Просмотр содержимого документа
«Урок эрзянского языка в 4 классе. А.Д. Сульдина «Тиринь ёнкс»»
Урок эрзянского языка в 4 классе.
А.Д. Сульдина «Тиринь ёнкс»
Тип урока: формирование знаний, умений и навыков.
Задачи:
обучения – познакомить детей со стихотворением А.Д. Сульдиной «Тиринь ёнкс»,
новыми словами: налт, нартемкс, кельбря, ламарь чувто;
развития – способствовать развитию словарного запаса, разговорной речи;
воспитания – воспитывать любовь к своей малой родине, краю;
показать детям, что самое ценное у всех - это родной край.
Оборудование:
Компьютерные средства, презентации материала по теме.
Ход урока.
Вступительное слово учителя и актуализация знаний учащихся.
Шумбрачи, эйкакшт! Добрый день, дорогие ребята. Я рада встречи с вами. Мы сегодня с вами проведём урок эрзянского языка.
Речевая зарядка.
Даны слова и их надо произнести с разной интонацией по усмотрению учителя.
кись вармась
чись кармась
Повторение пройденного материала.
Как тебя зовут?
Меня зовут Оля.
А где вы учитесь?
Мы учимся в гимназии №19.
А вы любите эрзянский язык?
Да, мы все любим эрзянский язык.
Мон вечкса эсь тиринь келем,
Сонзэ эйсэ кортамс мелем.
Свал мазыйстэ сон ёвтави,
Ды пек гайтевстэ морави.
Сюпав, паро эрзянь келесь,
Мон а арсян стувтомс сонзэ.
Кадык оякс ули тевсэ,
Свал кирьдьсынек сонзэ мельсэ.
Правильно, ребята, наш родной язык самый красивый.
Объяснение нового материала.
Сегодня мы с вами проведём небольшое путешествие по поэзии.
- А что такое поэзия?
- Поэзия – это стихи.
- Поэзия – это красота.
- А какие признаки поэзии?
- Интонация.
- А ещё?
- Это рифма
- Что называется рифмой?
Рифма – это созвучие стихотворных строк.
Вывод: признаки стихотворения – рифма и интонация.
Ребята, у каждого из нас есть свой родной край.
Я считаю, что родной край самый лучший.
Чачома край, вечкевикс край!
Мон секс моросо штан тонь эйсэ.
Што свал сыргозстят валдо май
Гайвтевстэ морыця седейсэнь.
В этих строках говорится о любимом крае, его воспевают в песнях и он всегда в сердцах людей.
Про родной край написано много песен, пословиц, поговорок, стихотворений. Сегодня мы с вами прочитаем стихотворение А.Д. Сульдиной «Тиринь ёнкс» (Родной край)
А.Д. Сульдина родилась в Дубёнском районе в селе Ардатово. Она закончила Московский литературный институт. Случилось так, что она сейчас не живёт в родном краю. Анна Дмитриевна живёт в г.Вильнюсе. Но до сих пор родной язык и родной край она не забывает. Постоянно пишет стихи о родном крае. Эта эрзянская женщина сохранила в сердце любовь к своему отчему дому, краю, языку. И эту любовь к родному краю она показала в стихотворении «Тиринь ёнкс» (Родной край).
Прочитаем это стихотворение.
(Читает учитель).
После чтения мы встретили новые слова.
Новые слова:
налт – стрелы
нартемкс – полынь
кельбря – язык
ламарькс – черемуха.
(Проговорили эти слова 3 раза).
в) Работа над стихотворением.
- Какое настроение вызывает это стихотворение?
- Не совсем веселое.
- А какие запахи живут?
- Запахи родного края.
г) Чтение стихотворения детьми про себя.
5. Физкультминутка.
Ней аламос оймсетяно -
Упражненият тейтяно.
Васня кедтнень кепедьсынек,
Мейле рунгонок меньдясынек.
Лостердьсынек кедь сурнэтнень,
Топадьсынек пильгинетнень.
Перевод стихотворения с эрзянского языка на русский язык (переводят).
а) Чтение первой строфы.
В первой строфе говорится о родной земле.
б) Чтение второй строфы.
Во второй строфе говорится о том, как прошло детство на своей родной сторонушке.
в) Чтение третьей строфы.
В третьей строфе говорится о том, что в родном краю даже полынь кажется сладкой, а камни – мягкими.
Почему в родном краю полынь кажется сладкой?
Работа над пословицами и поговорками.
А какие пословицы и поговорки знаете?
Тиринь мастор – тиринь ава.
Родной край, как родная мама.
Тиринь крайсэ – кода райсэ.
В родном краю – как в раю.
Ломанень чиресь, чопода виресь.
В чужом краю тёмный лес.
Ломанень масторсо кизнаяк якшамо.
В чужом краю даже летом холодно.
Эсь ёнкстомонть ломанесь прок нартемкс.
Без родного края человек как полынь.
Чачома таркасот весе нармунтнеяк роднят.
В родном краю даже птицы родные.
(Перевести с родного языка на русский).
Как понимаете значение этих пословиц?
(Дети отвечают).
А теперь прочитаем стихотворение выразительно.
(Чтение детьми).
Найдём те строчки, где мы встретили новые слова.
Итог урока.
Сегодня о ком или о чем мы с вами говорили? С какими новыми словами мы с вами встречались?
Мы прочитали стихотворение А. Д. Сульдиной «Тиринь ёнкс» и познакомились с новыми словами.
Все работали хорошо!
Домашнее задание.
Прочитать стихотворение выразительно и выучить новые слова.