kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения по произведению А.Гайдара "Совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке, работая с произведением, хотелось показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения по произведению А.Гайдара "Совесть"»

Урок разработала учитель начальных классов МАОУ СОШ № 2 г. Березники

Лоскутова С.Б.

Урок внеклассного чтения в 3 классе по произведению А.Гайдара «Совесть»

Цель:

создание условий для работы над развитием нравственных качеств личности, понятием «совесть» при работе с художественным текстом.

Задачи:

показать детям, что тема, затронутая автором, актуальна в жизни каждого человека;

развивать интерес к чтению;

учить видеть позицию автора, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

развивать творчество (изменять сюжет, придумывать продолжение рассказа);

формировать коммуникативные навыки работы в группах;

воспитывать уважение и вежливость во взаимоотношениях со старшими, любовь к своим близким, желание совершать добрые поступки;

воспитывать стремление поступать по совести.

Оборудование:

портрет писателя; рассказ А.П. Гайдара «Совесть»; выставка книг А.П. Гайдара; мультимедийный проектор; карточки с заданиями (для работы в группах);

Тип урока:  работа с художественным текстом, новый материал.

Технология:  развитие критического мышления через чтение и письмо.

Приёмы, используемые на уроке:

выборочное чтение;

обращение к личному опыту учащихся;

кластер;

синквейн.

Девиз урока: (Записано на доске)

«Живи так, чтобы тебе не было стыдно за свои поступки».

Ход урока

I.Организационный момент

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все с улыбочкой вздохнем

И наш урок начнем.

II. Проверка домашнего задания.

- Ребята, дома вы прочитали рассказ А.П.Гайдара «Совесть».(слайд портрет писателя). Сегодня на уроке мы с вами будем обсуждать это произведение. Но сначала я хотела бы немного рассказать об этом замечательном человеке. Чем же он прославился? Почему до сих пор его произведения дети читают с удовольствием?

Гайдар Аркадий Петрович родился 9 января 1904 года в семье учителя во Льгове. Свое детство он провел в Арзамасе. Аркадий Петрович окончил пехотные курсы, а когда началась первая мировая война и отца забрали в солдаты, он через месяц сбежал из дома, чтобы ехать к отцу на фронт. В девяноста километрах от Арзамаса его задержали и вернули. Позже, в четырнадцать лет, он встретился с большевиками и в 1918 пошел добровольцем в Красную армию. Он был физически крепким и рослым парнем, и после некоторых колебаний его приняли на курсы красных командиров. Ему пришлось воевать и на Украине, и на польском фронте, и на Кавказе. В четырнадцать с половиной лет он командовал на петлюровском фронте ротой курсантов, а в семнадцать лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом. Со времен гражданской войны Аркадий Петрович отличался жестокостью, страдал запоями, часто его мучили кошмары. Его детская психика не выдержала жестокостей Гражданской войны. 
В декабре 1924 Гайдар ушел из армии по болезни после ранения и контузии. Он начал писать книги. В этом деле его помощниками стали К. Федин, М. Слонимский и С. Семенов, которые разбирали с ним каждую строчку, критиковали его и объясняли основы литературного мастерства. 
Осенью 1932 года Гайдар решил поселиться в Москве. В те времена он был еще малоизвестен и небогат. Но его произведения уже начинали публиковаться в Москве и вскоре принесли ему широкую известность и славу. В середине 30-х он женился во второй раз, от первого брака у него уже был сын Тимур, он также удочерил дочь своей второй жены Женю. Именами своих детей Гайдар назвал главных героев книги «Тимур и его команда», вышедшей в 1940 году. В 30-е годы были опубликованы многие из его самых известных произведений, такие как: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Дым в лесу», «Голубая чашка», «Чук и Гек», «Судьба барабанщика».
Во время второй мировой войны Гайдар отправился на фронт военным корреспондентом. Он много ездил по стране, встречался со многими людьми, вел насыщенную жизнь. Свои книги он писал на ходу, в поездах, в дороге. Твердил наизусть целые страницы, а потом записывал их в тетрадях. 
Однажды его часть попала в окружение, и писателя хотели вывезти на самолете, но он отказался покинуть товарищей и остался в партизанском отряде как рядовой пулеметчик. 26 октября 1941 на Украине, под деревней Ляплявою, Гайдар погиб в схватке с фашистами.

- Ребята, а кто из вас читал произведения этого писателя? (ответы детей)
III. Работа с текстом.

- Итак, дома вы познакомились с рассказом. Какие чувства, эмоции вы испытываете после его прочтения? (ответы детей)

- Как вы думаете, почему Аркадий Гайдар так назвал свой рассказ»?

- Как вы объясните, что такое совесть? (ответы детей)

- Это хорошее человеческое качество? Почему? (ответы детей)

– Как вы понимаете слова: украдкой, шмыгнуть, смекнуть?

Вопросы по осмыслению текста:

– Почему девочка оказалась в роще? Что она там делала? Какое у неё было настроение?

Проведём исследование.

– Какое впечатление произвела на вас Нина?

Заполнение кластера:

- Ребята, какой Нина была до встречи с малышом?






Нина









Ответы детей (веселая, легкомысленная, беззаботная, недисциплинированная).

- Как вы считаете, правильно поступила девочка?

Исследование.

– Каким был мальчик, которого встретила Нина?

Работа с карандашом: (Дети выделяют отрывки в тексте и читают)

– Почему Нина строго назвала малыша «несчастный прогульщик»?

– Как вы думаете, она сердилась на мальчика? (Нет. Она решила подшутить). Выбор настроения – «серьезное».

– Давайте подберем слова, характеризующие малыша.

Заполнение кластера.





малыш







Ответы детей (смешной, доверчивый, забавный, правдивый, добродушный, искренний).

- Ребята, как вы понимаете выражение: «Грызла беспощадная совесть»? (ответы детей)

- Какие чувства испытывала Нина после встречи с малышом? Как у нее было на душе?

(ответы детей, заполнение второй части кластера)

Анализирование:

– Сейчас мы поработаем в группах.

– Какие правила работы в группе нужно соблюдать?

– Каждая группа получит задание. Постарайтесь прийти к общему мнению и четко высказать его.

Задания группам:

- Ребята, вам необходимо составить синквейн на заданную тему. Один человек от группы подходит к учительскому столу и выбирает одну карточку с определенной темой. (Нина, малыш, рассказ, урок).

Проверка синквейнов:

IV. Работа с пословицами:

- Ребята, выберите те пословицы, которые могут относиться к нашей теме:

Совесть без зубов, а грызет.

Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет — и совести нет.

Счастлив тот, у кого совесть спокойна.

- Да, они все подходят. Как вы их можете объяснить?

V. Подведение итогов:

- Ребята, чему может научить этот рассказ? Какие выводы можно сделать?(ответы детей)

- Заканчивая наш урок, я хочу поблагодарить вас за вашу работу. Надеюсь, что в вашей жизни таких ситуаций не будет. И хочу пожелать вам всегда поступать по совести! Спасибо за урок!








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок внеклассного чтения по произведению А.Гайдара "Совесть"

Автор: Лоскутова Светлана Борисовна

Дата: 10.12.2018

Номер свидетельства: 489881


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства