Учитель. Ребята, давайте вспомним, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке? С каким новым понятием познакомились?
Дети. С реализмом.
Учитель. Что мы с вами относим к реализму в искусстве?
Выслушиваются ответы учащихся.
Слайд 1. Изображение и реальность.
Учитель. Вашему вниманию предлагается ряд фотографий, а вы попробуйте назвать то, что увидите.
На экране поочерёдно появляются слайды с изображением животных, а учащиеся называют их.
- А теперь попробуем выполнить обратную задачу.
К доске вызывается учащийся.
- Перед вами слова: свинка, лошадь и т. д. Найдите изображение, соответствующее каждому слову.
Слайды 2 – 8.
Ученик показывает.
Учитель. Молодец! Скажи, как тебе удалось это сделать?
Ученик. Я с детства знаю, как выглядят эти животные, я их видел в деревне (в зоопарке, в кино).
Учитель. Да всё очень просто. Когда вы произносите то или иное слово, у вас возникает реальный зрительный образ, хотя словами птица или рыба могут быть обозначены существа и совсем крошечные, и гигантские, самых разных цветов, и слабые, и беззащитные, и хищные. Вы вспоминаете, что где – то уже видели это животное, слышали или читали о нём.
ІІІ. Изучение нового материала.
Учитель. Но художники изображают не всегда то, что есть на самом деле, а начинают придумывать, фантазировать.
Слайд 9. Изображение и фантазия.
- Что же из этого может получиться, давайте посмотрим на слайдах.
Слайд 10.
Вот полночною порой
Свет разлился над горой,
Будто полдни наступают:
Жары – птицы налетают…
Догадались, к какой сказке выполнил художник эту иллюстрацию и кто на ней изображён?
Дети. К сказке «Конёк – горбунок» П. Ершова.
Слайд 11.
Вот въезжают на поляну
Прямо к морю – окияну;
Поперёк его лежит
Чудо – юдо рыба – кит.
Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра вбиты,
На хвосте сыр – бор шумит,
На спине село стоит…
Дети. Это тоже сказка Ершова.
Слайд 12.
Учитель. А этот персонаж – белоснежный крылатый конь Пегас, покровитель поэзии – пришёл к нам из древнегреческой мифологии.
Слайд 13.
Учитель. Сирены – птицы и сирены – русалки. Сирена – птица появилась в древнегреческой мифологии. Своим пением сирены сманивали мореплавателей с их маршрута.
Слайд 14.
Учитель.Единорог состоит в родстве с лошадью, газелью и даже с носорогом. Встречается он в сказках народов Востока и Европы, является символом мужества, знания и чистоты.
Слайд 15.
Учитель. Птица Феникс. Первые упоминания о нём мы находим в трудах древнегреческого историка Геродота. Это символ бессмертия. Он размером с орла, в пурпурно – золотом оперении. Жил в Египте. Сгорая, он вновь возрождается из пепла.
Шипик. По легенде, он обитает в африканской реке Замбези. Он переворачивает лодки и корабли, проплывающие по реке.
Слайд 16.
- Сфинкс из Гизи (Египет) с головой человека и телом льва охраняет священные усыпальницы – пирамиды.
Слайд 17.
- У египетского Сфинкса есть родственник: Сфинкс из Фив (Греция). От матери Ехидны у него женская голова, от отца Тифона – хвост дракона, от сестры Химеры – тело льва.
Слайд 18.
- Василиск – в переводе с греческого «царёк». В Средние века его изображали в чешуе с восемью ногами; в славянских мифах – с телом дракона и петушиной головой.
ІV. Физкультминутка.
V. Постановка творческой задачи.
Учитель. С каким новым понятием мы познакомились на сегодняшнем уроке?
Дети. С фантазией – изображением того, чего нет на самом деле.
Учитель. Мы попытаемся изобразить своё фантастическое животное. Из представленного списка от каждого животного мы возьмём какую – то часть. Чтобы определить, что именно мы возьмём, я попрошу помощника вытащить карточку со словом.
На доску вывешивают карточки со словами: туловище, голова, шея, ноги, хвост, уши – и соединяют стрелочками с выбранным животным.
- Несмотря на то, что мы выбрали конкретно, что и от какого животного берём для рисунка, животные у вас получатся разные: добрые и ласковые, коварные или злые, в цветочек, полоску, горошек и т. д.
VІ. Самостоятельная творческая работа.
Работа выполняется под музыкальное сопровождение.
VІІ. Рефлексия.
- Оцените свою работу.
VІІІ. Подведение итогов урока и анализ выполненных работ.
Учитель. Скажите несколько слов о своём фантастическом животном.
Три – четыре ученика демонстрируют работы и характеризуют своих фантастических животных.
- Ребята! С каким новым понятием мы сегодня с вами познакомились?
Дети. «Фантазия».
Учитель. Что обозначает это слово в изобразительном искусстве?
Дети. Изображение того, чего нет в реальной жизни.
ІX. Домашнее задание.
Учитель. Придумайте сказку о своём фантастическом животном.