Просмотр содержимого документа
«Урок чтения в 3 классе по теме " Чтение рассказа В. Бианки "Ёж-спаситель" для детей специальной (коррекционной) школы 8 вида»
Урок чтения в 3 классе коррекционной школы 8 вида.
Тема: Чтение рассказа В.Бианки «Ёж-спаситель».
Цели:
Формировать навык правильного, плавного чтения;
Добиваться от учащихся чтения целыми словами; осознанного чтения,
Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
Воспитывать мотивацию к учению.
Ход урока.
Организационный момент.
(Все учащиеся стоят около своих парт, а на груди у каждого прикреплён вырезанный из бумаги осенний листок)
-Какое время года наступило?
Назовите осенние месяцы?
Загадка: Из почек появляются,
Весной распускаются,
Осенью увядают
И все опадают. (листья)
-Ребята, представьте, что вы осенние листочки.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер, полетели мы.
И летим, летим, летим.
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
(сначала опустились маленькие листочки (девочки), а затем листочки побольше (мальчики)
Все листочки оказались на земле, их танец закончен. (дети опускают головы на парты и закрывают глаза)
Тихо всё кругом. Наступила ночь. Но с выходом солнца листочки начали просыпаться.
Ветер снова набежал и листочки все поднял. Закружились, полетели. Они обрадовались осеннему утру, улыбнулись солнышку и, окончательно проснувшись, сказали друг другу: «Доброе утро!».
А теперь прогнали остатки сна. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом.
Мне очень хочется, чтобы мы с вами поднялись на ступеньку выше во время работы на уроках, которые пройдут сегодня. Успехов вам и удачи!
II. Сообщение целей урока.
- Сегодня на уроке будем учиться правильно читать, отвечать на вопросы, мыслить. Будем развивать свою речь и будем учиться быть внимательными.
III. Формирование навыков чтения.
А) Артикуляционная гимнастика.
Ленивый котёнок.
Жил-был ленивый котёнок. Всё время он лежал на крылечке.(Упражнение «лопаточка» Отшлёпала его как-то бабушка (пя-пя-пя), «Мышей не ловишь!» Обиделся котёнок и ушёл в лес. Идёт по тропинке, она то широкая, то узкая. (язык широкий-узкий). То горочка, то низинка (язык вверх-вниз). Вдруг увидел он забор. (Упражнение «забор»). За забором был дом с окошками. («трубочка-улыбка») В домике жил петушок. Стали они жить вместе. Котёнок помог петушку сделать ремонт – покрасил потолок («маляр»). Каждое утро они чистили зубы. («почистили зубы»). Котик исправил часы ( язык вправо-влево).Петушок смолол зерно на мельнице (круговые движения языком).
Потом они пошли кататься на качелях (Язык вверх-вниз).Хитрая лиса решила украсть петушка. Стала она прыгать через забор (Щёлканье языком).Зайчик все это увидел,решил предупредить петушка и забил в барабан.(Д-д-д-д!)Петушок был спасён! А ленивый котёнок вспомнил свою бабушку, которая его ругала за то, что он не ловит мышей. Захотел он выполнить её наказ и вернуться домой.
Б)Составление рассказа по картинкам(картинки расставляются в разнобой.
- Расставьте картинки в правильной последовательности и составьте рассказ
В)Дыхательная гимнастика
(«Надуем шарик», «Чей шар больше», «Выпустим воздух из шарика»)
Г)Фонетическая гимнастика
-Как шуршат листья под ногами? (Ш-ш-ш)
-Как идёт дождь? (Кап-кап-кап)
-Как фыркает Ёжик? (Ф-ф-ф).
Д)Чтение слогов, блоков, таблиц
ФА ФУ! ХА! ХЕ!
ЧЕ ЧУ МЫ! ЩИ
АЙ-АЙ ЕЙ-ЕЙ ЕК-ЕК
ОЙ-ОЙ! ВО-ВО!
ФА-УФА-ФАТ-ФАР
ФУ-УФУ-ФУТ-ФЭТ
ХА-УХА-ХАМ-РАМ-РИМ
ХЕ-УХЕ-УХО-ХОР-ХОД
ЧУ-ЧУБ-ЧУР-ЧИК-ЧИН
IV. Проверка Д/з.
-Какой рассказ читали дома?(«Берёза» Г. Снегирев)
-Сегодня я хочу проверить, насколько вы были внимательны при чтение данного рассказа, какое количество раз вы его читали?
-Я решила усложнить задание и предлагаю вам прочитать текст с замазанными окончаниями
(Даю учащимся специально отпечатанный текст).
Анализ чтения учащихся.
V. Физкультминутка.
Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели, А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! Побежали, побежали, Побежали, побежали... Тише, тише, не спешите! Карусель ос-та-но-ви-те. Раз-два, раз-два (пауза), Вот и кончена игра.
VI. Работа по теме урока.
А) А теперь послушайте загадку:
Сердитый недотрога живёт в глуши лесной
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ёж)
Б) Сообщение темы урока
-Сегодня на уроке мы будем читать новый рассказ, который называется «Ёж-спаситель», а написал его В. Бианки (Портрет писателя-на доску) Давайте познакомимся с писателем.
В) Рассказ о писателе
1) “Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки”.
2) “Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе.
3) (Из дневника В. Бианки):
“Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей”.
4) Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки – не сказки”. Герои Бианки живут своей обычной, “природной” жизнью, но при этом говорят “человечьим языком”. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.
Г) Но прежде, чем читать этот рассказ, я предлагаю вам сосредоточить свое внимание и поиграть в игру «Назови отличия»
или
Д) - А ещё я приготовила вам чистоговорку для чтения
Ужу-жу-жу-молоко дадим ежу.
Жа-жа-жа-есть иголки у ежа
Жи-жи-жи-здесь живут ежи
Е) Рассказ учителя о ежах
«У ежа мордочка и брюшко покрыты обычной шерстью. На спине-колючки, которыми он защищается от врагов. При встрече с ними Ёж начинает фыркать и подпрыгивать, стараясь уколоть. Если это не помогает, то сворачивается в шар, подставляя колючую спину. Ночью для ежа опасен Филин. Летит он бесшумно, нападает неожиданно. Лапы у филина покрыты прочной чешуёй, поэтому иголки ежа ему не страшны. Да и от лисицы, рыжей плутовки, спасения нет.
Ёж может подпустить человека довольно близко. Это потому, что они плохо видят, а больше надеются на свой нюх. Если ветер дует в противоположную от ежа сторону, то он не чувствует приближающегося человека или животного. У ежа слишком короткие ноги, да и сам он уж больно неуклюжий. Зато на охоте- проворен и ловок. Немало уничтожает лесных мышей и других вредных насекомых, грызунов. Не пропустит Ёж и ядовитую змею гадюк. Всегда выходит победителем. Ежи к зиме накапливают жир, находят себе убежище в густых кустах или ямках, засыпанный опавшей листвой среди лесного хвороста, и впадают в глубокую спячку…
Пройдет зима, и весной, уже в апреле, у ежихи появляются ежата. Слепые, с мягкими белесыми иголками. Она заботится о них, выкармливает молоком. Сначала малыши живут в гнезде, которое напоминает шалаш из сухих листьев, хвороста и мха. Все лето они вместе с мамой. А поздней осенью ежата покидаю дома, начинают жить самостоятельно.
Ежей не нужно брать домой. Диким животным хорошо только в природе. В неволе им ничто не радость.
Бытует мнение, что ежи едят яблоки, но это не так. Питаются они насекомыми. А яблоки носят на иголках, чтобы перебить свой запах и меньше привлекать к себе клещей. Очень часто накалывают на иголки опавшие листья.
VII. Чтение рассказа учителем.
Подготовка учащихся к чтению
ПРО-СНУ-ЛАСЬ
НА-КИ-НУ-ЛА
ЗЕМ-ЛЯ-НИ-КА
КОР-ЗИ-НОЧ-КУ
ПО-СКОЛЬЗ-НУ-ЛАСЬ
У-КО-ЛО-ЛАСЬ
ЗА-ФУ-ФУ-КАЛ
ВЫ-СО-ВЫ-ВА-ЕТ
ЗА-СЕ-МЕ-НИЛ (покажите)
ВСКИ-НУ-ЛАСЬ
О-ПОМ-НИ-ЛАСЬ
Кинулась- как плетью ударила
VIII. Чтение рассказа учащимся (по предложениям)
Анализ:
-Что случилось с Машей в лесу?
-Почему рассказ называется «Ёж-спаситель»?
-К какому месту рассказа относится рисунок? (Выборочное чтение)
-Расскажите эту часть текста
IX. Итог урока.
Анализ работы учащихся. Оценки.
– Подведем итоги нашей работы. Вы будете высказывать свое мнение, выражать свои чувства, свое отношение к происходящему. Отвечайте, используя эти слова: