Конспект урока по литературному чтению представлен в форме заседания театра юного чтеца. Урок насыщен разнообразными формами работы, интерактивными методами, которые позволяют учащимся погрузиться в актерский мир, заставляют их мыслить, рассуждать, делать выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов
г.Шебекино Белгородской области»
Урок-заседание
театра юного чтеца
( 2 клас )
Подготовила:
учитель начальных классов
Новикова А.И.
г.Шебекино
Тема:Русская народная сказка «Лиса и тетерев».
Цель: создать эмоциональный настрой для расширения знаний о русских народных сказках, главным героем которых является лиса; познакомить детей с русской народной сказкой «Лиса и тетерев"; учить оценивать персонажи по их поступкам и особенностям речи; работать над развитием речи детей, мышления, умения анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; работать над совершенствованием техники чтения, навыков пересказа, ролевого чтения, умением слушать друг друга, общаться; способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к устному народному творчеству.
Планируемые результаты:
Предметные:совершенствовать умения работы с текстом: читать сказку целыми словами, воспитывать интерес к сказкам и произведениям устного народного творчества
УУД:
Регулятивные:принимать и сохранять учебную задачу; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять пошаговый контроль и оценивать правильность выполнения работы по результату; адекватно воспринимать словесную оценку учителя и товарищей.
Познавательные: осуществлять поиск и выделять конкретную информацию с помощью учителя; строить речевые высказывания в устной форме, оформлять свою мысль по типу рассуждения, проводить сравнения по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение; допускать возможность существования различных точек зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнера высказывания.
Личностные: осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поведение героев с нравственными нормами, стремление к самоизменению.
Образовательные ресурсы: мультимедийный проектор, презентация, карточки с характеристиками героев, карточки для индивидуальной работы, карточки для самооценки.
Решаемая задача: Может ли эта сказка вас чему-нибудь научить?
Ход урока
Организационный момент
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим.
– Сегодня вас ждет интересный урок, потому что он принесет новые знания. – У вас хорошее настроение и вы готовы справиться со всеми заданиями. Улыбнитесь друг другу, а я вам желаю удачи на уроке. – Сегодня мы проведем урок литературного чтения в форме заседания театра юного чтеца. – Какие театры есть в городе Белгороде? ( Показываю иллюстрации).
– В каких театрах мы с вами уже побывали? – Кто такой режиссер? Актеры? – Сегодня вы – актеры и имеете возможность познакомиться с этой трудной, но интересной профессией.
Речевая разминка
– Актеры каждый день выполняют артикуляционные упражнения, чтобы чисто, красиво говорить.
Упражнение для развития дыхания. 1) «Свеча». Возьмите узкую полоску бумаги и, представив себе, что это свеча, спокойно дуйте на нее. Бумага контролирует ровность выдоха. 2) «Звукоподражание». Это упражнение тренирует разные виды выдохов. Вспомните и восстановите различные звуки природы и жизни: свист ветра, шум леса, писк комара, стрекот сороки, рычание собаки или звук звонка.
3) Работа со скороговоркой
У тетерева и тетерки Тетеревята на горке. Эти пять тетеревят три травинки теребят.
1. Прочитайте молча скороговорку.
- О ком она?
- Что вы знаете об этой птице? (Ответы детей)
2. Рассказ учителя.
- В лесах нашей страны можно увидеть необыкновенно красивую птицу с красными бровями и пышным хвостом. Это – тетерев. Они не сидят на месте, а перемещаются с одного места на другое. И лишь зимой стаи тетеревов поселяются обычно в березовых рощах и лакомятся вкуснейшими березовыми почками.
Тетерев отлично умеет нырять. Но только не в воду, а в снег. В снегу эти птицы ночуют, а в сильные морозы могут и целыми днями сидеть в сугробе, выбираясь только один раз в день за пропитанием. Тетерев имеет прекрасный слух. Услышав скрип снега под лыжами охотника или под лапами зверя, тетерев быстро выбирается из сугроба и улетает от опасности.
3) Чтение «скоростным шоссе». Я показываю поочередно цвета светофора: красный, желтый, зеленый. На красный свет – чтение медленное, на желтый – умеренное, а на зеленый – скоростное.
4) Чтение скороговорки двумя учениками на скорость.
III. Актуализация опорных знаний
Цель: повторение изученного материала для подготовки к получению новых знаний.
1. Беседа о сказках
- Вспомните, что такое сказка?
- Кто писал сказки?
- Какие бывают сказки?
- С какой целью народ сочинял сказки?
- Назовите героев сказки, которую читали на прошлом уроке?
Бабушка-……
Внучка-……..
Курочка-……
Мышка-…….
2.Инсценизация сказки «У страха глаза велики»
– Помните, что вы актеры. Обратите внимание на паузы, дикцию, выразительность. Подумайте, с какой интонацией будете читать слова каждого героя. Изменяйте ваш голос согласно разделительных знаков. Вкладывайте в чтение частицу собственной души, умейте перевоплощаться, как это делают настоящие актеры.
Мотивация к деятельности. Определение темы урока
Цель: включение обучающихся в учебную деятельность.
- О какой птице говорилось в скороговорке?
- Попробуйте определить, о чем сегодня мы будем говорить на уроке.
- Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие по стране волшебных сказок. Мы приближаемся к большому дереву, где произошло необычное приключение...
-Отгадайте, как называется сказка, которую мы будем читать на уроке?
-Сегодня мы познакомимся еще с одной русской народной сказкой «Лиса и тетерев».
- Как вы считаете, чему может научить нас эта сказка?
- Это и будет задача нашего урока.
V. Открытие нового знания
Цель: знакомство с произведением, первичное осмысление на личностном уровне.
1. Словарная работа. – Сначала давайте познакомимся с некоторыми словами, значение которых может вызвать у вас затруднение в понимании. Эти слова расположены на листиках, которые сдул ветер с дерева, где сидел тетерев.
Проведать – навестить.
Нынче – сегодня.
Навострила уши – насторожилась.
Указ– постановление.
Кабы - если бы.
2.Знакомство со сказкой.
- Просмотр презентации и слушание сказки.
- Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
- Как описана лиса в сказке?
-Как вы поняли слова тетерева: «Кабы по – старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего»
3.Физкультминутка
А в лесу растет черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. (Приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте)
VI. Первичное закрепление
Цель: обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания.
1.Самостоятельное чтение сказки учащимися про себя.
- К какому виду сказок относится эта сказка?
- Какой другой заголовок можно подобрать к этой сказке?
- Прочитайте пословицы и выберите те, которые подходят к этой сказке.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. На языке медок, а на уме ледок. Язык мягок – что хочет, то и лопочет. Правда, как ни прячь, наружу выйдет. Делу время, потехе час.
2. Выборочное чтение с элементами беседы.
- Как приветствовала лиса тетерева?
- Что ответил на ее приветствие тетерев?
- Что делала лиса, чтобы тетерев спустился на землю?
- А что говорилось в указе? (выборочное чтение)
- Как вы думаете, поверил тетерев, что такой указ появился?
- Зачем он сказал лисе о собаках?
- Почему тетерев непросто сказал лисе о собаках, а добавил: «Если бы все было по-старому, тебе бы уходить надо. А теперь тебе бояться нечего».
3. Инсценировка сказки
Дети читают сказку по ролям.
VII. Подведение итога урока
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
1.Составление ассоциативного куста
- Каким был тетерев?
находчивый смелый
рассудительный ТЕТЕРЕВ умный
Решительный смышленый
- А какой была лисица?
льстивая хитрая
жестокая ЛИСА корыстная
беззаботная ленивая
2.Рефлексия
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке?
- Чему можно поучиться у тетерева? А у лисы?
- Зачем народ создал эту сказку?
- Какой урок для себя вы извлекли из этой сказки?
- Достигли ли мы поставленной цели?
3.Саморефлексия
(Несколько учащихся должны доказать, что они знают, умеют и ценять на основе данного урока)
Я, ученик (ученица):
о волшебных сказках
Знаю героев сказки «Лиса и тетерев»
о народном творчестве
выразительно читать
Умею определять главную мысль произведения
характеризовать героев
новые знания
Ценю находчивость, рассудительность, ум
умения этим пользоваться
4. Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение сказки «Лиса и тетерев»
2. Попробуйте изменить концовку сказки и продолжите ее.