I. Самоопределение к деятельности Цель: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Создание мотивации. | Приветствие -Сегодня на уроке нас ждет интересная и разноплановая работа..Я вижу вы готовы . -Посмотрите сколько разных емкостей, стаканов, лупы. Как, вы думаете на что похож кабинет сегодня? А что такое лаборатория? -Верно, а мы с вами ученые исследователи. А чем занимаются исследователи? Если, вы мне позволите я буду научным руководителем нашей лаборатории. Как мы должны работать? | На лабораторию Лаборатория … Исследователи занимаются… Правильно, быстро, организованно, давать правильные ответы, быть внимательными. | Ответы на вопросы учителя | Познавательные: что такое лаборатория Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, |
II. Актуализация знаний Цель: Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» III. Постановка учебной задачи Цель: Формулирование темы урока | - Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте послушаем историю- загадку и определим тему нашего исследования. - О какой кладовой шла речь? У слова « земля» есть несколько значений. Найдите в словаре слово земля и прочитайте его значение. Вы правы, у слова земля много значений и одно из них « Земля-это почва, верхний слой земли». -Кто догадался, какова тема нашего исследования? Итак,тема нашего урока « Почва». Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны нашего общего дома- замечательной планеты Земля. Нам нужно ответить на многие вопросы, касающиеся почвы, и, чтобы ничего не упустить, давайте составим план нашей работы. Что вы знаете о почве? А что хотите узнать? - Верно мы узнаем главное свойство почвы, из чего состоит почва, будем наблюдать за почвой в опытах, выясним из чего она состоит, , сделаем вывод о почве. А как вы думаете есть наука которая изучает почву? --Эта наука называется почвоведение. --А вот кто был ее основоположником расскажет нам Игонин Антон | Девочка читает историю- загадку О земле Земля-планета, суша, почва Тема исследования почва. Немного Что такое почва? Свойства почвы. Из чего она состоит? | Ответы на вопрос учителя | Познавательные: «Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное. «земля» - слой почвы. Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам Регулятивные: ставим цель и задачи |
| Посмотрите в карзину. Что в ней? (плоды) -А как они появляются в почве (родятся) Родятся они в чудесной кладовой. Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие – Посоветуйтесь и попробуйте найти верное определение слову Вот это и есть главное, основное свойство почвы. Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька… | Плоды Родятся Плодородие Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие» | Земля кормит не только человека, но и птиц, насекомых, зверей. Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай.
| Познавательные: «Земля» - кормилица, матушка. Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам |
IV. Открытие учащимися новых знаний . | Продолжим нашу работу, следуя составленному плану. Внимательно рассмотрите разрез земли. Догадайтесь, в каком слое земли находится почва: в верхнем, среднем, нижнем? Почему так решили? На какие поставленные вопросы мы уже ответили? Какой вопрос остался без ответа? - А как узнать о составе почвы? Мы начинаем исследовать почву. А так как мы исследователи и работаем в лаборатории, то нам необходимо соблюдать правила безопасности. | Верхний слой земли Что такое почва? Свойство почвы. Состав почвы. Выполнить практическое задание, сделайте выводы. Приготовьтесь к защите своих выводов Надеть халаты. Аккуратно обращаться с пособием. Уметь договариваться. | Найти объяснение слова «Почва» Почва – это верхний плодородный слой земли. . | Познавательные :Почему не всякая почва является местом обитания Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам Регулятивные: ставим цель и задачи Личностные: умение работать в группе |
V. Практическая работа Цель: Дать возможность узнать о составе почвы Физкультминутка VІ . Открытие нового знания | Итак, начнем проведение опытов с целью выяснения Состава почвы. У вас на партах лежат карточки с последовательностью проведения опыта, пронумерованы №1, №2,… На оборотной стороне нужно записать вывод, который вы сделали. --А теперь ребята сделаем производственную паузу - отдохнем Ух, ты, семечко зерно( руки в стороны) Ляжешь в борозду на дно! (присед) Ты, не бойся, золотое ( руки к лицу) Ничего что там темно ( закрываем глаза) К свету, к солнцу, из земли ( руки вверх) Ты росток скорей пошли (потянуться) Как весною в ранний час семена взошли у нас ( повороты) Вышли к солнышку из тьмы ,здравствуй , солнце, это мы!( махи руками) Следующие опыты буду проводить я сама с целью безопасности. В чем заключается опасность? Вам придется только наблюдать и делать выводы. Опыт№4. Из стакана, где находится почва, я возьму каплю воды. Нагрею стекло. Куда исчезла вода? Что осталось на стекле? Предположите, что это? Опыт №5. Комочек почвы кладу в чашку, грею на спиртовке. Что вы чувствуете? Что может гореть? Как вы думаете, что происходит с ними, когда они находятся в почве? | огонь Вода испарилась. Образовался белый налет. Это минеральные соли Появление дыма, запаха Остатки насекомых, листьев Гниют Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных Перегной | Опыт №1. Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что наблюдаете? Ответ: мы взяли стакан с водой и бросили туда комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят___________________. Значит в поче есть________________. (ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор) Опыт №2 Возьмите салфетку Насыпьте на неё немного почвы. Плотно придавите её к бумаге вторым листом. Стряхните почву обратно в стакан. Что вы наблюдаете? Ответ: мы взяли, салфетку насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось __________. Это__________. Она появилась из почвы. Значит в почве есть _________. Опыт №3 Возьмите стакан с водой, в который дабавлена почва. Посмотри на дно. Что наблюдаете? Ответ:. Мы заметили, что на дно выпал осадок. Это ___________, поверх которого всплыли частички_______________________. Значит, в почве есть ______________. (ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, всплыл мусор) | Познавательные:состав почвы Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы Личностные: умение работать в группе, находить общее решение |
Итог. рефлексия Цель: Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса VII. Д/з Учебник с.68-70,сочинить сказку- путешествие крота из земли. Цель: Закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке | И так, коллективно, своим плодотворным трудом, мы смогли ответить на поставленные вопросы. Какой вывод мы сделаем? Зачем мы изучаем эту тему? Где нам это пригодится? Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы. Красный цветок- я работал отлично, желтый- недостаточно прилагал усилий, синий- ленился. -Поделитесь впечатлениями об уроке. -Какое ваше настроение? -Как вы сможете использовать свой новый опыт? Реклама дополнительной литературы ---Ну а чтобы стать научным руководителем вы должны оставаться внимательными, любознательными и самостоятельно читать дополнительный материал который вы найдете ( в энциклопедии, в справочнике ) | Делают выводы Обращаются к кластеру -Сегодня на уроке было интересно… - Больше всего мне понравилось… - Знания полученные на уроке я смогу использовать, работая с родными на садовом участке, ухаживая за комнатными растениями, разгадывая кроссворды. | вода, перегной, воздух, глина, песок, минеральные соли Почва… Свойство… Состав… | Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам, умение представить вывод Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы Личностные: умение работать в группе, находить общее решение |