ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, ребята! Ребята! Сегодня на нашу викторину пришли гости. Я приглашаю их на сцену (к доске).
ВЕДУЩИЙ: Все они в масках. Давайте попробуем угадать, какой знак препинания скрывается за каждой из них.
1 маска: Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом. (?)
(Маска достает из кармана вопросительный знак, открывает лицо.)
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЙ ЗНАК: Разные вопросы задаю я вам:
Как? Откуда? Сколько? Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая? Отчего? О ком?
Что? Кому? Который? Чья? Каким?
Вот какой я мастак, Вопросительный знак!
ВЕДУЩИЙ: Прошу вторую маску загадать загадку.
2 маска: Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца. (!)
(2 маска достает из кармана восклицательный знак, открывает свое лицо).
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЙ ЗНАК:
Правильно, ребята!
Обычно в предложении
Стою я для того,
Чтоб выделить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество…
Мне право от рождения
В грамматике дано:
Где я,
То предложение С особым выражением
Произнестись должно!
ВЕДУЩИЙ: Следующая маска, ваша загадка.
3 маска: Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть. (.)
(3 маска открывает свое лицо)
ВЕДУЩИЙ : Точка пришла к нам, чтобы рассказать одну забавную историю.
ТОЧКА: (достает из кармана шапочку с изображением божьей коровки, надевает ее на голову).
Брошенный кем-то
Тетрадный листок
Божьей коровки
Внимание привлек.
Что здесь написано?
Каждую строчку
Лапками щупала
Долго она.
И, наконец, обнаружила…
Точку.
Божья коровка удивлена:
Кто умудрился и, главное, как
Снять со спины у меня
Этот знак?
ВЕДУЩИЙ: А теперь прошу представится остальных. Ведь эти знаки препинания встречались нам не так часто. (Остальные маски называют себя и показывают. Доставая из бумажного кармана знаки препинания).
МНОГОТОЧИЕ:
Я – многоточие.
Обо мне сложены такие строчки:
Стоят три кумушки рядком.
Ведут беседу они тайком,
Какими – то далекими
Туманными намеками…
ДВОЕТОЧИЕ:
Я – двоеточие.
Обо мне говорят так:
Двоеточие глазастое.
Ходит знаниями хвастая:
Так и хочется ему
Разъяснить нам, что к чему…
ТИРЕ:
Я – тире.
Лягу палочкой на строчку.
Проходите по мосточку.
СКОБКИ:
Мы – скобки.
Словам раскрываем объятья:
Ждем в гости вас, Милые братья!
КАВЫЧКИ:
Мы – кавычки.
О нас есть такие стихи:
Всегда подслушать норовят
То, что другие говорят…
ВЕДУЩИЙ: Вот и все наши гости. Прошу садиться.
УЧЕНИК (шумно выбегает к доске): Что же это такое? Еще один знак препинания забыли. Не пригласили. А он на нас обижается. Вот так всегда. Многие ребята о нем забывают в своих сочинениях.
ВЕДУЩИЙ: Кого ж мы забыли?
Кого не пригласили?
КЛЯКСА:
А, это вы не пригласили ту, о которой говорят:
Выйдет на дорожку
Всем подставит ножку.
УЧЕНИК:
Нет, нет! Так говорят ее враги. Она, наоборот, помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Ребята, вы догадались. Оком идет речь?
ДЕТИ:
Речь идет о запятой.
УЧЕНИК:
Да, да! Это- о запятой. Многие вежливые слова любят стоять с ней рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания. А как меня она выручила однажды! Вот послушайте.
КАЗНИТЬ , НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ
УЧЕНИК: И тогда царь сказал, что жизнь моя зависит от правильной постановки запятой.
ВЕДУЩИЙ: Казнить, нельзя помиловать.
УЧЕНИК: Да, так получилось, но я был дружен с запятой, и она помогла мне. (Ученик достает карточки и продолжает.) И получилось.