Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин "Поет зима аукает.."
Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин "Поет зима аукает.."
Урок литературного чтения знакомит учащихся со стихотворением Есенина, учит вслушиваться в поэзию слова,На уроке проанализируют как видят тему "Зимы" - художники, композиторы, поэты.Урок состоит из этапов: оргмомент и мотивция к уроку, речевая разминка, введение в тему,сообщение темы урока учащимися,словарная работа, работа над текстом стихотворения, работа над выразительным чтением, анализ выразтельныхсредств, анализ лирических образов стихотворения,прослушивание романса, итог урока и рефлексия "Все в твоих руках"
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 3 класс С.Есенин "Поет зима аукает.."»
Урок литературного чтения .
Тема: С. Есенин «Поет зима – аукает…»
Цель урока:
-Познакомить с произведением С.А.Есенина «Поет зима – аукает…».
-Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.
-Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.
-Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях, строить связный рассказ по картине Шишкина.
-Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.
-Воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Личностные результаты -
учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;
научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Межпредметные результаты:
Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
К.Взаимодействовать или сотрудничать в группе, в паре.
П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.
Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, оценивать товарища, находить олицетворение, эпитеты, сравнение
Оборудование:учебник лит.чтения, портрет поэта, запись пьесы А.Вивальди «Зима»
Ход урока.
1.Оргмомент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – а они учат вас!
- Какое сейчас время года? Покажите, что вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Вам случайно попали снежком в лицо, изобразите огорчение. Изобразите, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга. Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились. Вы пришли веселые домой. С таким же отличным настроением мы поработаем сегодня на уроке.
2.Речевая разминка.
Белый снег. Белый мел.
Белыйсахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.
- Что такое снег? Из чего он состоит?
- Прочитать с ударением на выделенные слова. Найти рифмующиеся слова.
Посмотрите на меня! Ваш экскурсовод сегодня я. Не теряя ни минутки, Приглашаю вас я в путь! Взять все знания в дорогу! И улыбку не забудь!
Отгадайте загадку и узнаете куда мы сегодня с вами попадем.
На деревьях бахрома,
В белом инее дома.
Это значит — разгулялась
Наша русская .... (Зима)
- Правильно- в зимний лес.
Посмотрите за окном белые дорожки,
Все равно гулять пойдем, не замерзнут ножки.
А гулять мы с вами пойдем в зимний лес полный сказок и чудес,
Перед путешествием нам важно вспомнить народные приметы, чтобы хорошо ориентироваться в лесу.
Вороны летают и кружатся … (к морозу).
Сорока под стреху лезет … (к вьюге).
Облака против ветра идут … (к снегу).
Ворона кричит … (к метели).
Галки стаей собираются … (тепло накричат).
3.Введение в тему:
Итак, мы путешественники. Наш девиз: «Любить и охранять родную природу». Давайте дадим клятву: (у каждого ученика)
Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом.
Становитесь, дети на лыжи и в лес!
Хором: Там, где лес из сосен рыжих,
Там, где снега кутерьма,
Побежим на быстрых лыжах.
Здравствуй, зимушка – зима!
-А что вы знаете о зиме? Ответы учащихся
4. Сообщение темы и цели урока
Многие художники, композиторы, поэты обращались к созданию образа зимы.
Художники используют краски для создания зрительного образа (обращается внимание учащихся на репродукции картин). Композиторы – музыку для создания звукового образа (прослушивание отрывка из пьесы А.Вивальди «Зима»).
Поэзия – словесный вид искусства. У поэта для создания образов в распоряжении только одно средство – слово. Талант помогает поэту найти из тысячи хранимых в его памяти слов одно, единственно верное, наиболее ярко передающее мысли и чувства поэта.
К изображению зимы обращались многие русские поэты: Пушкин, Некрасов, Фет, Тютчев и другие. И у всех это образ разный.
-Сегодня мы с вами узнаем, какой увидел зиму ещё один великий поэт…
- Попробуйте услышать в стихотворении фамилию этого поэта.
(Учитель читает, выделяя голосом созвучия с фамилией Есенин.)
В этом имени - слово «есень».
Осень, ясень, осиный свет,
Что-то есть в нем
От русских песен -
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы
И синь - рассвет.
Что-то есть в нем
И от весенней
Грусти, юности
И чистоты...
- Услышали ли вы эту фамилию?
Это Есенин.
Беседа
Посмотрите на его портрет. Кто узнал этого поэта?
-Может из вас кто-то знает его стихи? Читают по желанию.
Правильно, это С.А.Есенин. Сегодня мы будем говорить о творчестве этого русского поэта и познакомимся с его стихотворением «Поет зима – аукает...»
_Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке?
-Биографию С.А.Есенина
-Познакомиться с новым стихотворением
-Научиться выразительно читать стихотворение.
А может из вас кто-нибудь расскажет коротко биографию поэта? (задание давалось заранее)
Подготовленные ученики рассказывают о творчестве поэта.
- Какой теме чаще всего посвящены его стихи?
- Да, ребята, неслучайно он воспевает красоту природы нашей Родины.
- Можно ли найти ответ на этот вопрос в его биографии?
С раннего детства он любовался красотой русской природы, слушал народные песни и сказки. В доме поэта часто звучали народные песни, прекрасно пели его родители.
Прослушивание детьми музыкального произведения Г.В. Свиридова, посвященное памяти С. Есенина
Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Читать научился в 5 лет. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Первое стихотворение написал «Берёза». Для детей Есенин практически не писал, хотя и составил специальный сборник стихотворений «Зарянка».
Он очень любил природу и воспевал ее в своих стихотворениях.
- Какие картины зимней природы представляются тебе при чтении стихотворения?
Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?
Что автор говорит об облаках?
Как поэт говорит о метелице? Как ещё можно назвать это явление? (Метель, вьюга…) Что это вы подобрали? (Синонимы)
Как поэт говорит о воробышках? Что он этим хотел показать?
Как поэт оживляет природу? (Зима поёт, аукает…)
Какие образные средства использовал поэт? (Олицетворение и метафору.)
Как вы считаете, эта зима суровая или мягкая?
7. Словесное рисование картины
Как вы представляете себе воробышков. Нарисуйте словами эту картину. Опишите дом, окно, воробьев, погоду, природу, передайте настроение.
4.Работа с текстом произведения.
-Замечательный русский поэт Александр Блок, говоря о стихах Сергея Есенина, писал: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные».
- Вот и нам надо постараться увидеть, услышать, прочувствовать каждую строчку, каждое слово этого стихотворения. Чтобы каждое слово открыло сой «секрет», свой глубокий смысл.
-Перечитайте первые 5 строчек. Найдите слова, которые обозначают действия Зимы (поёт, аукает, баюкает). Эти слова помогают нам не только представить зиму как живое существо, но дают нам возможность и услышать её.
-А что сказано об облаках? Почему выбраны именно такие эпитеты: «с тоской глубокою», «седые облака»?
-Перечитайте следующие 6 строчек. Что говорится о метелице? Как вы себе представляете – «ковром шелковым стелется»? А почему сказано – «но больно холодна»?
-А что написано о воробышках? Чем отличаются слова – воробьи и воробышки? Почему именно так названы птички? С кем сравниваются воробышки? Почему?
-Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Как вы думаете, удалось ли художнику передать образы несчастных птичек?
-Перечитайте следующие 6 строчек. Какими вы здесь видите птичек? Почему они жмутся друг к другу? Почему автор дважды повторяет родственные слова: прижались и жмутся?
-А как описана вьюга? Почему именно этот эпитет выбран – «с рёвом бешеным»?
-Прочитайте последние 6 строчек. Какими мы здесь видим птичек? А почему они названы «нежные»? А что написано о весне? Как вы думаете, что именно снится воробышкам?
Работа над выразительным чтением.
-Нам надо так научиться читать это стихотворение, чтобы и вы, и слушатель ярко представили эту : Суровая зима. Мрачное небо, по которому плывут низкие седые облака. Злая вьюга хозяйничает на улице. И маленькие пушистые комочки – воробышки жмутся у ока. И их сон о прекрасной весне.
-Вам помогут различные выразительные средства нашего голоса: громкость, темп, интонация и тембр.
Анализ выразительных средств
Найдите в тексте образы, которые рисуют нам картину зимы.
Слова выписываются на доске (зима, лес, метелица, воробышки, вьюга, весна)
Это "главные герои" стихотворения. С их помощью автор обозначил главные акценты.
• Прочтите первые три строки. Попробуйте представить зиму в образе человека. Кто вам представляется: злая старуха, шаловливый ребенок, веселая девушка или заботливая мать? Почему? (Зима представляется в виде заботливой матери, которая поет и баюкает лес, словно свое дитя)
Какой прием использует автор, чтобы передать образ зимы? (Олицетворение)
• Прочтите следующие три строки. Опишите картину, которое рисует вам ваше воображение. (Бесконечное, бескрайнее небо, по которому медленно и важно плывут седые облака)
Почему Есенин использует эпитет "седые"?
• Следующий образ – метелица. С каким сказочным героем вы бы сравнили ее: со Снегурочкой, Снежной королевой или снежной бабой? Почему?
Как вы понимаете выражение "ковром шелковым стелется"? Как называется этот прием? (метафора)
• Следующие строки описывают нам стайку воробьев. Подчеркните все глаголы, которые использует автор (прижались, озябли, жмутся)
Подберите синонимы к слову "озябли" (замерзли, продрогли, застыли)
Почему автор использует самое "мягкое" слово – озябли? (Оно звучит мягче, так бабушки говорят свои внукам).
Какими вы представляете себе воробышков? Давайте их изобразим.
Учитель читает текст, а группа учащихся изображает стайку воробьев.
• Теперь на сцене появляется вьюга. Нарисуйте образ вьюги. Как бы вы описали ее характер? (злая, озлобленная, жестокая, суровая). Какие слова помогают автору передать эту злость вьюги? (стучит, с ревом бешенным, злится).
Как называется этот прием?
• Теперь разберем последнюю строфу.
Почему пташки дремлют? (Как и вся живая природа, они зимой засыпают)
Какой образ появляется в конце стихотворения? (образ весны)
Какой прием использует автор? (олицетворение)
Найдите слова, которыми Есенин характеризуют весну? (в улыбках солнца, прекрасная, красавица)
Анализ лирических образов стихотворения
Работа с изображениями
• Обратите внимание, что перед нами пронеслись три образа зимы: сначала она – заботливая мать, затем – Снежная королева, теперь – злобная и жестокая дама.
На доске появляются картины.
Почему так меняются характеры? Ответы учащихся.
А в самом конце перед нами красавица весна. (Учитель добавляет в галерею картину с изображением девушки-весны) Для чего автор вводит образ весны? (Это дает надежду, что бесконечные холода и вьюга закончатся, начнется новый сезон года, и маленькие птички еще будут радоваться и петь).
С каким настроением надо читать строки о:
• седых облаках; (грустно, печально)
• о метелице; (тревожно)
• воробьях; (нежно)
• вьюге; (зло, напористо)
• весне? (радостно).
Несколько учащихся выразительно читают стихотворение.
Прослушивание романса
(Учащиеся читают вполголоса стихотворение. Потом 2 ученика читают вслух для всех.)
VII. Итог урока. Рефлексия. Выставление оценок.
-Понравились ли вам стихи Сергея Есенина?
-Что запомнилось больше всего?
-Возникло ли у вас желание прочитать другие стихи С. Есенина? (Обращается внимание учащихся на выставку книг.)
Оценивание работы учащихся на уроке.
Рефлексия «Все в твоих руках».
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
- Большой – для меня было важным и интересным…
- Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.