Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Борьба Ра с Апопом"»
Дата:
Тема: Миф. «Борьба Ра с Апопом» (древнеегипетский миф)
Цели:
- формирование понятия о мифе; чтение, анализ и сравнение мифов разных народов о сотворении мира;
- развитие мышления, внимания, воображения, речи;
- воспитание познавательного интереса.
Ход урока
Оргмомент
Сегодня окунемся в мифологию
Ах, мифы, мифы! Им начало, Конечно ж ,положил НАРОД! Потом МОЛВА их обтесала, Перенося из РОДА в РОД.
Они рождались из тревоги, Из горя, бедствий, катастроф, Из тех загадочных миров, Что землю окружали вновь!
Актуализация опорных знаний
Дыхательная и речевая зарядка.
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса). Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису). Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Проверка домашнего задания.
Работа по теме урока
Вызов
- Сегодня на уроке мы начнём знакомство с мифами народов мира.
-Что такое миф? На этот вопрос ответить нелегко. С древних времён в нашей стране не знали даже самого слова «миф», оно возникло под влиянием других языков лишь в прошлом веке. Само слово «миф» очень легко вводит в заблуждение, так как оно включает в себя понятие удивительного и необычайного.
-Как вы ответите на этот вопрос? (прием «Корзина идей»)
Миф-это фантастическая история, легенда, сказание о богах, явлениях природы, открытиях.
Целеполагание
-Ребята, а почему в современном мире мы до сих пор изучаем мифы?
-Что вызывает интерес? (история наших предков, происхождение мира, человека, явлений природы, жизнь и события древних………)
-Что мы должны сегодня извлечь из мифов? ( доказать, что мифы учат нас, содержат полезную информацию, выяснить, что пытались объяснить древние о жизни человека на земле, о его месте в окружающем мире)
Мифы народов мира
Древнегреческие славянские древнеиндийские
Первичное чтение мифа «Борьба Ра с Апопом»
Беседа по содержанию
Чтение цепочкой.
Работа в тетради по вопросам и заданиям (стр.20)
Творческое задание.
Работа с пословицами
Из данных пословиц подобрать те, которые больше всего подходят к нашему мифу.
- Где смелость, там и победа.
- Сила есть, ума - не надо.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Делу – время, а потехе – час.
- С родной земли – умри, но не сходи.
- После драки кулаками не машут.
- Всякому мила своя сторона.
Работа в тетради.
Составь план в соответствии с развитием сюжета. С чего начиналось действие? Как оно развивалось? Чем закончилось?
Итог урока
Из какого языка пришло слово миф? Что оно означает? (Слово " миф” - греческое и означает "предание”, "сказание”).
Кто был создателем мифов? (Создателем мифов были древние народы).
О чем рассказывалось в мифах? (В мифах повествуется о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев).
Какие вопросы, волновавшие наших предков, до сих пор тревожат умы человечества? (Вопросы чести, долга, нравственности).
Чем интересны мифы древних народов нам, современным людям? (Они рассказывают о том, как жили, во что верили, как понимали мир наши предки).
А теперь, ребята, давайте прочитаем слова Д.С. Лихачева, которые вынесены эпиграфом к нашему уроку:
"Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуру других народов сближает времена и страны”.
Как вы понимаете эти слова? (Читая мифы разных народов, мы глубже узнаем культуру и верования людей. Знакомясь с ними, мы лучше понимаем их нравы и обычаи, а понимание – это ключ к доверию)
Заключение.
Изображая своих богов и героев, древние люди воплощали в них самые лучшие и самые благородные качества человека.
Положительные герои наделялись беззаветной отвагой, благородным мужеством, великой силой.
Враги же – коварством, подлым вероломством, омерзительной жадностью.
Но везде и всегда – Добро побеждает Зло. Честь и мужество одерживает верх над низостью и трусостью.
Благородство и любовь всегда побеждает коварство и жадность. Эти непреложные истины доходят к нам через века. Прошли тысячи лет, многие древние цивилизации стерты с лица Земли, но Великие идеи Света, Добра и Чести и сегодня являются самыми актуальными, самыми современными!