kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения Литературная гостиная по теме: «Творчество А.П.Чехова в произведениях «Степь», «Белолобый», «Ванька»».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок обобщение по произведениям русского писателя А.П, Чехова.Проводится в форме литературной гостиной, учащиеся работают в группах.Учащиеся составляют паспрт писателя по его биографическим данным, читают выборочно отрывки из произведений, обсуждают, сравнивают, угадывают произведения,

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения Литературная гостиная по теме: «Творчество А.П.Чехова в произведениях «Степь», «Белолобый», «Ванька»».»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 12»




Урок литературного чтения





Литературная гостиная


по теме:

«Творчество А.П.Чехова в произведениях

«Степь», «Белолобый», «Ванька»».



Подготовила и провела:

И.В. Меньшова, учитель начальных классов

высшей квалификационной категории.






19 января 2016 год.

Пояснительная записка


Класс: 3

Предмет: литературное чтение

Форма проведения: литературная гостиная


Тема урока: :«Творчество А.П.Чехова в произведениях «Степь», «Белолобый»,«Ванька»».


Цели урока:


1. Формировать умение вчитываться в речь автора, навык осознанного и выразительного

чтения; анализировать текст, выражать собственные мысли, рассуждать; и находить

языковые средства выразительности.

2. Воспитывать бережное отношение к литературному наследию; умение работать в

команде; нравственные качества, культуру общения.

3. Развивать образное мышление, навыки словесного рисования, мотивацию на вдумчивое

чтение художественной литературы; наблюдательность, устную речь, внимание.



Задачи:

1. Образовательная: расширять представление о книгах, углублять знания учащихся;

2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное

и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно;
3. Воспитательная: прививать интерес к творчеству писателей.

Оборудование: учебники литературного чтения, карточки для работы в группах,

дополнительные источники литературы, проектор, презентация,





















Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, поприветствуйте наших гостей. Улыбнитесь друг другу,

пожелайте хорошего настроения, удачного дня. Садитесь.

- Сегодня наш урок литературного чтения мы проведём в форме литературной гостиной.

- Работать вы будете в группах и вот по этому плану. Посмотрите на доску.

- Первый этап нашего урока речевая разминка.

2. Речевая разминка.

1) - У вас на партах лежат карточки, на них записаны скороговорки, многие вам знакомы.

- Скажите, а что такое скороговорка? Для чего она нужна?

- Даю вам полминуты подготовиться.

- Скажите, а какое сегодня число? (19 января).

- Посмотрите, у кого это число на карточке, тот и начинает.

- Молодец, хорошо прочитал. Назови любое число по количеству детей в классе. У кого

такое число, тот продолжает.

- В конце работы, давайте хором произнесём нам известную скороговорку:

Проворонила ворона воронёнка.

2) - Теперь, посмотрите на слайд, прочитайте про себя диалог.

- Подготовьте для выразительного чтения.

- А что такое диалог, помните? (разговор двух или более лиц)

- Следующий слайд. Прочитайте с большой радостью.

- Молодцы! Хорошо поработали.

- Следующий этап урока, прочитайте.

3. Формирование темы урока:

- Я хочу, чтобы тему урока сформулировали вы сами, для этого посмотрите на этот

портрет. Назовите, кто это?

- Можете сформулировать тему нашего урока? (читать произведения А.П. Чехова)

- Мы уже читали произведения А.П.Чехова. Мы вспомним его произведения и подведём

итоги творчества замечательного русского писателя.

4. Цели урока:

- Какие цели мы поставим перед собой на нашем уроке? ( обобщить знания по

произведениям писателя, хорошо читать, выразительно, правильно)

- А ещё, наверное, самая главная цель – это прививать любовь к чтению. Хочу чтобы вы

любили читать. Книги многому учат.

- Следующий этап урока, читаем.

5. Работа над произведениями “Степь”, “Белолобый”,“Ванька”.

- А вот какие произведения мы читали, вы составите из букв, которые у вас на столах

работаем в группах.

- Давайте, выложим эти названия на доске, чтобы все вспомнили.

- Теперь, мы поработаем с этими произведениями.

1гр. «Степь» 2гр. «Белолобый» 3гр. «Ванька»

1) - Сейчас каждая группа получит отрывки из этих произведений.

- Вы должны подготовить их для выразительного чтения, но это не всё.

- Расположить отрывки последовательно и определить из какого из трёх произведений

этот отрывок. (работа учащихся)

- Какая группа готова? Начинает.

2) Произведение “Степь”.

- Это произведение – повесть. Мы читали с вами лишь небольшой отрывок.

- О чём повествует нам этот отрывок? (о чувствах маленького мальчика)

- Почему рассказ назван «Степь»? Что такое степь?

- Посмотрите на слайд. Это изображена степь. Как красива степь летом. Деревья в степи

не растут. Холодный климат.

- Какие явления природы описывает автор? (молния, гром, ветер, дождь)

- Кто главный герой рассказа? Кто такой Егорушка?

- Как вы думаете какого он возраста? Почему так решили?

- Какая история с ним приключилась?

- Ребята, когда в свет вышла эта повесть, то

Врачи вполне серьёзно рекомендовали читать «Степь» больным и ослабленным

для успокоения духа и укрепления тела.

"Степь" - это повесть о родине, увиденной главами детства. Егорушка,

изумленный вольным степным простором, думал о том, что на Руси еще не

перевелись громадные, широко шагающие люди, - иначе кому же нужен такой

простор?

3) Произведение “Ванька”.

- Теперь, давайте поговорим о его рассказе «Ванька».

Это произведение не может оставить равнодушным.

- Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена

обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое

господство над ними).

- Кто главный персонаж рассказа?

- Кто такой Ванька? - Это девятилетний мальчик, сирота.

- О чём этот рассказ? (о тяжёлой жизни детей)

- Кому писал письмо Ванька? Как он называет дедушку?

- О чём Ванька писал в своём письме?

- Как изменилась жизнь Ваньки после смерти матери?

- Как вы понимаете выражение “Ваньку спровадили”?

- Какая разница в значении слов “отправили” и “спровадили”? (Спровадили –

выпроводили, заставили удалиться. То есть он стал обузой, лишним, ненужным.)


- Чехов – мастер слова, он умеет при помощи слова, короткой фразы создать

характеристику человека.

- За что была выволочка Ваньке?

- Как кормят Ваньку?

- Спит ли Ванька ночью?

- Как к нему относятся подмастерья? (Бессердечные, грубые, злые, бездушно-тупые подмастерья)

- Никто не сомневается в том, что Ванькины хозяева, подмастерья - жестокие, равнодушные люди.

- Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Рождество)

- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)

Характеристика главного персонажа.

- Давайте охарактеризуем главного героя, составим словесный портрет Ваньки Жукова.

Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.

- Поразителен талант мальчика, богатство его воображения, его наблюдательность, память, вместившая все впечатления детства.


- Мальчик сообразительный, активный и находчивый, хотя жизнь Ваньки в городе очень тяжелая, он не утрачивает живого интереса к жизни.

- Какая речь у Ваньки?

- Когда Ванька рассказывает о своей беспросветной жизни в учении у сапожника,

появляются “ейный”, “харя”, “морда”, “трескают”. Грубый быт рождает и

соответствующие слова. А воспоминания о жизни дома, в деревне, связаны с

прекрасным. И слова, в которые облекаются картины воспоминаний, — яркие, образные, светлые.

- Как Чехов относится к своему герою? С каким чувством он пишет о Ваньке? Писатель

явно любуется им.

- А как вы относитесь к Ваньке?

- Представьте, что вы можете встретиться с Ванькой. Что бы вы ему сказали?

- Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?

- Как вы думаете, получит дедушка это письмо? А вы хотели бы, чтобы письмо дошло до

дедушки.

- Какая фраза из этого рассказа стала крылатой? (“на деревню дедушке”, т.е. неизвестно

куда)

6. Физминутка. Игра. «Передай другому».

Передать мяч соседу называя любое произведение и автора художественной литературы.

4) Произведение “Белолобый”.

- Как вы понимаете слово белолобый?

- О ком рассказывает автор?

- Кого автор назвал Белолобый? 

- Какое настроение вызвал этот рассказ?

- Какой эпизод вас больше всего взволновал?

- Расскажите как автор описывает волчиху?

- Почему автор использует слово «кушать»?

- Удалось ли волчице попасть в сарай и заполучить добычу?

- Дайте характеристику волчице. Какая она?

-Что почувствовала волчица, когда «волокла» свою добычу?

-Какое событие главное в этой части?

- Как выглядел Белолобый?

- Кто считает, что Белолобый глупый?

- Неужели щенок действительно очень глупый?

- Вам жаль волчицу? Почему?


- Вот как Чехов умел писать о животном — его становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но Чехов у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости.

- Удалось ли волчице добыть ягненка? Почему?

- Понравился ли вам рассказ?

-Кто из героев вам понравился и не понравился? Почему?

- Почему волчица не съела Белолобого?


- Написав рассказ « Белолобый » А. П. Чехов сумел проникнуть в чувства и мысли волчихи. Он учит нас понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов «очеловечивает» (волчица думает, рассуждает) животных, чтобы показать нам, что жестокость волчицы вынужденная.




7. Исследовательская работа.

- Ребята, мы так хорошо поработали над прочитанными произведениями.

- Теперь нам надо провести небольшое исследование. Опять работать будем в группах.

1 группа «Биографы» - вы должны составить паспорт замечательного писателя. Краткая

биография писателя вам поможет.

2 группа «Историки» - вы должны составить толковый словарь многих слов, которые

встречаются в рассказах А.П.Чехова.

3 группа «Литературоведы» - вы должны определить приёмы , которые использовал автор

в своих произведениях.

- Какие приёмы мы знаем? (сравнение, олицетворение, эпитеты)

8. Подведение итогов.

(Каждая группа выходит к доске, рассказывает, что подготовили).

- Посмотрите на последний слайд. Это памятник А.П. Чехову. Памятников много, я выбрала вот этот. Он мне очень понравился.

- Всегда у любого памятника можно увидеть … (цветы, людей).

(дети встают подходят к зкрану-памятнику)

- Какие бы слова сказали о А.П.Чехове?

9. Рефлексия.

- Ребята, на столах у вас лежат два смайлика: один весёлый, другой грустный.

- Выберите, если вам было хорошо, интересный – значит весёлый, если чем-то вы недовольны – значит …

- Наш урок закончен. Всем спасибо!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Меньшова Ирина Викторовна

Дата: 26.02.2016

Номер свидетельства: 299417


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства