kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок чтения в 4 классе Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 4классе Учитель: Мишнева Е. В. Цели: Знакомить детей со стихотворением Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»; Развивать навыки выразительного чтения, речь; Обогащать словарный запас детей; Прививать чувство сострадания к братьям нашим меньшим; Воспитывать любовь к родине, к своему краю. Оборудование: картины: «Три богатыря» В. Васнецова, «Купание красного коня»; подкова, маленькие подковки, детские рисунки, магнитофон, кассета, гитара. Оформление доски: Тема: Б. А. Слуцкий. Лошади в океане Эпиграф: «Лошадь выдержит. Всё равно она выдержит. Она не исчезнет до тех пор пока существует сам человек.» (У. Фолкнер) Подкова – символ счастья. (нар. поверье) Словарная работа: алаша «Глория» иппологи Тема сочинения: «А всё-таки мне жаль их.» Ход урока: I. Чтение учителем отрывка из стихотворения - С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может она начинается С той песни, что пела нам мать, С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять. - Как называется поэтическая тетрадь, которую мы с вами читаем?(«Тихая моя Родина») - Давайте ещё раз вспомним, что такое родина? Как вы понимаете? (это и дом, где живёшь, и улица и скамейка, и берёзка, и речка, и всё, что нас окружает) ІІ. Проверка домашнего задания. - У вас было задание выучить наизусть стихи из этого раздела. Каждый поэт описывает свой родной уголок и то, что ему дорого по-разному.(дети читают наизусть) ІІІ. Сообщение темы урока. - Сегодня мы познакомимся с писателем Борисом Абрамовичем Слуцким. Узнаем о том, что ему было дорого, о его боли. 1. Биография писателя. - Б. А. Слуцкий родился в Донбассе. В 1941 году, когда писателю было 22 года, началась Великая Отечественная война. Прямо со студенческой скамьи (а он в 1941г. окончил литературный институт им. А. М. Горького) Б. А. Слуцкий уходит на фронт. Там он знакомится со многими писателями, поэтами, которые не только сражаются с врагом, но и пишут заметки в газеты. Стихотворение, которое мы будем читать, «Лошади в океане» Б. А. Слуцкий посвятил известному писателю, любимому военному корреспонденту (его статьи очень любили читать на фронте) Илье Эринбургу, человеку, очень любившему мир и мечтающему о нём. - Это стихотворение о замечательных животных. О каких? на доске Алаша - лошадь - Это слово пришло к нам из татарского языка. До монголо-татарского нашествия этого слова в русском языке не было. Вначале оно употреблялось применительно к рабочей лошади(внимание на картины) - Какую работу выполняют с помощью лошади? (местный материал) Ратных, военных лошадей называли по-прежнему конями. - Рассмотрите репродукции картин русских художников( Эти картины хранятся в Третьяковской галерее в Москве) - Как бы вы описали лошадь? Какая она? (трудолюбивая, преданная, верная, добрая, быстрая) - С давних времён лошадь была верным помощником человека. - Настоящая труженица(картина), верный друг, преданное, ласковое животное. Лошадь всегда помогала человеку, спасала его от беды, ведь у лошади удивительная память на места, предметы. Она великолепно ориентируется и в дождь, и в пургу, и днём, и ночью. - А до чего же тонкий у лошади слух! Она улавливает даже малейшие шорохи, отлично знает шаги своего хозяина. - Очень сильно у лошади развито осязание, наиболее чуткие губы и копыта. Лошадь раньше человека слышит (чувствует) движение льда. - А во время Великой Отечественной войны, например, с помощью лошадей узнавали, отравили фашисты воду в колодце или нет. Такую воду лошадь никогда не пьёт. Это очень удивительное животное, о котором можно очень много рассказывать. - Не зря 3,5 тысячи лет тому назад царь Кипра писал египетскому фараону Аменхотепу: «Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим коням». Это было традиционное пожелание в официальных документах. - Стихотворение «Лошади в океане» было сразу же положено на музыку. А в 80-х стало любимой песней. ІV. Работа над новым материалом. 1. Исполнение песни учителем (аккомпанемент – гитара) - Какое впечатление произвела на вас эта песня? 2. «Жужжащее» чтение. - Познакомимся поближе с этим стихотворением. Откройте учебники. Прочитайте его самостоятельно «жужжащим» чтением. - Какие новые слова встретились? 3. Чтение – «разведка» - Какое несчастье произошло в океане? Подтвердите строчками из стихотворения. - Как назывался корабль? - В мирное или военное время происходят эти события? - Рассмотрите детские рисунки и найдите в тексте соответствующие строки. 4. Работа над выразительным чтением. - Сразу ли лошади поняли, что случилось? Прочитайте.( Им сперва казалось – плавать просто, Океан казался им рекой) - Как надо прочитать эти строки? Кто ещё прочитает? - Какими словами поэт показывает, что лошади устали? Как прочитаем? (тревога усиливается) - Жалко ли автору лошадей? Какими словами он выражает сочувствие лошадям? («что ж им было делать, бедным», «а всё-таки мне жаль их») - Вы мне сказали, что лошади не сразу почувствовали и поняли, что случилась беда. А ведь автор нам сообщает об этом в самом начале. Попробуйте найти эти строчки. («подков четыре тыщи, Счастья всё ж они не принесли») - В народе существует поверье, что того, кто найдёт подкову, ждёт счастье. А вот их подковы счастья не принесли никому! - Скажите, ребята, а люди могли спасти лошадей? А хотели бы? - Автор использовал в своём стихотворении одно необычное слово. Не догадались какое? («тыща») - Как правильно? А почему «тыща»? (сигнал тревоги) 5. Поэтическая минутка. - Кто попробует выразительно прочитать это стихотворение? (несколько человек) - В каких строчках автор выразил главную мысль? V. Закрепление изученного материала. - Да, конечно, жаль этих замечательных животных, которые на всех войнах гибли и терпели невзгоды вместе с людьми. - К сожаленью, сколько их погибло, учёт не вели, но часто в различных произведениях мы встречаемся с фактами их героической жизни и гибели. 1. Чтение подготовленными детьми отрывков из произведений, в которых рассказывается о гибели лошадей. («Рассказы о Суворове» С. Алексеев, «Рыжик» С. Алексеев, «Бородино» М. Лермонтов, «Четыре боевых случая» Л. Успенский, «Галина мама» С. Георгиевская, « Марат Казей» В. Морозов) - Вы сами убедились, что лошадь была верным и преданным спутником человека. 2. Сочинение – миниатюра. - Возьмите листики. Откройте их и запишите тему сочинения-миниатюры «А всё-таки мне жаль их.» - Как можно начать сочинение? ( - На уроке я прочитал стихотворение о лошадях. - Издавна лошадь была верным другом человека. - С давних времён лошадь преданно служит человеку.) - Выберите себе начало, и попробуйте выразить своё отношение, свои мысли. Проверка: зачитать по желанию детей. VІ. Дом. задание. Закончить оформлять свои сочинения, выучить стихотворение наизусть. VІІ. Итог урока. - Конечно, ребята, хотелось бы, чтобы эти добрые животные не исчезли с лица Земли, как многие другие. - Этим занимаются специальные учёные – иппологи. - есть страны, где лошади оказывают особое внимание. Так, в Голландии ежегодно отмечают день лошади. В этот день в гривы лошадей вплетают ленты, украшают их цветами, освобождают от работы, преподносят угощение на серебряных блюдах. - Когда узнаёшь эти факты, то сразу соглашаешься с американским писателем, большим любителем лошадей Уильямом Фолкнером: на доске: «Лошадь выдержит. Всё равно она выдержит, она не исчезнет до тех пор, пока существует сам человек» - Конечно, она не исчезнет. И чтобы так было, чтобы нам всегда сопутствовала удача, чтобы, наконец, закончились войны, и наступил мир, я хочу подарить на память вам и нашим гостям вот такие маленькие подковки на счастье. Пусть у всех нас всё будет хорошо! (Звучит музыка В. Высоцкого «Кони привередливые»)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 4 классе Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»»

Мишнева Елена Владимировна







Урок литературного чтения

в 4классе

Учитель: Мишнева Е. В.













Цели:

Знакомить детей со стихотворением Б. А. Слуцкого «Лошади в океане»;

Развивать навыки выразительного чтения, речь;

Обогащать словарный запас детей;

Прививать чувство сострадания к братьям нашим меньшим;

Воспитывать любовь к родине, к своему краю.

Оборудование: картины: «Три богатыря» В. Васнецова, «Купание красного коня»; подкова, маленькие подковки, детские рисунки, магнитофон, кассета, гитара.

Оформление доски:

Тема: Б. А. Слуцкий. Лошади в океане

Эпиграф: «Лошадь выдержит.

Всё равно она выдержит.

Она не исчезнет до тех пор пока существует сам человек...» (У. Фолкнер)

Подкова – символ счастья. (нар. поверье)

Словарная работа: алаша

«Глория»

иппологи

Тема сочинения: «А всё-таки мне жаль их...»



Ход урока:

I. Чтение учителем отрывка из стихотворения

- С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять...

- Как называется поэтическая тетрадь, которую мы с вами читаем?(«Тихая моя Родина»)

- Давайте ещё раз вспомним, что такое родина?

Как вы понимаете? (это и дом, где живёшь, и улица и скамейка, и берёзка, и речка, и всё, что нас окружает)

ІІ. Проверка домашнего задания.

- У вас было задание выучить наизусть стихи из этого раздела. Каждый поэт описывает свой родной уголок и то, что ему дорого по-разному.(дети читают наизусть)

ІІІ. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы познакомимся с писателем Борисом Абрамовичем Слуцким. Узнаем о том, что ему было дорого, о его боли.

1. Биография писателя.

- Б. А. Слуцкий родился в Донбассе. В 1941 году, когда писателю было 22 года, началась Великая Отечественная война. Прямо со студенческой скамьи (а он в 1941г. окончил литературный институт им. А. М. Горького)

Б. А. Слуцкий уходит на фронт. Там он знакомится со многими писателями, поэтами, которые не только сражаются с врагом, но и пишут заметки в газеты. Стихотворение, которое мы будем читать, «Лошади в океане» Б. А. Слуцкий посвятил известному писателю, любимому военному корреспонденту (его статьи очень любили читать на фронте) Илье Эринбургу, человеку, очень любившему мир и мечтающему о нём.

- Это стихотворение о замечательных животных. О каких?

на доске Алаша - лошадь


- Это слово пришло к нам из татарского языка. До монголо-татарского нашествия этого слова в русском языке не было. Вначале оно употреблялось применительно к рабочей лошади(внимание на картины)

- Какую работу выполняют с помощью лошади? (местный материал)

Ратных, военных лошадей называли по-прежнему конями.

- Рассмотрите репродукции картин русских художников( Эти картины хранятся в Третьяковской галерее в Москве)

- Как бы вы описали лошадь? Какая она? (трудолюбивая, преданная, верная, добрая, быстрая)

- С давних времён лошадь была верным помощником человека.

- Настоящая труженица(картина), верный друг, преданное, ласковое животное. Лошадь всегда помогала человеку, спасала его от беды, ведь у лошади удивительная память на места, предметы. Она великолепно ориентируется и в дождь, и в пургу, и днём, и ночью.

- А до чего же тонкий у лошади слух! Она улавливает даже малейшие шорохи, отлично знает шаги своего хозяина.

- Очень сильно у лошади развито осязание, наиболее чуткие губы и копыта. Лошадь раньше человека слышит (чувствует) движение льда.

- А во время Великой Отечественной войны, например, с помощью лошадей узнавали, отравили фашисты воду в колодце или нет. Такую воду лошадь никогда не пьёт. Это очень удивительное животное, о котором можно очень много рассказывать.

- Не зря 3,5 тысячи лет тому назад царь Кипра писал египетскому фараону Аменхотепу: «Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим коням».

Это было традиционное пожелание в официальных документах.

- Стихотворение «Лошади в океане» было сразу же положено на музыку. А в 80-х стало любимой песней.

ІV. Работа над новым материалом.

1. Исполнение песни учителем (аккомпанемент – гитара)

- Какое впечатление произвела на вас эта песня?

2. «Жужжащее» чтение.

- Познакомимся поближе с этим стихотворением. Откройте учебники. Прочитайте его самостоятельно «жужжащим» чтением.

- Какие новые слова встретились?

3. Чтение – «разведка»

- Какое несчастье произошло в океане? Подтвердите строчками из стихотворения.

- Как назывался корабль?

- В мирное или военное время происходят эти события?

- Рассмотрите детские рисунки и найдите в тексте соответствующие строки.

4. Работа над выразительным чтением.

- Сразу ли лошади поняли, что случилось? Прочитайте.( Им сперва казалось – плавать просто, Океан казался им рекой)

- Как надо прочитать эти строки? Кто ещё прочитает?

- Какими словами поэт показывает, что лошади устали? Как прочитаем? (тревога усиливается)

- Жалко ли автору лошадей? Какими словами он выражает сочувствие лошадям? («что ж им было делать, бедным», «а всё-таки мне жаль их»)

- Вы мне сказали, что лошади не сразу почувствовали и поняли, что случилась беда. А ведь автор нам сообщает об этом в самом начале. Попробуйте найти эти строчки. («подков четыре тыщи, Счастья всё ж они не принесли»)

- В народе существует поверье, что того, кто найдёт подкову, ждёт счастье. А вот их подковы счастья не принесли никому!

- Скажите, ребята, а люди могли спасти лошадей? А хотели бы?

- Автор использовал в своём стихотворении одно необычное слово. Не догадались какое? («тыща»)

- Как правильно? А почему «тыща»? (сигнал тревоги)

5. Поэтическая минутка.

- Кто попробует выразительно прочитать это стихотворение? (несколько человек)

- В каких строчках автор выразил главную мысль?

V. Закрепление изученного материала.

- Да, конечно, жаль этих замечательных животных, которые на всех войнах гибли и терпели невзгоды вместе с людьми.

- К сожаленью, сколько их погибло, учёт не вели, но часто в различных произведениях мы встречаемся с фактами их героической жизни и гибели.

1. Чтение подготовленными детьми отрывков из произведений, в которых рассказывается о гибели лошадей.

(«Рассказы о Суворове» С. Алексеев, «Рыжик» С. Алексеев, «Бородино» М. Лермонтов, «Четыре боевых случая» Л. Успенский, «Галина мама» С. Георгиевская, « Марат Казей» В. Морозов)

- Вы сами убедились, что лошадь была верным и преданным спутником человека.

2. Сочинение – миниатюра.

- Возьмите листики. Откройте их и запишите тему сочинения-миниатюры «А всё-таки мне жаль их...»

- Как можно начать сочинение?

( - На уроке я прочитал стихотворение о лошадях...

- Издавна лошадь была верным другом человека...

- С давних времён лошадь преданно служит человеку...)

- Выберите себе начало, и попробуйте выразить своё отношение, свои мысли.

Проверка: зачитать по желанию детей.

VІ. Дом. задание. Закончить оформлять свои сочинения, выучить стихотворение наизусть.


VІІ. Итог урока.

- Конечно, ребята, хотелось бы, чтобы эти добрые животные не исчезли с лица Земли, как многие другие.

- Этим занимаются специальные учёные – иппологи.

- есть страны, где лошади оказывают особое внимание.

Так, в Голландии ежегодно отмечают день лошади. В этот день в гривы лошадей вплетают ленты, украшают их цветами, освобождают от работы, преподносят угощение на серебряных блюдах.

- Когда узнаёшь эти факты, то сразу соглашаешься с американским писателем, большим любителем лошадей Уильямом Фолкнером:

на доске: «Лошадь выдержит. Всё равно она выдержит, она не исчезнет до тех пор, пока существует сам человек»

- Конечно, она не исчезнет. И чтобы так было, чтобы нам всегда сопутствовала удача, чтобы, наконец, закончились войны, и наступил мир, я хочу подарить на память вам и нашим гостям вот такие маленькие подковки на счастье. Пусть у всех нас всё будет хорошо!

(Звучит музыка В. Высоцкого «Кони привередливые»)



5


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок чтения в 4 классе Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

Автор: Мишнева Елена Владимировна

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274845


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства