Урок чтения в 4 классе Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»
Урок чтения в 4 классе Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»
Урок литературного чтения
в 4классе
Учитель: Мишнева Е. В.
Цели:
Знакомить детей со стихотворением Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»;
Развивать навыки выразительного чтения, речь;
Обогащать словарный запас детей;
Прививать чувство сострадания к братьям нашим меньшим;
Воспитывать любовь к родине, к своему краю.
Оборудование: картины: «Три богатыря» В. Васнецова, «Купание красного коня»; подкова, маленькие подковки, детские рисунки, магнитофон, кассета, гитара.
Оформление доски:
Тема: Б. А. Слуцкий. Лошади в океане
Эпиграф: «Лошадь выдержит.
Всё равно она выдержит.
Она не исчезнет до тех пор пока существует сам человек.» (У. Фолкнер)
Подкова – символ счастья. (нар. поверье)
Словарная работа: алаша
«Глория»
иппологи
Тема сочинения: «А всё-таки мне жаль их.»
Ход урока:
I. Чтение учителем отрывка из стихотворения
- С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
- Как называется поэтическая тетрадь, которую мы с вами читаем?(«Тихая моя Родина»)
- Давайте ещё раз вспомним, что такое родина?
Как вы понимаете? (это и дом, где живёшь, и улица и скамейка, и берёзка, и речка, и всё, что нас окружает)
ІІ. Проверка домашнего задания.
- У вас было задание выучить наизусть стихи из этого раздела. Каждый поэт описывает свой родной уголок и то, что ему дорого по-разному.(дети читают наизусть)
ІІІ. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с писателем Борисом Абрамовичем Слуцким. Узнаем о том, что ему было дорого, о его боли.
1. Биография писателя.
- Б. А. Слуцкий родился в Донбассе. В 1941 году, когда писателю было 22 года, началась Великая Отечественная война. Прямо со студенческой скамьи (а он в 1941г. окончил литературный институт им. А. М. Горького)
Б. А. Слуцкий уходит на фронт. Там он знакомится со многими писателями, поэтами, которые не только сражаются с врагом, но и пишут заметки в газеты. Стихотворение, которое мы будем читать, «Лошади в океане» Б. А. Слуцкий посвятил известному писателю, любимому военному корреспонденту (его статьи очень любили читать на фронте) Илье Эринбургу, человеку, очень любившему мир и мечтающему о нём.
- Это стихотворение о замечательных животных. О каких?
на доске Алаша - лошадь
- Это слово пришло к нам из татарского языка. До монголо-татарского нашествия этого слова в русском языке не было. Вначале оно употреблялось применительно к рабочей лошади(внимание на картины)
- Какую работу выполняют с помощью лошади? (местный материал)
Ратных, военных лошадей называли по-прежнему конями.
- Рассмотрите репродукции картин русских художников( Эти картины хранятся в Третьяковской галерее в Москве)
- Как бы вы описали лошадь? Какая она? (трудолюбивая, преданная, верная, добрая, быстрая)
- С давних времён лошадь была верным помощником человека.
- Настоящая труженица(картина), верный друг, преданное, ласковое животное. Лошадь всегда помогала человеку, спасала его от беды, ведь у лошади удивительная память на места, предметы. Она великолепно ориентируется и в дождь, и в пургу, и днём, и ночью.
- А до чего же тонкий у лошади слух! Она улавливает даже малейшие шорохи, отлично знает шаги своего хозяина.
- Очень сильно у лошади развито осязание, наиболее чуткие губы и копыта. Лошадь раньше человека слышит (чувствует) движение льда.
- А во время Великой Отечественной войны, например, с помощью лошадей узнавали, отравили фашисты воду в колодце или нет. Такую воду лошадь никогда не пьёт. Это очень удивительное животное, о котором можно очень много рассказывать.
- Не зря 3,5 тысячи лет тому назад царь Кипра писал египетскому фараону Аменхотепу: «Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим коням».
Это было традиционное пожелание в официальных документах.
- Стихотворение «Лошади в океане» было сразу же положено на музыку. А в 80-х стало любимой песней.
ІV. Работа над новым материалом.
1. Исполнение песни учителем (аккомпанемент – гитара)
- Какое впечатление произвела на вас эта песня?
2. «Жужжащее» чтение.
- Познакомимся поближе с этим стихотворением. Откройте учебники. Прочитайте его самостоятельно «жужжащим» чтением.
- Какие новые слова встретились?
3. Чтение – «разведка»
- Какое несчастье произошло в океане? Подтвердите строчками из стихотворения.
- Как назывался корабль?
- В мирное или военное время происходят эти события?
- Рассмотрите детские рисунки и найдите в тексте соответствующие строки.
4. Работа над выразительным чтением.
- Сразу ли лошади поняли, что случилось? Прочитайте.( Им сперва казалось – плавать просто, Океан казался им рекой)
- Как надо прочитать эти строки? Кто ещё прочитает?
- Какими словами поэт показывает, что лошади устали? Как прочитаем? (тревога усиливается)
- Жалко ли автору лошадей? Какими словами он выражает сочувствие лошадям? («что ж им было делать, бедным», «а всё-таки мне жаль их»)
- Вы мне сказали, что лошади не сразу почувствовали и поняли, что случилась беда. А ведь автор нам сообщает об этом в самом начале. Попробуйте найти эти строчки. («подков четыре тыщи, Счастья всё ж они не принесли»)
- В народе существует поверье, что того, кто найдёт подкову, ждёт счастье. А вот их подковы счастья не принесли никому!
- Скажите, ребята, а люди могли спасти лошадей? А хотели бы?
- Автор использовал в своём стихотворении одно необычное слово. Не догадались какое? («тыща»)
- Как правильно? А почему «тыща»? (сигнал тревоги)
5. Поэтическая минутка.
- Кто попробует выразительно прочитать это стихотворение? (несколько человек)
- В каких строчках автор выразил главную мысль?
V. Закрепление изученного материала.
- Да, конечно, жаль этих замечательных животных, которые на всех войнах гибли и терпели невзгоды вместе с людьми.
- К сожаленью, сколько их погибло, учёт не вели, но часто в различных произведениях мы встречаемся с фактами их героической жизни и гибели.
1. Чтение подготовленными детьми отрывков из произведений, в которых рассказывается о гибели лошадей.
(«Рассказы о Суворове» С. Алексеев, «Рыжик» С. Алексеев, «Бородино» М. Лермонтов, «Четыре боевых случая» Л. Успенский, «Галина мама» С. Георгиевская, « Марат Казей» В. Морозов)
- Вы сами убедились, что лошадь была верным и преданным спутником человека.
2. Сочинение – миниатюра.
- Возьмите листики. Откройте их и запишите тему сочинения-миниатюры «А всё-таки мне жаль их.»
- Как можно начать сочинение?
( - На уроке я прочитал стихотворение о лошадях.
- Издавна лошадь была верным другом человека.
- С давних времён лошадь преданно служит человеку.)
- Выберите себе начало, и попробуйте выразить своё отношение, свои мысли.
Проверка: зачитать по желанию детей.
VІ. Дом. задание. Закончить оформлять свои сочинения, выучить стихотворение наизусть.
VІІ. Итог урока.
- Конечно, ребята, хотелось бы, чтобы эти добрые животные не исчезли с лица Земли, как многие другие.
- Этим занимаются специальные учёные – иппологи.
- есть страны, где лошади оказывают особое внимание.
Так, в Голландии ежегодно отмечают день лошади. В этот день в гривы лошадей вплетают ленты, украшают их цветами, освобождают от работы, преподносят угощение на серебряных блюдах.
- Когда узнаёшь эти факты, то сразу соглашаешься с американским писателем, большим любителем лошадей Уильямом Фолкнером:
на доске: «Лошадь выдержит. Всё равно она выдержит, она не исчезнет до тех пор, пока существует сам человек»
- Конечно, она не исчезнет. И чтобы так было, чтобы нам всегда сопутствовала удача, чтобы, наконец, закончились войны, и наступил мир, я хочу подарить на память вам и нашим гостям вот такие маленькие подковки на счастье. Пусть у всех нас всё будет хорошо!
(Звучит музыка В. Высоцкого «Кони привередливые»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 4 классе Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»»
Мишнева Елена Владимировна
Урок литературного чтения
в 4классе
Учитель: Мишнева Е. В.
Цели:
Знакомить детей со стихотворением Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»;
Развивать навыки выразительного чтения, речь;
Обогащать словарный запас детей;
Прививать чувство сострадания к братьям нашим меньшим;
Воспитывать любовь к родине, к своему краю.
Оборудование: картины: «Три богатыря» В. Васнецова, «Купание красного коня»; подкова, маленькие подковки, детские рисунки, магнитофон, кассета, гитара.
Оформление доски:
Тема: Б. А. Слуцкий. Лошади в океане
Эпиграф: «Лошадь выдержит.
Всё равно она выдержит.
Она не исчезнет до тех пор пока существует сам человек...» (У. Фолкнер)
Подкова – символ счастья. (нар. поверье)
Словарная работа: алаша
«Глория»
иппологи
Тема сочинения: «А всё-таки мне жаль их...»
Ход урока:
I. Чтение учителем отрывка из стихотворения
- С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять...
- Как называется поэтическая тетрадь, которую мы с вами читаем?(«Тихая моя Родина»)
- Давайте ещё раз вспомним, что такое родина?
Как вы понимаете? (это и дом, где живёшь, и улица и скамейка, и берёзка, и речка, и всё, что нас окружает)
ІІ. Проверка домашнего задания.
- У вас было задание выучить наизусть стихи из этого раздела. Каждый поэт описывает свой родной уголок и то, что ему дорого по-разному.(дети читают наизусть)
ІІІ. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы познакомимся с писателем Борисом Абрамовичем Слуцким. Узнаем о том, что ему было дорого, о его боли.
1. Биография писателя.
- Б. А. Слуцкий родился в Донбассе. В 1941 году, когда писателю было 22 года, началась Великая Отечественная война. Прямо со студенческой скамьи (а он в 1941г. окончил литературный институт им. А. М. Горького)
Б. А. Слуцкий уходит на фронт. Там он знакомится со многими писателями, поэтами, которые не только сражаются с врагом, но и пишут заметки в газеты. Стихотворение, которое мы будем читать, «Лошади в океане» Б. А. Слуцкий посвятил известному писателю, любимому военному корреспонденту (его статьи очень любили читать на фронте) Илье Эринбургу, человеку, очень любившему мир и мечтающему о нём.
- Это стихотворение о замечательных животных. О каких?
на доске Алаша - лошадь
- Это слово пришло к нам из татарского языка. До монголо-татарского нашествия этого слова в русском языке не было. Вначале оно употреблялось применительно к рабочей лошади(внимание на картины)
- Какую работу выполняют с помощью лошади? (местный материал)
Ратных, военных лошадей называли по-прежнему конями.
- Рассмотрите репродукции картин русских художников( Эти картины хранятся в Третьяковской галерее в Москве)
- Как бы вы описали лошадь? Какая она? (трудолюбивая, преданная, верная, добрая, быстрая)
- С давних времён лошадь была верным помощником человека.
- Настоящая труженица(картина), верный друг, преданное, ласковое животное. Лошадь всегда помогала человеку, спасала его от беды, ведь у лошади удивительная память на места, предметы. Она великолепно ориентируется и в дождь, и в пургу, и днём, и ночью.
- А до чего же тонкий у лошади слух! Она улавливает даже малейшие шорохи, отлично знает шаги своего хозяина.
- Очень сильно у лошади развито осязание, наиболее чуткие губы и копыта. Лошадь раньше человека слышит (чувствует) движение льда.
- А во время Великой Отечественной войны, например, с помощью лошадей узнавали, отравили фашисты воду в колодце или нет. Такую воду лошадь никогда не пьёт. Это очень удивительное животное, о котором можно очень много рассказывать.
- Не зря 3,5 тысячи лет тому назад царь Кипра писал египетскому фараону Аменхотепу: «Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим коням».
Это было традиционное пожелание в официальных документах.
- Стихотворение «Лошади в океане» было сразу же положено на музыку. А в 80-х стало любимой песней.
ІV. Работа над новым материалом.
1. Исполнение песни учителем (аккомпанемент – гитара)
- Какое впечатление произвела на вас эта песня?
2. «Жужжащее» чтение.
- Познакомимся поближе с этим стихотворением. Откройте учебники. Прочитайте его самостоятельно «жужжащим» чтением.
- Какие новые слова встретились?
3. Чтение – «разведка»
- Какое несчастье произошло в океане? Подтвердите строчками из стихотворения.
- Как назывался корабль?
- В мирное или военное время происходят эти события?
- Рассмотрите детские рисунки и найдите в тексте соответствующие строки.
4. Работа над выразительным чтением.
- Сразу ли лошади поняли, что случилось? Прочитайте.( Им сперва казалось – плавать просто, Океан казался им рекой)
- Как надо прочитать эти строки? Кто ещё прочитает?
- Какими словами поэт показывает, что лошади устали? Как прочитаем? (тревога усиливается)
- Жалко ли автору лошадей? Какими словами он выражает сочувствие лошадям? («что ж им было делать, бедным», «а всё-таки мне жаль их»)
- Вы мне сказали, что лошади не сразу почувствовали и поняли, что случилась беда. А ведь автор нам сообщает об этом в самом начале. Попробуйте найти эти строчки. («подков четыре тыщи, Счастья всё ж они не принесли»)
- В народе существует поверье, что того, кто найдёт подкову, ждёт счастье. А вот их подковы счастья не принесли никому!
- Скажите, ребята, а люди могли спасти лошадей? А хотели бы?
- Автор использовал в своём стихотворении одно необычное слово. Не догадались какое? («тыща»)
- Как правильно? А почему «тыща»? (сигнал тревоги)
5. Поэтическая минутка.
- Кто попробует выразительно прочитать это стихотворение? (несколько человек)
- В каких строчках автор выразил главную мысль?
V. Закрепление изученного материала.
- Да, конечно, жаль этих замечательных животных, которые на всех войнах гибли и терпели невзгоды вместе с людьми.
- К сожаленью, сколько их погибло, учёт не вели, но часто в различных произведениях мы встречаемся с фактами их героической жизни и гибели.
1. Чтение подготовленными детьми отрывков из произведений, в которых рассказывается о гибели лошадей.
(«Рассказы о Суворове» С. Алексеев, «Рыжик» С. Алексеев, «Бородино» М. Лермонтов, «Четыре боевых случая» Л. Успенский, «Галина мама» С. Георгиевская, « Марат Казей» В. Морозов)
- Вы сами убедились, что лошадь была верным и преданным спутником человека.
2. Сочинение – миниатюра.
- Возьмите листики. Откройте их и запишите тему сочинения-миниатюры «А всё-таки мне жаль их...»
- Как можно начать сочинение?
( - На уроке я прочитал стихотворение о лошадях...
- Издавна лошадь была верным другом человека...
- С давних времён лошадь преданно служит человеку...)
- Выберите себе начало, и попробуйте выразить своё отношение, свои мысли.
Проверка: зачитать по желанию детей.
VІ. Дом. задание. Закончить оформлять свои сочинения, выучить стихотворение наизусть.
VІІ. Итог урока.
- Конечно, ребята, хотелось бы, чтобы эти добрые животные не исчезли с лица Земли, как многие другие.
- Этим занимаются специальные учёные – иппологи.
- есть страны, где лошади оказывают особое внимание.
Так, в Голландии ежегодно отмечают день лошади. В этот день в гривы лошадей вплетают ленты, украшают их цветами, освобождают от работы, преподносят угощение на серебряных блюдах.
- Когда узнаёшь эти факты, то сразу соглашаешься с американским писателем, большим любителем лошадей Уильямом Фолкнером:
на доске: «Лошадь выдержит. Всё равно она выдержит, она не исчезнет до тех пор, пока существует сам человек»
- Конечно, она не исчезнет. И чтобы так было, чтобы нам всегда сопутствовала удача, чтобы, наконец, закончились войны, и наступил мир, я хочу подарить на память вам и нашим гостям вот такие маленькие подковки на счастье. Пусть у всех нас всё будет хорошо!