Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I этап. Создание образно –эмоциональной ситуации. | Посмотрите на фотографии. Какие чувства и эмоции они вызывают? Какая страна? Где бы вы хотели оказаться? Почему? Презентация 1 | Картины красивой природы Америки, Дикого Запада Чувство восторга, жажда приключений. | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Регулятивные УУД (самоконтроль) |
II этап. Изучение нового материала Создание условий для мотивации | Биография Автора Презентация 2 СЛАЙД О приключениях мечтал и воплощал один известный человек! Имя этого человека – Марк Твен – известно далеко за пределами Америки. Вы знаете кто это? Марк Твен любил говорить, что литературой занялся случайно. Может быть, он шутил, но только Сэмюэл Ленгхорн Клеменс стал писателем Марком Твеном действительно достаточно поздно, сменив прежде множество занятий. Родился он в семье провинциального адвоката, детство провёл в маленьком городке Ганнибал на берегу Миссисипи. Семья была бедная, отец умер, когда мальчику было 12 лет. Не окончив школы, Сэм пошёл учеником в типографию, работал наборщиком, потом выучился ремеслу лоцмана на Миссисипи. Когда началась гражданская война, он из любви к приключениям записался добровольцем в армию, но прослужил недолго. Во время «золотой лихорадки» в Калифорнии он уже не ищет золота, а только пишет для газет. Его рассказы начинают приобретать некоторую литературную известность. Когда появился писатель Марк Твен, Сэмюэлю Клеменсу исполнилось 30 лет. Перед Вами выставка произведений Марка Твена. На выставке представлены многие призведения, которые вы возможно уже читали. | Рассматривание портрета писателя. Знакомство с биографией М.Твена Знакомство с произведениями Марка Твена | Регулятивные УУД:Умение воспринимать информацию Личностные УУД: умение связывать с жизнью |
Создание проблемной ситуации Построение предположения Игра «Расшифруй письмо» | Фото Тома Сойера СЛАЙД Что можно сказать об этом мальчике? - упрямство, -упорство, - уважение, -дружба, - понимание, -любовь, Фото Бэкки Тэтчер СЛАЙД Что можно сказать об этой девочке? - благородство, - уважение, -дружба, -понимание, -любовь Кого они вам напоминают? Они герои какого произведения Марка Твена? Повесть была написана в 1876 году. Почему эти два героя оказались рядом? Что может их связывать? СЛАЙД Фотография Тома и Гека Как звали лучшего друга Тома Сойера? СЛАЙД Так вот Том написал письмо своему лучшему другу, которое зашифровано. И нам необходимо его расшифровать. СЛАЙД ЗдравствуймойдорогойГек!! ПишеттебетвойдругТомСойер.Ясогласенотправитьсяв путешествие.Носначаланужносходитьвшколу! ТвойдругТомСойер. | Рассматривание фотографии. Это смешной американский мальчик, непоседливый, энергичный, мальчик двенадцатилетнего возраста. Американская девочка. Красивая, добрая девочка. Это главные герои повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера». Взаимоотношение мальчиков и девочек Предположения детей Гекльберри Финн Здравствуй, мой дорогой Гек! Пишет тебе твой друг Том Сойер. Я согласен отправиться в путешествие. Но сначала нужно сходить в школу! Твой друг Том Сойер. | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Регулятивные УУД (самоконтроль) Регулятивные УУД (целеполагание) (прогнозирование) Регулятивные УУД (целеполагание) (прогнозирование) Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Регулятивные УУД (самоконтроль) |
III Целеполагание. Подготовка к чтению текста Чтение отрывка хорошо читающими учениками. Анализ прочитанного. Ответы на вопросы. | Сегодня мы прочитаем лишь небольшой отрывок из повести «Приключений Тома Сойера», но я думаю, что тем из вас, кто ещё не знаком с мальчиком по имени Том Сойер, захочется после этого побольше узнать о нём.
СЛАЙД
Повесть затрагивает многие вечные жизненные проблемы (дружбы, верности, любви, подлости, благородства) . Как вы считаете, какую проблему в отрывке затрагивает автор? Что помогает нам понять и ответить на вопрос? К этому вопросу мы вернёмся, когда прочитаем отрывок.
Учитель и учащиеся читают отрывок по частям из повести, помещённый в учебнике стр.194-200.
СЛАЙД чёрный Вопросы по 1 части: Каким представляется Том? Какая сила не позволила Тому соврать? Что ответил Том учителю? Какое наказание понёс Том за своё опоздание? Какие чувства испытывал Том, когда был наказан? Вопросы по 2 части: Как друг к другу обращались дети? Какими представляются Том и Беки? Как сидят в классе мальчики и девочки? Вопросы после чтения 3 части: – Каким вы представили себе Тома? – Что в нём привлекло вас? – Когда вам было весело, а когда грустно? Почему? Что же все-таки связывает Тома и Бекки? Том | Понимание Уважение любовь | Бекки | Какую проблему затрагивает Марк Твен в этой главе? О чём эта повесть? | Предположения детей Название главы « Том знакомится с Бекки» Ответы детей Понимание, уважение, любовь. Проблему дружбы и любви. О жизни. О жизни взрослых и детей. О взаимоотношениях между взрослыми и детьми. | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Регулятивные УУД (самоконтроль) Регулятивные УУД (целеполагание) (прогнозирование) Общеучебные познавательные УУД: Умение работать с текстом Умение выделять существенное Личностные УУД: Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм. Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Регулятивные УУД (самоконтроль) |
IVИтог урока | Часто в жизни мы встречаем трудности. И Том Сойер в повести Марка Твена встречает не мало трудностей. Что ему помогает их преодолевать? СЛАЙД Что бы посоветовал Вам, ребята, Том Сойер, если бы вы обратились к нему за помощью в трудную минуту? Всюду в жизни умей находить смешное,никогда не вешай носа. Никогда не вступай в защиту друзей, а то и тебе достанется. Без поиска, без упорства не прожить жизнь достойно. Не напрягайся, живи без цели. Пусть всё идёт своим чередом. | Всюду в жизни умей находить смешное, никогда не вешай носа. Без поиска, без упорства не прожить жизнь достойно. Читает хорошо читающий ребёнок. | Общеучебные познавательные УУД: Умение работать с текстом Умение выделять существенное Личностные УУД: Умение оценить поступки героев с точки зрения моральных норм. |
V Рефлексия | СЛАЙД Оцени свою работу на уроке (выбери ответ, обведи нужное количество баллов, подсчитай результат) Внимательно ли я слушал и читал рассказ? Да – 1балл. Нет – 0 баллов. Обдумывал ли я ответы на поставленные вопросы? Да – 1балл. Нет – 0 баллов. Участвовал ли я в проектной работе? Да – 1балл. Нет – 0 баллов. Сделал ли я правильные выводы, прочитав это произведение? Да – 1балл. Нет – 0 баллов. Был ли я активным на уроке? Да – 1балл. Нет – 0 баллов. Итого я заработал: ______ балла(ов). | Самооценка собственной деятельности | Коммуникативные УУД (построение речевых высказываний) Регулятивные УУД (самоконтроль) |
VI Домашняя работа | СЛАЙД Составить план прочитанного отрывка на уроке. Создать иллюстрацию - портрет Тома или Бекки. Какими вы себе их представляете? Прочитать на выбор любую главу из повести М.Твена «Приключение Тома Сойера» | | |