воспитывать чувство долга, ответственности за свои поступки, сердечность.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к уроку, мультимедийный проектор, портрет
писателя, выставка книг А. Гайдара, сигнальные карточки (сердечки).
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Добрые книги помню я с детства,
Хочу, чтобы книги любили и вы.
Пусть подкрадутся к самому сердцу,
И в нем зародится зерно доброты.
Стих это будет, сказка, рассказ,
Мы учим их, они учат нас!
- Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Его девизом я предлагаю взять такие слова «Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
II. Введение в тему.
- Послушайте одну мудрую притчу: (СЛАЙД № 1)
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер со своими учениками. Самый способный из них однажды задумался:
- А есть ли вопрос, на который наш мастер не мог бы дать ответ? (СЛАЙД № 2)
Он пошел на цветущий луг и поймал самую красивую бабочку. (СЛАЙД № 3)
И спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках, живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
- Скажите, что же в руках мальчика? (Жизнь бабочки)
- Если мальчик сильно сожмет ладони, что произойдет? (Он убьёт бабочку, совершит зло)
- А если отпустит? (То совершит добрый поступок) Выключить слайд.
- Вот так и вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. И чтобы не ошибиться, нужно постоянно слушать голос своей совести.
1. Определение темы урока.(СЛАЙД № 4)
- Так что же такое СОВЕСТЬ? Это и есть главный вопрос нашего урока. Обратимся за помощью к предложенным вариантам. (СЛАЙД № 5)
- Итак, СОВЕСТЬ связана с человеком и её можно почувствовать. А более глубже разобраться с этим понятием поможет нам рассказ А.П. Гайдара «Совесть».(СЛАЙД № 6)
2. Прогнозирование по названию.
- Дома вы познакомились с этим произведением, я думаю оно тронуло ваше сердце и вы задумались над ним.
- О чем этот рассказ, судя по его названию? (Ответы детей)
III. Изучение нового материала.
1. Словарная работа.
- В тексте вам встретились многосложные слова. Давайте их сначала прочитаем их по слогам, а затем полностью. (СЛАЙД № 7), (СЛАЙД № 8)
2. Анализ произведения.
Вопросы по осмыслению текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
воспитывать чувство долга, ответственности за свои поступки, сердечность.
ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к уроку, мультимедийный проектор, портрет
писателя, выставка книг А. Гайдара, сигнальные карточки (сердечки).
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Добрые книги помню я с детства,
Хочу, чтобы книги любили и вы.
Пусть подкрадутся к самому сердцу,
И в нем зародится зерно доброты.
Стих это будет, сказка, рассказ,
Мы учим их, они учат нас!
- Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Его девизом я предлагаю взять такие слова «Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».
II. Введение в тему.
- Послушайте одну мудрую притчу: (СЛАЙД № 1)
«Давным-давно в старинном городе жил Мастер со своими учениками. Самый способный из них однажды задумался:
- А есть ли вопрос, на который наш мастер не мог бы дать ответ? (СЛАЙД № 2)
Он пошел на цветущий луг и поймал самую красивую бабочку.
(СЛАЙД № 3)
И спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках, живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Всё в твоих руках.
- Скажите, что же в руках мальчика? (Жизнь бабочки)
- Если мальчик сильно сожмет ладони, что произойдет? (Он убьёт бабочку, совершит зло)
- А если отпустит? (То совершит добрый поступок) Выключить слайд.
- Вот так и вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. И чтобы не ошибиться, нужно постоянно слушать голос своей совести.
1. Определение темы урока.(СЛАЙД № 4)
- Так что же такое СОВЕСТЬ? Это и есть главный вопрос нашего урока. Обратимся за помощью к предложенным вариантам. (СЛАЙД № 5)
- Итак, СОВЕСТЬ связана с человеком и её можно почувствовать. А более глубже разобраться с этим понятием поможет нам рассказ А.П. Гайдара «Совесть».
(СЛАЙД № 6)
2. Прогнозирование по названию.
- Дома вы познакомились с этим произведением, я думаю оно тронуло ваше сердце и вы задумались над ним.
- О чем этот рассказ, судя по его названию? (Ответы детей)
III. Изучение нового материала.
1. Словарная работа.
- В тексте вам встретились многосложные слова. Давайте их сначала прочитаем их по слогам, а затем полностью. (СЛАЙД № 7), (СЛАЙД № 8)
2. Анализ произведения.
Вопросы по осмыслению текста.
- Давайте вспомним содержание рассказа.
- Кто главный герой рассказа?
- Какой вы её представляете?
- Почему Нина не пошла в школу?
- Где она оказалась?
- Как она шла туда? Зачитайте это место.
Выборочное чтение.
- Понимала ли Нина, что поступает плохо?
- Какое настроение было у девочки в начале рассказа? Докажите словами текста.
- Что случилось дальше? (Наткнулась на малыша)
(СЛАЙД № 9)
- Как он оказался в роще?
- Он тоже прогуливал? Подтвердите словами текста.
- По каким признакам Нина догадалась, что он школьник?
- Как девочка отнеслась к малышу сначала? (Хотела пошутить)
- Как она с ним разговаривала ? (Строго)
- Найдем в тексте эти слова и почитаем по ролям. – С какой интонацией будут звучать слова девочки? (Строго)
Чтение по ролям
- Настоящая ли эта строгость? (Нет, она шутит)
- А слова мальчика как будем читать? (Удивленно)
- Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет)
3. Работа с иллюстрацией.
- Всмотритесь в лица героев этой иллюстрации. Какие чувства они выражают? (Малыш был добродушный, честный, с доверчивыми глазами)
(Нина выслушала малыша, и у неё возникло чувство жалости к нему, она решила ему помочь выбраться из рощи)
- Почему Нина пошла провожать малыша, бросив книги и завтрак? Найдите эти слова в тексте.
-Что обнаружила Нина когда вернулась обратно? (Книги на месте, а завтрака нет) Зачитайте, что сделала Нина? (Села и заплакала)
- Почему плакала девочка?
( СЛАЙД № 10)
- В какой момент художник изобразил Нину? (Она обдумывает свой поступок, у неё тяжело на сердце)
- Почему вдруг так изменилось настроение девочки?
- Как об этом метко сказал Гайдар? Зачитайте это место в тексте.
- Что могло бы случиться с Ниной в роще?
- Сделает ли Нина выводы из случившегося? Повторит ли она свой поступок?
- Теперь представьте, что вы оказались в этой летней роще. (СЛАЙД № 11)
4. Физкультминутка.
- Закройте глаза и послушайте пение птиц. (Звукозапись)
- Отдохнули. Почему Нина не смогла насладиться природой и пением птиц? (Её грызла беспощадная совесть)
- Так что же такое СОВЕСТЬ? Беседа о совести.
- Совесть - это наш внутренний советчик и судья.
5. Виды чтения
- А теперь поработаем с текстом.
1. Игра «Исправь ошибку». Когда вы услышите неверное слово, то хором его исправляйте.
2. Чтение «Эхо»
3. – Найдите в тексте синонимы к следующим словам:
Догадалась, выбежала, прекрасную, лес, тайком.
4. – Зачитайте абзац, в котором заключается главная мысль текста.
6. Творческий пересказ.
- Я предлагаю вам побыть в роли писателей. Придумайте свой рассказ «Совесть» по данному началу: «Дима с другом играл с мячом дома и разбил мамину любимую чашку. Чтобы мама его не ругала, он сказал, что это сделал Полкан. Мама отругала собаку и выгнала её во двор….» - это и будет вашим домашним заданием.
7. Работа с планом.
- Посмотрите на слайд и расставьте предложения в правильной последовательности, т.е. составим план текста.
(СЛАЙД № 12)
8. Работа с пословицами. (СЛАЙД № 13)
- Давайте прочитаем пословицы и выберем одну, которая больше всего подходит к содержанию нашего рассказа.
9. Выводы из прочитанного рассказа.
Какой это рассказ: поучительный, познавательный или юмористический?
- Чему он нас учит? (СЛАЙД № 14)
- А написал этот рассказ детский писатель А.П. Гайдар.
Знает каждый гражданин советский –
Будь он молод или стар,
Что на свете жил писатель детский
Синеглазый богатырь Гайдар.
С юности, надев шинель солдата,
Защищал он Родину свою.
Был он лучшим другом всем ребятам
И за наше счастье пал в бою.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
БОЕЦ, ПИСАТЕЛЬ, ГРАЖДАНИН -
Аркадий Петрович Гайдар.
10. Биография писателя.
11. Выставка книг.
IV. ИТОГ УРОКА.
Беседа:
- Ребята, вспомните, какие ещё рассказы мы читали на уроках внеклассного чтения о поступках детей, об их поведении, об умении дружить.
(Н. Носов «Огурцы», Ю. Ермолаев «Два пирожных», Н. Булгаков «Анна не грусти», В. Осеева «Синие листья», Н. Носов «На горке»)
- Все они учат нас поступать по совести, уметь дружить, уважать старших, учиться быть хорошими людьми.
- Ведь все начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед выбором: дома, в школе, наедине с собой. И мы порой не замечаем, как сами делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжелую сумку в маминых руках, или старушку, которая не может перейти дорогу; можно позволить взять самый большой кусок торта; первым протиснуться к прилавку или в автобус; прочитать чужое письмо; не заступиться за товарища; спрятаться за чью-либо спину, позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, малодушие, - мы идем на сделку со своей совестью, разрушаем свою личность. А чтобы делать правильный выбор в жизненных ситуациях нужно, слушать голос своей совести, ведь СОВЕСТЬ – это и есть голос твоего сердца.(СЛАЙД № 15)
- Я нашла вам такие слова, которые если вам понравятся – то они ваши. Разгадаем эти слова – Что живёт в сердце?
- Что мы храним в сердце?
- Что рождается в сердце, когда нам хорошо, весело?
- У любого поступка есть свидетель – это твоя? ( ДУША)
- Что есть сердце для нашего тела?
- Что рождается в сердце, когда сердимся?
- Что бы вы хотели изгнать из своего сердца?
- Изгоняйте гнев из своего сердца и живите в ладах с совестью. Пусть ваше сердце светится как солнышко для других людей. (СЛАЙД № 16)
V. РЕФЛЕКСИЯ
- Сегодня мы обсуждали поступки литературных героев, а теперь давай те оценим свои, только честно. Выберите подходящее сердечко к вашим поступкам.
Красное – всегда поступаю по совести.
Розовое – после сегодняшнего урока буду поступать по совести.
Желтое – мне трудно быть всегда правдивым, слушать голос своей совести.
- Я благодарю вас за работу и считаю, что девиз урока был выбран правильно.