kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-исследование по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-исследование во 2 классе по теме «Про кошек и собак». В конспекте урока раскрываются этапы организации и реализации исследовательских умений у обучающихся 2 класса 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование по окружающему миру»

Урок разработан и проведен

во 2 классе

учителем начальных классов Лобановой В.В.

МБОУ Большетумановская ООШ


Конспект урока-исследования по окружающему миру во 2 классе.

Тема урока: «Про кошек и собак».

Цель урока:

1. Познакомить детей с некоторыми породами собак и кошек, воспитывать любовь к животным, ответственность за них и бережное к ним отношение.

2. Активизировать исследовательскую деятельность учащихся.

3. Освоить первичные навыки проведения исследований.

Планируемые достижения:

Обучающиеся научатся: определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями атласа-определителя; находить нужную информацию по теме.

Умения, характеризующие достижения результата: выдвигать гипотезу, проводить простейшие исследования и фиксировать их в виде записей, словесного описания, составлять план рассказа о питомце, работать в группе, делать обобщения, сравнивать, следовать плану рассказа.

Тип урока: урок открытия новых знаний и способов действия.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, атлас - определитель «От земли до неба», подключение компьютера к сети Интернет, учебник «Окружающий мир» (автор А.А. Плешаков, 2012г)

Структура урока:

  1. Организационный момент – 30 сек

  2. Актуализация знаний – 1 мин 30 сек

  3. Формулировка цели урока. Постановка учебной задачи – 1 мин

  4. Мотивация – 3 мин

  5. Физкультминутка – 30 сек

  6. Постановка проблемы – 2 мин

  7. Исследования в малых группах, открытие новых знаний – 20 мин

  8. Итог урока. Обмен информацией – 15 мин

  9. Домашнее задание – 1 мин

  10. Рефлексия – 30 сек

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

I. Организационный момент

Придумано кем-то, просто и мудро,
при встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длится до вечера.
- Я всем желаю вам, чтобы доброе и солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока.


Внимательно слушают учителя, настраиваются на работу

Коммуникативные УУД: слушать учителя

Регулятивные УУД: способность к волевой саморегуляции

II. Актуализация знаний

Ребята, давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках.

Закончите предложение.

(на экране появляется запись)

- Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жильё, выводят потомство, называются…

- Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются …


(На интерактивной доске появляются слова)

Из перечисленных животных подчеркни красным цветом диких животных, а зелёным цветом – домашних животных:

белка, корова, курица, медведь, волк, овца, заяц, волк, лягушка, лошадь, собака.

Соедини стрелками названия домашних животных и то, что от них получает человек:

корова яйца

куры молоко, сыр, масло

овца мёд

пчёлы шерсть





Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)

дикие животные

Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)


домашние животные


Один ученик отвечает, остальные показывают сигнал (правильно - неправильно)







Учащиеся цепочкой выходят и соединяют линией на доске, остальные проверяют.

Познавательные УУД: анализ, синтез, классификация












Регулятивные УУД: контроль, самоконтроль

III. Формулировка цели урока.

Постановка учебной задачи.


На доске кроссворд.

Отгадайте загадки:

  1. Среди двора стоит копна,

Спереди вилы, сзади метла

  1. Четыре ноги, пятый хвост,

Шестая грива

  1. С бородой, а не старик

С рогами, а не бык

Доится, а не корова

Лыко дерёт, а лаптей не плетёт

  1. Собой не птица, петь не

поёт,

Кто к хозяину идёт, она знать даёт


Какое слово получилось в выделенной строке?


- Значит, о ком мы сегодня будем говорить на уроке?


- Но не только мы сегодня будем говорить о кошках, но и еще об одном животном.

(Звучит запись песни «Пропала собака»).

О ком говорится в песне?

Сегодня мы будем говорить о домашних животных, которые живут рядом с нами. Сформулируйте тему урока.


Правильно.

А зачем нам нужно изучать эту тему?

- Значит цель нашего урока …



Учащиеся отвечают:


- корова


- лошадь




- коза



- собака





- кошка


- Сегодня на уроке, мы будем говорить о кошках




- В песне говорится о собаке.




- Про кошек и собак.


- Чтобы больше знать об этих животных.

- Как можно больше узнать о кошках и собаках, о породах кошек и собак.

Познавательные УУД:

принятие учебной задачи, анализ.



Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы.























Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели

IV. Мотивация.

Ребята, у нас сегодня будет урок необыкновенный. Сегодня вы будете учиться проводить самостоятельные исследования.

(на экране появляется слово в первой строке «ИССЛЕДОВАНИЕ», остальные термины и этапы исследования появляются постепенно по щелчку «мышкой»)

- Вспомните, что это такое?

- А в толковом словаре Ожегова говориться так:

«Исследование – научный труд.

Исследовать – это значит:

  1. подвергнуть научному изучению;

  2. осмотреть для выяснения, изучения чего-то нового.

- А кто же такой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ?

- Обратимся вновь к толковому словарю Ожегова:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – это человек, который занимается научным исследованием.

Каждый из вас побывает в роли исследователя.

Мы попробуем собрать всю доступную вам информацию по данной теме.

(на доске открывается третья строка – словосочетание СБОР ИНФОРМАЦИИ)

- Нужно ПОДУМАТЬ и задать себе вопрос: Что я уже знаю по этой теме?

- Каким образом мы можем еще добыть информацию?

- В настоящее время издается огромное количество детских справочников, энциклопедий, журналов, газет, где, как правило, они иллюстрированные

имеют краткие, доступные тексты.

- Для этого мы должны научиться правильно задавать вопросы и давать правильные ответы сами, если вам задают вопрос.


- В конце любого исследования нужно всю информацию ОБОБЩИТЬ, проанализировать РЕЗУЛЬТАТЫ и сделать ВЫВОДЫ.

(открывается последние строчки схемы)

- Как вы думаете, ребята, что это мы с вами составили?

Алгоритм, план, программу исследования.

ИССЛЕДОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

ТЕМА

ЦЕЛИ

СБОР ИНФОРМАЦИИ

ОБОБЩЕНИЕ, ВЫВОДЫ

РЕЗУЛЬТАТЫ











(варианты ответов детей)








(варианты детей)













( один ученик выбирает нужную карточку со схематическим изображение этого слова и вывешивает на магнитную доску)


(постепенно вывешиваются карточки в той последовательности, в которой их называют дети)

  • из книг, журналов, газет, энциклопедий и т.д.

  • посмотреть по телевизору

  • найти и прочитать в Интернете

  • понаблюдать или провести эксперимент, опыт.

- Этот способ особенно ценный в любой исследовательской работе.


  • спросить у другого человека


Коммуникативные УУД: слушать учителя, поиск и выделение необходимой информации

Личностные УУД: интерес









Познавательные УУД: поиск информации


















Познавательные УУД: знаково-символические действия.


















Познавательные УУД: составление алгоритма, для решения проблемы








V. Физкультминутка


- Вот идёт черный кот,


Притаился – мышку ждёт.

Мышка норку обойдет

И к коту не подойдет

Дети выполняют движения

Шаги с высоким подниманием ног

Приседания, руки к коленам

Встать, повернуться возле себя

Руки в сторону


VI. Постановка проблемы

- Подумаем!

Что мы знаем о собаках?


- А все ли собаки имеют свой дом?








- Подумаем!

Что мы знаем о кошках?




- А знаете вы о породах кошек и собак, как ухаживать за кошками и собаками?

Что мы можем предположить?


Что ж докажем это.

Ответы детей:

- Это домашние животные, значит они имеют свой дом.

- Нет, есть бездомные собаки.

- Собаки бывают разного размера

- Собаки имеют разный окрас шерсти.

- Шерсть бывает гладкая, короткая, длинная, бывают без шерсти.

- Имеют разный характер, бывают добрыми и злыми, ласковыми и агрессивными.

(Учащиеся по - этому же плану рассказывают о кошках, что знают.)

(Дети задумываются.

- Нет, не знаем.

- Кошки и собаки могут быть разных пород

Коммуникативные УУД: отвечать на вопросы, осознанное построение речевого высказывания














Познавательные УУД:

выдвижение гипотезы.



VII. Исследования в малых группах, открытие новых знаний.

Здесь мы и воспользуемся сбором информации:

- из книг1 группа собирает информацию о кошках, 2 группа собирает информацию о собаках.


- обратимся к учебнику и атласу –определителю. Рассмотрим, как выглядят те или иные породы собак.


- обратимся к Интернету с вопросом «Как правильно ухаживать за кошками и собаками»


- прослушаем советы мудрой Черепахи «Как относиться к своим питомцам?»


Группы работают с атласом –определителем: находят породы кошек и собак, выбирают каждый себе породу кошки или собаки, делают соответствующие записи.

Рассматривание картинок в группе.



Каждая группа выписывает необходимые сведения, как ухаживать за кошками и собаками.

Учащиеся слушают советы мудрой Черепахи. Каждая группа записывает необходимые для них сведения.

Познавательные УУД: сбор информации, решение проблемы поискового характера.

Личностные УУД: интерес к поисковой деятельности.


Познавательные УУД: сбор информации, анализ, доказательство


Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сбор информации






VIII. Итог урока. Обмен информацией.

- Любое исследование теряет смысл, если не сделаны выводы, и не подведены итоги. Информацию необходимо проанализировать и обобщить.

Для этого разложим на столе листочки с собранными данными.

- Что мы можем рассказать о кошках и собаках?

- Что нового и интересного узнали об этих животных?

- Каким способом воспользовались выступающие?

- Можем ли мы сказать, что мы узнали про породы кошек и собак?

- Каким способом мы получили новую информацию?

- У многих людей дома есть кошки и собаки, поэтому каждый из нас без труда может понаблюдать и отметить некоторые особенности поведения своих питомцев. Можно провести даже некоторые эксперименты. Например, выяснить любят ли кошки и собаки музыку, чем они предпочитают питаться, как они спят, с чего начинают утро и т.д.

Но каждый из вас должен помнить, что прежде чем завести домашнего питомца, подумайте, сможете ли вы обеспечить ему надлежащий уход, обеспечить его вниманием и заботой.


От каждой группы прослушиваются сообщения, полученные в результате исследования.


- рассказ детей о породах собак и кошек;

- рассказ детей, как ухаживать за кошками и собаками.


-Получение информации из книги, из Интернета.

- Да, можем.


С помощью исследования.

Познавательные УУД: анализ с выделением существенных и несущественных признаков.


Коммуникативные УУД: умения слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, отвечать на вопросы, составлять рассказ по теме.
















Личностные УУД: нравственно-этическая ориентация.

IX. Домашнее задание.

Нарисовать домашнего питомца, составить и записать рассказ о нем по плану (выдается каждому ученику):

  1. Порода.

  2. Кличка.

  3. Возраст.

  4. Внешний вид.

  5. Особенности характера.

  6. Твое отношение к животному.



Познавательные УУД: принятие задачи.

Коммуникативные УУД: слушать и слышать учителя.

Регулятивные УУД: планировать свой ответ.

X. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке фишками.

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке

- я узнал

- я знал, но узнал лучше

- я запомнил.

Учащиеся закрепляют цветные фишки на доске в соответствии со своей работой на уроке.

Регулятивные УУД: осознание качества и уровня усвоения.






Литература:


  1. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В. Миронов. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174с.

  2. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методическое пособие / Т.С. Фещенко. – М.: УЦ»Перспектива», 2013, - 224с.

  3. Развитие исследовательских умений младших школьников / [Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Е.В. Климанова]; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011. – 157с. – (Работаем по новым стандартам)

  4. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС: Методическое пособие / Под ред. Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2013, - 152с. (Начальная школа)
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Урок-исследование по окружающему миру

Автор: Лобанова Валентина Владимировна

Дата: 07.06.2016

Номер свидетельства: 333294


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства