kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок внеклассного чтения. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка поможет учителю при  подготовке к уроку внеклассного чтения

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок внеклассного чтения. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка»»

Урок внеклассного чтение.

Тема. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка».

Цель: создать условия для ознакомления с рассказом Н.Г. Гарина-Михайловского «Тёма и Жучка», для осознанного восприятия литературного произведения, формировать представления о положительных чертах характера героя, способствовать развитию критического мышления, через анализ произведения, отработка приемов «мозговая атака», «направленное чтение», помочь осознать и сформулировать главную мысль рассказа; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, к животным, умение сострадать и быть добрым.

УУД:

Личностные: проявляют эмоциональное восприятие чувств, поступков героя литературного произведения, различают основные нравственно-этические понятия, высказывают своё мнение о прослушанном произведении и уважают мнение собеседника.

Метапредметные:

регулятивные – принимают позицию слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

познавательные – знакомятся с рассказом Н.Г. Гарина-Михайловского, формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения, выделяют слова, в которых слышится авторское отношение к герою;

коммуникативные – умеют высказывать и пояснять свою точку зрения, овладевают основами коммуникативной деятельности;

Предметные: овладевают приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, формируют необходимый уровень читательской компетенции.

Оборудование: компьютер ( презентация), учебник, доска, сердечки из бумаги.

Ход урока

I. Организационный момент.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Девиз: «Чтобы урок пошёл каждому впрок, активно включайся в работу дружок!»

II. Речевая разминка

Проговорить скороговорку: Наш Полкан попал в капкан.

III. Проверка домашнего задания

1.Блиц-опрос

- А теперь начнём с проверки домашнего задания.

- Над каким произведением работаем? Кто автор? Что вы можете о нём рассказать.

(Настоящая фамилия писателя – Михайловский. Псевдонимом “Гарин” он обязан собственному маленькому сыну, которого звали Гари.


Николай Георгиевич Гарин-Михайловский родился в 1852 году в Санкт- Петербурге. Отец его был боевой офицер. Детство провёл в г. Одесса. Закончил институт путей сообщения. Работал инженером. Писать стал к 40 годам.

В 1890 году появилась автобиографическая повесть «Детство Тёмы»

В 1893 году – «Гимназисты»

В 1895 году «Студенты»)


Много путешествовал: исколесил всю Россию, побывал в Японии, Америке, Европе, Северной Корее и Маньчжурии.

Было у Гарина-Михайловского 11 своих и трое приемных детей! И вправду, детей в семье писателя никогда не наказывали, одного его недовольного взгляда было достаточно.

2.Игра «Спринт»

- Хочу проверить, как вы знаете содержание текста: вы должны будете выбрать правильный ответ из трёх вариантов, и записывать на листочке цифру.

А) Когда происходит действие в отрывке:

1. Рано утром.

2. Ночью.

3. Днём.

Б) Почему на террасе было светло?

1. Светило яркое солнце.

2. Была стеклянная дверь.

3. Тёма светил фонариком.

В) Что царило в столовой и саду?

1. Порядок.

2. Беспорядок.

3. Это не описано.

Г) Как слез Тёма со стены?

1. Спустился по верёвке.

2. Спрыгнул.

3. Обошёл стену.

Д) Что услышал Тёма у колодца?

1. Лай.

2. Ничего.

3. Стон.

Е) Что испытывал Тёма, когда лез в колодец?

1. Радостное возбуждение.

2. Злость.

3. Страх.

Ж) Как вёл себя Тёма, когда вылезал из колодца?

1. Плакал.

2. Звал на помощь.

3. Успокаивал себя.

(Один из учеников читает вслух ответы. Учитель и ученики проверяют.)

- Оцените свою деятельность. Поднимите вверх руку, кто не допустил ни одной ошибки в игре; одну ошибку; две и более ошибок? Похвалите себя или будьте внимательны!

3. Фаза вызова интереса.

« Тема и Жучка» - О ком рассказ? Что их связывает, почему они вместе?

IV. Сообщение темы.

-Сегодня мы продолжаем работать над произведением Гарина-Михайловского «Тема и Жучка»

-Кто главный герой нашего произведения?

-Что он сделал?(совершил поступок)

-Поэтому нам важно сегодня выяснить, какого рода эти поступки положительные или отрицательные. Почему он совершал их и с какой целью. Как другие персонажи относятся к нему. Определить главную мысль произведения. И выяснить какие качества главного героя вы хотели воспитать в себе.

-Для того, чтобы оценить ваши знания, в ходе урока за правильный ответ, активную работу, вы будете получать жетоны - в форме сердечек. По количеству набранных сердечек - вы будете оценены.

V.Работа по теме.

1.Мозговая атака. ?????

- Что вы знаете о собаках?

(верный друг, помощник человека, стерегут границу, помогают во время охоты, украшают жизнь, охраняют стада овец и коров, охраняет жилище, собака-поводырь, помогали во время войны, побывали в космосе, лучшее домашнее животное, готова жертвовать собой во имя человека, полноправные члены семьи, играют с детьми)

- Мы еще раз сказали, что собаки делают для человека: спасают, охраняют, помогают и т. д. А сегодня мы узнаем, как поступает маленький мальчик, когда его собака оказывается в беде.

2. Осмысление.

Прием «Направленное чтение» (Учащиеся читают по смысловым частям).

- С какого вопроса начинаются все события?(«Няня, где Жучка?»)

- Что ответила ему няня?

(«И-и, – отвечает няня, – Жучку в старый колодезь бросил какой-то ирод...»)

- Как вы оцениваете поступок того неизвестного, кто бросил Жучку в колодец?


Тёма встречается со злом.

- Какое чувство вызывает у Тёмы этот бессердечный поступок? (ужас)

Найдите в тексте подтверждение ваших слов.

( «Тёма с ужасом вслушивался в слова няни...»)

- Какие мысли «роем теснились в голове мальчика»

- Какие планы мелькали у него в голове?

-Куда и с чем отправился Тема?

- С какими словами обращается к собаке мальчик? («Милая, Жучка! Милая, милая, я сейчас тебя вытащу!»)

- Но почему, же Тёма все-таки спускается в колодец? (У него нет другого выхода)

- «...подниматься труднее...» Почему?

– Этот эпизод имеет большое значение для раскрытия не только характера Темы, но и главной мысли произведения. Прочитаем часть этого эпизода.

- «Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Темы мало...»

- Какими словами мальчик успокаивает себя? Найдите этот отрывок.

(«Не надо бояться, .. Стыдно бояться! Трусы только боятся!..»

-С чем сравнивается жизнь Темы?

( Автор сравнивает жизнь, которая висит на волоске, со свечой, готовой погаснуть от малейшего дуновения.)

- Сумел ли Тёма одолеть зло, страх, болезнь, трудности и смерть? Найдите в последней строчке слова, которые точно характеризуют Тему и указывают на то, что помогло ему преодолеть все препятствия.

- Горячая, любящая душа.

VI.Физкультминутка

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись

VII. «Любовь побеждает….»

1.Кто из вас, глядя на схему, попытается сформулировать главную мысль рассказа?






Центральная надпись: «Любовь побеждает» – закрыта. Открывают после того, как дети самостоятельно сформулируют главную мысль произведения.

– Тёма – благородный мальчик с любящей душой. Он на деле доказывает любовь к своему четвероногому другу. Добрые дела оказываются сильнее зла, а горячее, любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу. Добрые дела требуют от человека напряжения всех его душевных сил – только тогда добро будет сильнее зла.

Теперь, когда вы столько узнали о Теме и Жучке

Составьте словесный портрет каждого.


2 . Составление кластера:


Тёма







ТЁМА - смелый, впечатлительный, самостоятельный, мужественный, добрый, отзывчивый

3.Составьте словесную характеристику Тёмы. Выберите слова, соответствующие его характеру: милосердный, заботливый, жестокий, трусливый, впечатлительный, беспокойный, самотверженный, чуткий, отзывчивый, внимательный, умный, мужественный, храбрый.

Составьте словесную характеристику Жучки. Выберите слова, соответствующие её образу: добрая, ласковая, сердитая, преданная, грустная, злая, внимательная, смышленая, глупая, сообразительная, игривая, дружелюбная, милая, веселая.



Жучка






Вывод: Можно ли Тему назвать человеком с « золотой душой».

4. Работа в парах. (На отдельных листах.)

- Работая в парах, найдите во второй части рассказа описание колодца. Вставьте пропущенные слова.

Фонарь тускло освещал………….сруб колодца, теряясь всё глубже и глубже в охватившем его ………….. , и наконец осветил самое дно.

Мягко сверкнула перед Тёмой в ………. глубине мрака ………..

гладь …….. поверхности, тесно обросшая со всех сторон ………. стенками ………….. сруба .

Каким-то …………… пахнуло на него со дна этой далёкой, нежно светившейся, ……… глади.

Ребята (1 пара) выходят к доске и зачитывают ответ. Учащиеся анализируют его, подводят итог.

- Что мы узнаём из описания колодца? (Старый, гнилой, неприятный запах гнили.)

5.Работа над пословицами

- А теперь пришло время вспомнить пословицы.

Нет друга – ищи, а нашел – береги.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Друг познается в беде.

Собака – друг человека.

- Какая из них подходит к рассказу?

- Когда мы прочитали произведение, какие мысли и представления у вас появились о Теме?

У них большая крепкая дружба, автор учит нас, читателей, быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг другу и животным. И хотя собаку можно купить, дружбу ее не приобрести ни за какие деньги. Цена дружбы доверие. Ежедневно, и терпеливо занимаясь собакой, мы воспитываем друга.

- Можно сказать, что Тема настоящий друг?

6.Заключительное слово учителя:

Тема- добрый, смелый, благородный мальчик. Он на деле сумел доказать преданность и любовь к своему четвероногому другу. Он сумел доказать на деле, что настоящая дружба и любовь способны преодолеть зло, а горячее, любящее сердечко способно преодолеть страх и подарить жизнь другому существу.

7.Рефлексия. (письменная)

Составим синквейн

1 ряд. составит на тему

Тёма.

Верный, настоящий.

Выручает, помогает, спасает.

Друг познается в беде.

Дружба.

2 ряд. составит на тему

Жучка.

Игривая, ласковая.

Благодарит, любит, верит.

Собака – друг человека.

Доверие.

3 ряд. составит на тему

Друзья.

Верные, надёжные.

Помогут, спасут, выручат.

Никогда не подведут товарища.

Дружба.

Рефлексия устная.

Как бы вы поступили на месте Темы?

Хотели бы вы иметь такого друга как Тема?

О чем бы вы хотели рассказать своим товарищам после этого урока?

Выполнили ли мы поставленную перед собой цель?

Что особенно было интересно?

Как бы вы оценили себя?

Что ж, поработали дружно,

Теперь оценить себя нужно.

Что на нашем уроке показалось вам интересным, важным? Что заставило вас задуматься?

Е сли вам понравился урока, если история Темы и Жучки затронула ваше сердечко, если она помогла понять всю ответственность человека за жизнь братьев наших меньших, то ПОДНИТИТЕ СЕРДЕЧКИ, КОТОРЫЕ ЛЕЖАТ У ВАС НА ПАРТЕ

Звучит песня о дружбе «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит

Вот, что значит настоящий верный друг »

Домашнее задание

Написать мини-сочинение на тему: «Подвиг Тёмы», которое бы начиналось словами: «Я считаю, что Тёма совершил подвиг, потому что…»





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок внеклассного чтения. Н.Г. Гарин-Михайловский. «Тёма и Жучка»

Автор: Демиденко Ирина Константиновна

Дата: 25.10.2020

Номер свидетельства: 561236


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства