (новое произведение).

- А как всё начиналось…(Сведения из биографии писателя рассказывает ученик)

Евгений Иванович Чарушин родился много лет назад в старинном городе Вятке. Всю жизнь, с раннего детства, прожил Чарушин среди животных. Вместе с мамой мальчик ходил в лес. Там он собирал семена цветов, выкапывал растения. И потом, дома, это превращалось в чудо-сад. Здесь он учился наблюдать и работать. Вместе с родителями он выкармливал уток, лечил зверей. Держали коз, кроликов, голубей и еще 20 певчих птиц. Это были друзья мальчика. Ни одного дня не проводил он без своих четвероногих и пернатых друзей. Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук “р” он научился выговаривать, подражая карканью вороны. С детства Евгений Иванович увлекался рисованием. Наблюдая природу, жизнь, повадки зверей, он все рисовал, записывал. Более 30 лет Чарушин писал для детей рассказы о животных и сам делал к рассказам рисунки.

И знаете почему? Он говорил об этом так:

«Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей еду добывать, себя спасать? А ты человек – хозяин всей природы, тебе всё знать нужно».

Учитель: И кем же должен был стать человек, с детства любивший рисование и природу – художником-анималистом.

Посмотрите на книжную полку. Здесь вы видите книги Е.И.Чарушина, которые можно взять и прочитать в библиотеке. Просмотр выставки рисунков Е.Чарушина.

Просмотр рисунков Е.И Чарушина. (Слайды №4-17 с рисунками Е. И. Чарушина)

IV.Изучение нового материала.

С детства природа обогащала Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным искусством владел он словом, карандашом и кистью.

- Откройте учебники. Прочитайте название произведения.

- Было ли вам когда-нибудь страшно? Скажите когда и почему бывает страшно? Изобразите мимикой и жестами страх и испуг

- Попробуйте предположить, о чём будет это произведение.

- Проверим, верны ли ваши предположения - прочитаем текст произведения.

Прежде чем приступить к чтению следует выяснить значение незнакомых слов.

Это слова “чулан” и “сени”. (Слайд

Объясните лексическое значение слов.(Сени –помещение между жилой частью дома и крыльцом.

Чулан – помещение в доме, служащее кладовой.)

  1. Отработка техники чтения

– Прежде чем приступить к повторному чтению, давайте подготовимся к прочтению некоторых сложных слов, для того, чтобы вам было понятно, как их произносить (чтение по слогам, затем целыми словами)


ма-лень-кий

стем-не-ло

по-стель-ки

лю-до-е-дов

кро-ко-ди-лов

бро-сит-ся

за-кры-лись

при-жа-лись

рас-ска-за-ли

свер-нул-ся

дёр-га-ет-ся

блюд-це


3.Первичное чтение.

Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением. «Чтение с остановками.» После прочтения каждого абзаца, учитель задаёт вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий.

а) Чтение до слов « … по стене кто-то ползает – шуршит.» (с.136)

- Как звали мальчиков?

- Где они жили?

- Почему мальчики остались одни?

- Как характеризует мальчиков, что они остались одни? (смелые, самостоятельные, надежные)

- Что может случиться дальше?

б) Чтение до слов «Но тут пришли папа с мамой». (с.137)

- Почему мальчикам было страшно?

- Почему Петя бросился к Шуре на кровать, и «они закрылись с головой одеялом»?

- Что может произойти дальше?

в) Чтение до конца рассказа.

- Какие чувства испытали Шура и Петя, когда увидели ежа?

( удивление, радость, восторг)

4.Проверка усвоения смысла и содержания рассказа.

Определите жанр произведения?

СЛАЙД 11

РАССКАЗ:

1) повествовательное произведение небольшого размера;

2) словесное изложение каких-нибудь событий.

(по С. И. Ожегову)

Характерная особенность рассказа – наличие одного события в центре.

Действующими лицами рассказа становятся реальные люди, животные, события.


- Понравился вам рассказ?

Вопросы после прочтения:

- Соответствует ли название рассказа его содержанию?

- Кто испугал ребят? Сравним, оправдался наш прогноз?

- Почему Е. Чарушин назвал рассказ именно так?

- Ёж — страшный зверёк? Почему дети его испугались? (Они не знали, что это ёж. Дети испугались шагов в темноте)

-Что вы знаете о еже?

5.Слово учителя о еже.

СЛАЙД 12

Ёж – это маленький ночной хищник. В колючей шкурке почти 16 тысяч иголок.

Обитают ежи в основном в смешанных лесах, а также запущенных садах и парках. Днём прячутся среди кустарников, под кучей листвы. Ночью выходят кормиться. Пищей ежам служат жуки, дождевые черви, лягушки, ящерицы, змеи и мыши.

В случае опасности ёжик свёртывается в клубок, прижимая голову к брюху и втягивая лапки и хвост под себя. При встрече с волком или лисицей ёж фыркает и подпрыгивает, стараясь уколоть врага, если это не помогает, он свёртывается в клубок, подставляя нападающему хищнику свою колючую спину.

Еж довольно добродушное животное.


СЛАЙД 17

Серый ёжик весь в иголках,

Словно он не зверь, а ёлка.

Хоть колюч молчун лесной –

Ёжик добрый, а не злой.


  1. Физкультминутка.

Хитрый ёжик-чудачок

Сшил колючий пиджачок: (делают вид, что шьют)

Сто булавок на груди, (повороты туловища)

Сто иголок позади. (наклоны влево - вправо)

Ходит ёж в саду по травке,

Натыкает на булавки (шаг)

Грушу, сливу - всякий плод,

Что под деревом найдёт, (приседания)

И с подарочком богатым

Возвращается к ежатам. (прыжки)


г) Повторное чтение рассказа

1)- Прочитайте 1, 2, 3 абзацы жужжащим чтением

- Найдите ответ на вопрос, - где произошла история, о которой говорится в рассказе ?

- Что узнали о мальчиках?

2)- Прочитайте о том, как мальчики уговаривали себя не бояться. ( прочитайте этот отрывок по ролям)

– С какой интонацией будем читать разговор мальчиков? Почему? (дрожащим голосом, медленно)

- Что больше всего испугало ребят? ( шаги)

- Как они чувствовали себя под одеялом?

4) Чтение последней части цепочкой.

- Кто испугал ребят?

- Как вёл себя ёжик, когда его искали? (Свернулся в углу шариком)

- Почему ёж свернулся шариком? (почувствовал опасность)

Где настоящий дом ежа?

- Почему ёжик не ушел потом в лес?

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.

- Что вы здесь видите?

- Как вы думаете, возьмут ли мальчики ежа в город?

- А как бы поступили вы? ( Птицы и дикие звери неуютно чувствуют себя в квартире, им нужен лес. Только голодных и раненых зверей можно взять, чтобы помочь им, но потом нужно обязательно отпустить)

- Можно ли на самом деле считать рассказ страшным?

- Можем ли мы осуждать их за трусость? (Нет, мы все можем испытывать страх.У русского народа даже есть много пословиц о страхе.

2. Работа с пословицами. Работа в группах. (Слайд 12) (3 минуты)

Задание для каждой группы одинаковое.

Предлагаю вам поработать в группах с некоторыми из них.

- Чья группа быстрее соберёт пословицы?

Пуганая ворона и куста боится.

Трусливому зайцу и пень волк.

У страха глаза велики.

- Какая пословица больше всего подходит к нашему рассказу?

Скажите в форме одного предложения о чём это произведение, используя следующую запись.

Запись на доске: “Это произведение о том, как Ш... и П... и... е...”

Тему мы определили. А какова главная мысль? Для чего автор рассказал нам эту историю? Чему хотел научить?

- Чему учит нас этот рассказ? (Не нужно бояться неизвестного. )

Теперь мы готовы даже выполнить тест.

1.Выполнение теста самостоятельно.

- Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. А для этого выполним тест.Вспомните события рассказа.-Если событие из рассказа верное нужно поставить ПЛЮС, если неверное событие МИНУС.

(Дети выполняют задание на индивидуальных карточках)


Тест Е. И. Чарушин «Страшный рассказ»

1.

Мальчиков звали Шура и Петя.

+

2.

Без мамы и папы дети не ложились спать.

-

3.

В темноте шуршала мышка.

-

4.

От страха Петя бросился к Шуре на кровать.

+

5.

В углу свернулся шариком ёжик.

+

6.

Дети дали молока в блюдце и кусочек хлеба.

-

7.

Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.

+

Самопроверка с доски. (!, +, -)

VIII. Домашнее задание. ( Слайд 14) (2 минуты)

Одно из заданий по желанию:

  1. Прочитайте рассказ,.

  2. Подготовьте чтение по ролям.

  3. Нарисуйте рисунок к рассказу.



VII. Рефлексия (3 минуты)

Составление «Синквейна» в парах

А теперь все ваши мысли, чувства о произведении вы выложите в синквейне. Над которым будете работать впарах.

Ёжик

Маленький, колючий

Пыхтит, шуршит, топает

Ёж уничтожает мелких грызунов

Зверёк


VII.Итог урока

– Вы можете прочитать и другие, не менее интересные произведения Чарушина. Надеюсь, что они вам тоже понравятся.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения во 2 классе Е.Чарушин "Страшный рассказ"

Автор: Изъянова Ольга Александровна

Дата: 13.08.2016

Номер свидетельства: 339225


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства