kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование по теме " Почва. Состав почвы".

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке  учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работает на организацию посильного поиска и исследования

В процессе обучения школьники учились овладевать элементами знаково- символического моделирования: сами составляли модель-схему на основе полученной информации об изучаемом явлении.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по теме " Почва. Состав почвы".»


Урок – исследование по предмету окружающий мир

Тема урока: Почва и ее свойства.


Класс: 3класс


УМК: «Перспективная начальная школа»


Тип урока: изучение нового материала


Цель: сформировать представление о почве, её составе


Задачи:

  1. сформировать представление о почве , о составе;

  2. делать выводы на основе проведенных опытов;

  3. воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;

  4. прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы


Формируемые УУД:

  1. Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации

  2. Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность

  3. Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий

  4. Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами


Оборудование: доска, проектор, компьютер, горелка, штатив, земля, вода, спички, стаканчики, лупы, презентация









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:





Ресурсы:

- основные

- дополнительные


Учебник, энциклопедия, материалы для опытов, тесты

Презентация

Организация пространства

Учебный кабинет


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты


УУД

I. Самоопределение к деятельности

Цель:

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Создание мотивации.



Приветствие


-Сегодня на уроке нас ждет интересная и разноплановая работа..Я вижу вы готовы .

-Посмотрите сколько разных емкостей, стаканов, лупы. Как, вы думаете на что похож кабинет сегодня?

А что такое лаборатория?

-Верно, а мы с вами ученые исследователи. А чем занимаются исследователи? Если, вы мне позволите я буду научным руководителем нашей лаборатории. Как мы должны работать?









На лабораторию


Лаборатория …


Исследователи занимаются…


Правильно, быстро, организованно, давать правильные ответы, быть внимательными.



Ответы на вопросы учителя











Познавательные: что такое лаборатория

Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,


II. Актуализация знаний

Цель:

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

III. Постановка учебной задачи

Цель:

Формулирование темы урока

- Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте послушаем историю- загадку и определим тему нашего исследования.

- О какой кладовой шла речь?

У слова « земля» есть несколько значений. Найдите в словаре слово земля и прочитайте его значение.


Вы правы, у слова земля много значений и одно из них « Земля-это почва, верхний слой земли».

-Кто догадался, какова тема нашего исследования? Итак,тема нашего урока « Почва». Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны нашего общего дома- замечательной планеты Земля. Нам нужно ответить на многие вопросы, касающиеся почвы, и, чтобы ничего не упустить, давайте составим план нашей работы.

Что вы знаете о почве?

А что хотите узнать?



- Верно мы узнаем главное свойство почвы, из чего состоит почва, будем наблюдать за почвой в опытах, выясним из чего она состоит, , сделаем вывод о почве.

А как вы думаете есть наука которая изучает почву?

--Эта наука называется почвоведение.

--А вот кто был ее основоположником расскажет нам Игонин Антон









Девочка читает историю- загадку


О земле


Земля-планета, суша, почва







Тема исследования почва.














Немного

  1. Что такое почва?

  2. Свойства почвы.

  3. Из чего она состоит?








Ответы на вопрос учителя



















Познавательные: «Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.
«земля» - слой почвы.


Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам


Регулятивные: ставим цель и задачи



Посмотрите в карзину. Что в ней?

(плоды)

-А как они появляются в почве (родятся)

Родятся они в чудесной кладовой.


Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие –



Посоветуйтесь и попробуйте найти верное определение слову


Вот это и есть главное, основное свойство почвы.

Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу


Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька…


Плоды




Родятся





Плодородие









Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие»

Земля кормит не только человека, но и птиц, насекомых, зверей.

















Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай.


Познавательные: «Земля» - кормилица, матушка.


Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам

IV. Открытие учащимися новых знаний

.


Продолжим нашу работу, следуя составленному плану.

Внимательно рассмотрите разрез земли. Догадайтесь, в каком слое земли находится почва: в верхнем, среднем, нижнем? Почему так решили?

На какие поставленные вопросы мы уже ответили?

Какой вопрос остался без ответа?

- А как узнать о составе почвы?






Мы начинаем исследовать почву. А так как мы исследователи и работаем в лаборатории, то нам необходимо соблюдать правила безопасности.








Верхний слой земли






Что такое почва?

Свойство почвы.

Состав почвы.


Выполнить практическое задание, сделайте выводы. Приготовьтесь к защите своих выводов




Надеть халаты.

Аккуратно обращаться с пособием.

Уметь договариваться.








Найти объяснение слова «Почва»

Почва – это верхний плодородный слой земли.





















.

Познавательные :Почему не всякая почва является местом обитания


Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам


Регулятивные: ставим цель и задачи



Личностные: умение работать в группе

V. Практическая работа

Цель:

Дать возможность узнать о составе почвы











































































Физкультминутка


























. Открытие нового знания

























Итак, начнем проведение опытов с целью выяснения Состава почвы.

У вас на партах лежат карточки с последовательностью проведения опыта, пронумерованы №1, №2,…

На оборотной стороне нужно записать вывод, который вы сделали.





































































--А теперь ребята сделаем производственную паузу - отдохнем


Ух, ты, семечко зерно( руки в стороны)

Ляжешь в борозду на дно! (присед)

Ты, не бойся, золотое ( руки к лицу)

Ничего что там темно ( закрываем глаза)

К свету, к солнцу, из земли ( руки вверх)

Ты росток скорей пошли (потянуться)
Как весною в ранний час семена взошли у нас ( повороты)

Вышли к солнышку из тьмы ,здравствуй , солнце, это мы!( махи руками)



Следующие опыты буду проводить я сама с целью безопасности. В чем заключается опасность? Вам придется только наблюдать и делать выводы.


Опыт№4. Из стакана, где находится почва, я возьму каплю воды. Нагрею стекло. Куда исчезла вода? Что осталось на стекле? Предположите, что это?


Опыт №5. Комочек почвы кладу в чашку, грею на спиртовке. Что вы чувствуете?

Что может гореть?


Как вы думаете, что происходит с ними, когда они находятся в почве?





























































































































огонь








Вода испарилась. Образовался белый налет. Это минеральные соли




Появление дыма, запаха




Остатки насекомых, листьев

Гниют

Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных

Перегной







Опыт №1.

  1. Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что наблюдаете?

Ответ: мы взяли стакан с водой и бросили туда комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят___________________. Значит в поче есть________________.

(ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор)


Опыт №2

  1. Возьмите салфетку

  2. Насыпьте на неё немного почвы.

  3. Плотно придавите её к бумаге вторым листом.

  4. Стряхните почву обратно в стакан.

  5. Что вы наблюдаете?

Ответ: мы взяли, салфетку насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось __________. Это__________. Она появилась из почвы. Значит в почве есть _________.


Опыт №3

  1. Возьмите стакан с водой, в который дабавлена почва.

  2. Посмотри на дно. Что наблюдаете?

Ответ:. Мы заметили, что на дно выпал осадок. Это ___________, поверх которого всплыли частички_______________________. Значит, в почве есть ______________.

(ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, всплыл мусор)










Познавательные:состав почвы


Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод


Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы


Личностные: умение работать в группе, находить общее решение








Итог. рефлексия


Цель:

Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса




















VII. Д/з Учебник с.68-70,сочинить сказку- путешествие крота из земли.



Цель:

Закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке

















































































И так, коллективно, своим плодотворным трудом, мы смогли ответить на поставленные вопросы.




Какой вывод мы сделаем?



Зачем мы изучаем эту тему? Где нам это пригодится?


Пока мы с вами работали, у меня на столе образовался плодородный слой земли и выросли красивые цветы.

Красный цветок- я работал отлично, желтый- недостаточно прилагал усилий, синий- ленился.



-Поделитесь впечатлениями об уроке.

-Какое ваше настроение?



-Как вы сможете использовать свой новый опыт?







Реклама дополнительной литературы


---Ну а чтобы стать научным руководителем вы должны оставаться внимательными, любознательными и самостоятельно читать дополнительный материал который вы найдете ( в энциклопедии, в справочнике )
























Делают выводы






Обращаются к кластеру
















-Сегодня на уроке было интересно…

- Больше всего мне понравилось…


- Знания полученные на уроке я смогу использовать, работая с родными на садовом участке, ухаживая за комнатными растениями, разгадывая кроссворды.












































































вода, перегной, воздух, глина, песок, минеральные соли





Почва…

Свойство…

Состав…





































































































Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,

доказательствам, умение представить вывод


Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы


Личностные: умение работать в группе, находить общее решение









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-исследование по теме " Почва. Состав почвы".

Автор: Жидкова Наталья Евгеньевна

Дата: 26.02.2016

Номер свидетельства: 299430


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства