Чаплинская Жанна Геннадьевна
учитель начальных классов
КГУ ОШ № 117
г.Алматы
Урок литературного чтения
Тема: М.Москвина «Что случилось с крокодилом»
Цель:
обучающая – познакомить с разделом «От улыбки в небе радуга проснётся…», формировать представление о творчестве Марины Москвиной, совершенствовать умение работать с текстом;
развивающая – развивать внимание, логическое мышление, творческие способности;
воспитывающая – воспитывать чувство юмора, нравственные качества личности на основе положительно окрашенных эмоциональных переживаний детей.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Форма организации урока: индивидуальная, групповая, коллективная.
Дидактическое обеспечение урока: аудиозапись песни «Улыбка» (автор слов - М.Пляцковский, композитор - В.Шаинский), портрет М.Москвиной, опорные слова, иллюстрации к рассказу, макет солнца, стикеры.
ХОД УРОКА
1 Организационный этап. Проверка готовности к уроку, психологический настрой.
2 Актуализация.
1.Сообщение темы.
2.Введение в раздел.
- Прочитайте название раздела. Знаете ли вы, откуда эта строчка? (Эта строчка из песни «Улыбка». Автор слов-М.Пляцковский, композитор-В.Шаинский.)
Прослушивание песни.
От улыбки хмурый день светлей.
От улыбки в небе радуга проснётся.
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз ещё вернётся.
И тогда наверняка вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке.
С голубого ручейка начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.
- Улыбка – это солнышко, согревающее нас и тех, кто рядом. Это пропуск, по которому в нашу жизнь приходит дружба и любовь. Улыбайтесь чаще, улыбайтесь людям, животным, растениям, всему миру, дарите любовь, и тогда мир ответит вам взаимностью.
В этом разделе мы будем читать произведения о дружбе и любви, о тех золотых нитях, которые связывают всех на планете Земля.
3.Рассказ о писателе.
- А сейчас я хочу вас познакомить с замечательной писательницей, невероятно влюблённой в мир и людей. У неё совершенно необыкновенная улыбка. На каждого, кто открывает её книгу, обрушивается её удивительный мир с невиданными красками, запахами и звуками.
Марина Львовна Москвина родилась в 1954 году в Москве. Окончила факультет журналистики Московского государственного университета. Работала журналистом, поваром в геологической экспедиции, летала на настоящем воздушном шаре, откапывала кости мамонта, спускалась в самые невероятные пещеры и бродила там среди летучих мышей, писала книги сначала для детей, а теперь и для взрослых. За книгу «Моя собака любит джаз» Марина Москвина получила Международный диплом Андерсена.
3 Применение. Формирование умений и навыков.
Работа над произведением.
1. Целевая установка.
- Сегодня мы будем читать увлекательный, полный юмора рассказ «Что случилось с крокодилом». Интересно, что же с ним могло случиться?
2. Фаза вызова интереса.
- Прочитайте слова из рассказа и по ним попробуйте предугадать историю, в которую попали герои произведения. Работа в группах.
Яйцо
Папа
Птенец
Крокодил
Бабка Крокодилица
Семейная тайна
Больше в тех краях никто не видал
Учащиеся коротко передают содержание придуманных ими рассказов.
-Послушайте рассказ, чтобы понять, что же там на самом деле произошло.
3. Чтение с остановками.
Чтение 1 части (до слов «…попятился Крокодил».)
- Какое радостное событие должно было случиться в жизни Крокодила?
- Кто вылупился из яйца?
- Что посоветовала сделать с птенцом бабка Крокодилица?
- Как вы думаете, воспользуется ли Крокодил этим советом?
Чтение 2 части (до слов «Хотела всё в тайне сохранить, а теперь и не подумаю».)
- Почему Крокодил не воспользовался советом, который ему дала бабка Крокодилица?
- Скажите, чем может обернуться для Крокодила и птенца угроза бабки Крокодилицы?
Чтение 3 части (до слов «Если его кто тронет-пеняйте на себя».)
- Как встретило птенца крокодилье общество?
- Кто встал на защиту птенца?
- Предположите, что было дальше?
Чтение 4 части (до слов «Вы только посмотрите на него!»)
- Как Крокодил заботился о птенце?
- Что думали о Крокодиле обитатели крокодильего общества?
- Попробуйте угадать конец этой истории.
Чтение 5 части (до конца.)
- Чем закончилась эта невероятная истории?
- Могли ли вы предположить такой конец? Почему?
4. Работа с иллюстрациями.
- Придумайте оригинальные надписи к иллюстрациям.
4 Этап информации о домашнем задании.
Стр. 131-137 читать по ролям.
5 Подведение итогов урока.
- Понравилось ли произведение?
- Что показалось особенно интересным?
- Что в этой истории вас рассмешило, а что не понравилось?
- Удалось ли автору рассказа Марине Москвиной изменить ваше настроение?
Реализация цели и задач достигнуты.
Комментирование оценок.
6 Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке, с чем познакомились, отметьте интересные моменты, что было непросто, что у вас получилось, запомнилось, хотелось бы узнать.