kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения во втором классе (А. П. Гайдар «Совесть»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТЕМА:   А.П. Гайдар  «Совесть»

ЦЕЛЬ:  Познакомить учащихся с рассказом А.П.Гайдара «Совесть» и         

             биографией автора;

            формировать умение давать собственную оценку персонажам и событиям;

            совершенствовать навык правильного, осознанного чтения;

            развивать речь учащихся;    

            воспитывать чувство долга, ответственности за свои поступки, сердечность.

ОБОРУДОВАНИЕ:   презентация к уроку, мультимедийный проектор, портрет

                      писателя, выставка книг А. Гайдара, сигнальные карточки  (сердечки).

  ХОД  УРОКА

  1. Организационный момент.

 Добрые книги помню я с детства,

         Хочу, чтобы книги любили и вы.

 Пусть подкрадутся к самому сердцу,

И в нем зародится зерно доброты.

Стих это будет, сказка, рассказ,

Мы учим их, они учат нас!

  - Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Его девизом я предлагаю взять такие слова «Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

II.   Введение в тему.

- Послушайте одну мудрую притчу:                                        (СЛАЙД № 1)

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер со своими учениками. Самый способный из них однажды задумался:

- А есть ли вопрос, на который наш мастер не мог бы дать ответ?                                                                                                                                                                                               (СЛАЙД № 2)

Он пошел на цветущий луг и поймал самую красивую бабочку.   (СЛАЙД № 3)

И спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил: 

- Скажите, какая бабочка у меня в руках, живая или мёртвая?  Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

- Скажите, что же в руках мальчика?                    (Жизнь бабочки)

- Если мальчик сильно сожмет ладони, что произойдет?    (Он убьёт бабочку,      совершит зло)

- А если отпустит?              (То совершит добрый поступок) Выключить слайд.

- Вот так и вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. И чтобы не ошибиться,  нужно постоянно слушать голос своей совести.                                  

1.  Определение темы урока.(СЛАЙД № 4)

- Так что же такое СОВЕСТЬ?  Это и есть главный вопрос нашего урока. Обратимся за помощью к предложенным вариантам.          (СЛАЙД № 5)

- Итак, СОВЕСТЬ связана с человеком и её можно почувствовать. А более глубже разобраться с этим понятием поможет нам рассказ А.П. Гайдара «Совесть».(СЛАЙД № 6)

2. Прогнозирование по названию.

- Дома вы познакомились с этим произведением, я думаю оно тронуло ваше сердце и вы задумались над ним.

- О чем этот рассказ, судя по его названию?                       (Ответы детей)

III.   Изучение нового материала.

1. Словарная работа.

- В тексте вам встретились многосложные слова. Давайте их сначала прочитаем их по слогам, а затем полностью.                                    (СЛАЙД № 7), (СЛАЙД № 8)

2. Анализ произведения.

Вопросы по осмыслению текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения во втором классе (А. П. Гайдар «Совесть»)»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Стахановская специализированная школа I-III ступеней № 3»










Урок внеклассного чтения

во втором классе









Подготовила:


учитель начальных классов

высшей категории

Бухтоярова Е.А.











г. Стаханов

2018 г.

ТЕМА: А.П. Гайдар «Совесть»

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с рассказом А.П.Гайдара «Совесть» и

биографией автора;

формировать умение давать собственную оценку персонажам и событиям;

совершенствовать навык правильного, осознанного чтения;

развивать речь учащихся;

воспитывать чувство долга, ответственности за свои поступки, сердечность.

ОБОРУДОВАНИЕ: презентация к уроку, мультимедийный проектор, портрет

писателя, выставка книг А. Гайдара, сигнальные карточки (сердечки).



ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Добрые книги помню я с детства,

Хочу, чтобы книги любили и вы.

Пусть подкрадутся к самому сердцу,

И в нем зародится зерно доброты.

Стих это будет, сказка, рассказ,

Мы учим их, они учат нас!

- Сегодня у нас урок внеклассного чтения. Его девизом я предлагаю взять такие слова «Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

II. Введение в тему.

- Послушайте одну мудрую притчу: (СЛАЙД № 1)

«Давным-давно в старинном городе жил Мастер со своими учениками. Самый способный из них однажды задумался:

- А есть ли вопрос, на который наш мастер не мог бы дать ответ? (СЛАЙД № 2)

Он пошел на цветущий луг и поймал самую красивую бабочку.

(СЛАЙД № 3)

И спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках, живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

- Всё в твоих руках.

- Скажите, что же в руках мальчика? (Жизнь бабочки)

- Если мальчик сильно сожмет ладони, что произойдет? (Он убьёт бабочку, совершит зло)

- А если отпустит? (То совершит добрый поступок) Выключить слайд.

- Вот так и вся жизнь человека состоит из подобных ситуаций. На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом. И чтобы не ошибиться, нужно постоянно слушать голос своей совести.

1. Определение темы урока.(СЛАЙД № 4)

- Так что же такое СОВЕСТЬ? Это и есть главный вопрос нашего урока. Обратимся за помощью к предложенным вариантам. (СЛАЙД № 5)

- Итак, СОВЕСТЬ связана с человеком и её можно почувствовать. А более глубже разобраться с этим понятием поможет нам рассказ А.П. Гайдара «Совесть».

(СЛАЙД № 6)

2. Прогнозирование по названию.

- Дома вы познакомились с этим произведением, я думаю оно тронуло ваше сердце и вы задумались над ним.

- О чем этот рассказ, судя по его названию? (Ответы детей)

III. Изучение нового материала.

1. Словарная работа.

- В тексте вам встретились многосложные слова. Давайте их сначала прочитаем их по слогам, а затем полностью. (СЛАЙД № 7), (СЛАЙД № 8)

2. Анализ произведения.

Вопросы по осмыслению текста.

- Давайте вспомним содержание рассказа.

- Кто главный герой рассказа?

- Какой вы её представляете?

- Почему Нина не пошла в школу?

- Где она оказалась?

- Как она шла туда? Зачитайте это место.

Выборочное чтение.

- Понимала ли Нина, что поступает плохо?

- Какое настроение было у девочки в начале рассказа? Докажите словами текста.

- Что случилось дальше? (Наткнулась на малыша)

(СЛАЙД № 9)

- Как он оказался в роще?

- Он тоже прогуливал? Подтвердите словами текста.

- По каким признакам Нина догадалась, что он школьник?

- Как девочка отнеслась к малышу сначала? (Хотела пошутить)

- Как она с ним разговаривала ? (Строго)

- Найдем в тексте эти слова и почитаем по ролям. – С какой интонацией будут звучать слова девочки? (Строго)

Чтение по ролям

- Настоящая ли эта строгость? (Нет, она шутит)

- А слова мальчика как будем читать? (Удивленно)

- Удалось ли Нине подшутить над малышом? (Нет)

3. Работа с иллюстрацией.

- Всмотритесь в лица героев этой иллюстрации. Какие чувства они выражают? (Малыш был добродушный, честный, с доверчивыми глазами)

(Нина выслушала малыша, и у неё возникло чувство жалости к нему, она решила ему помочь выбраться из рощи)

- Почему Нина пошла провожать малыша, бросив книги и завтрак? Найдите эти слова в тексте.

-Что обнаружила Нина когда вернулась обратно? (Книги на месте, а завтрака нет) Зачитайте, что сделала Нина? (Села и заплакала)

- Почему плакала девочка?

( СЛАЙД № 10)

- В какой момент художник изобразил Нину? (Она обдумывает свой поступок, у неё тяжело на сердце)

- Почему вдруг так изменилось настроение девочки?

- Как об этом метко сказал Гайдар? Зачитайте это место в тексте.

- Что могло бы случиться с Ниной в роще?

- Сделает ли Нина выводы из случившегося? Повторит ли она свой поступок?

- Теперь представьте, что вы оказались в этой летней роще. (СЛАЙД № 11)


4. Физкультминутка.

- Закройте глаза и послушайте пение птиц. (Звукозапись)

- Отдохнули. Почему Нина не смогла насладиться природой и пением птиц? (Её грызла беспощадная совесть)

- Так что же такое СОВЕСТЬ? Беседа о совести.

- Совесть - это наш внутренний советчик и судья.

5. Виды чтения

- А теперь поработаем с текстом.

1. Игра «Исправь ошибку». Когда вы услышите неверное слово, то хором его исправляйте.

2. Чтение «Эхо»

3. – Найдите в тексте синонимы к следующим словам:

Догадалась, выбежала, прекрасную, лес, тайком.

4. – Зачитайте абзац, в котором заключается главная мысль текста.

6. Творческий пересказ.

- Я предлагаю вам побыть в роли писателей. Придумайте свой рассказ «Совесть» по данному началу: «Дима с другом играл с мячом дома и разбил мамину любимую чашку. Чтобы мама его не ругала, он сказал, что это сделал Полкан. Мама отругала собаку и выгнала её во двор….» - это и будет вашим домашним заданием.

7. Работа с планом.

- Посмотрите на слайд и расставьте предложения в правильной последовательности, т.е. составим план текста.

(СЛАЙД № 12)

8. Работа с пословицами. (СЛАЙД № 13)

- Давайте прочитаем пословицы и выберем одну, которая больше всего подходит к содержанию нашего рассказа.

9. Выводы из прочитанного рассказа.

Какой это рассказ: поучительный, познавательный или юмористический?

- Чему он нас учит? (СЛАЙД № 14)

- А написал этот рассказ детский писатель А.П. Гайдар.

Знает каждый гражданин советский –

Будь он молод или стар,

Что на свете жил писатель детский

Синеглазый богатырь Гайдар.

С юности, надев шинель солдата,

Защищал он Родину свою.

Был он лучшим другом всем ребятам

И за наше счастье пал в бою.

Страницы честных, чистых книг

Стране оставил в дар

БОЕЦ, ПИСАТЕЛЬ, ГРАЖДАНИН -

Аркадий Петрович Гайдар.

10. Биография писателя.

11. Выставка книг.



IV. ИТОГ УРОКА.

  1. Беседа:

- Ребята, вспомните, какие ещё рассказы мы читали на уроках внеклассного чтения о поступках детей, об их поведении, об умении дружить.

(Н. Носов «Огурцы», Ю. Ермолаев «Два пирожных», Н. Булгаков «Анна не грусти», В. Осеева «Синие листья», Н. Носов «На горке»)

- Все они учат нас поступать по совести, уметь дружить, уважать старших, учиться быть хорошими людьми.

- Ведь все начинается с малого. Жизнь постоянно ставит нас перед выбором: дома, в школе, наедине с собой. И мы порой не замечаем, как сами делаем этот выбор. Можно сделать вид, что не заметил тяжелую сумку в маминых руках, или старушку, которая не может перейти дорогу; можно позволить взять самый большой кусок торта; первым протиснуться к прилавку или в автобус; прочитать чужое письмо; не заступиться за товарища; спрятаться за чью-либо спину, позволяя себе мелкую ложь, маленькое предательство, грубость, малодушие, - мы идем на сделку со своей совестью, разрушаем свою личность. А чтобы делать правильный выбор в жизненных ситуациях нужно, слушать голос своей совести, ведь СОВЕСТЬ – это и есть голос твоего сердца. (СЛАЙД № 15)

- Я нашла вам такие слова, которые если вам понравятся – то они ваши. Разгадаем эти слова – Что живёт в сердце?

- Что мы храним в сердце?

- Что рождается в сердце, когда нам хорошо, весело?

- У любого поступка есть свидетель – это твоя? ( ДУША)

- Что есть сердце для нашего тела?

- Что рождается в сердце, когда сердимся?

- Что бы вы хотели изгнать из своего сердца?

- Изгоняйте гнев из своего сердца и живите в ладах с совестью. Пусть ваше сердце светится как солнышко для других людей. (СЛАЙД № 16)

V. РЕФЛЕКСИЯ

- Сегодня мы обсуждали поступки литературных героев, а теперь давай те оценим свои, только честно. Выберите подходящее сердечко к вашим поступкам.

Красное – всегда поступаю по совести.

Розовое – после сегодняшнего урока буду поступать по совести.

Желтое – мне трудно быть всегда правдивым, слушать голос своей совести.



- Я благодарю вас за работу и считаю, что девиз урока был выбран правильно.

- Помните, ребята, всё в ваших руках.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок внеклассного чтения во втором классе (А. П. Гайдар «Совесть»)

Автор: Бухтоярова Елена Алексеевна

Дата: 01.02.2018

Номер свидетельства: 454180


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства