Просмотр содержимого документа
«Урок в 1 классе на тему «Согласные звуки [п] и [п'], буквы П, п. Красуйся, град Петров!»»
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 149 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Урок в 1 классе
на тему
«Согласные звуки [п] и [п'], буквы П, п. Красуйся, град Петров!»
Подготовила
учитель начальных классов
Боева Лилия Александровна
Донецк
2020
Тема. Согласныезвуки [п] и [п'], буквы П, п. Красуйся, град Петров!
Цели урока: ознакомить учащихся с согласнымизвуками [п] и [п']. буквой П, п; формировать и развивать ценностное отношение учащихся к совместной учебно-познавательной, учебно- практической деятельности по определению согласных звуков в словах на основе звуковой модели слова и применению изученных букв при работе со слогами, словами и предложениями ; способствовать продуктивному формированию навыков сознательного, выразительного, правильного чтения;
расширить знания детей об окружающем мире;воспитывать гражданскую позицию на основе духовных и культурных ценностей России;
формировать уважительное отношение к труду и людям разных профессий.
Планируемые результаты УУД:
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; обнаруживать и исправлять ошибки;
- выделять звуки из слов, характеризовать их, сравнивать, обозначать буквой, определять место новой буквы на «ленте букв»;
- читать слоги и слова с изученными буквами;
- читать текст вслух;
- уважение к духовным и культурным ценностям России через понимание роли и значения деятельности Петра I для развития нашего Отечества;
- проявление уважения к труду, к профессии родителей через знание и понимание значения их профессии для общества;
- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Давайте с вами вспомним, о какой букве шла речь на прошлом занятии? (О буквах Е, е)
- Дайте характеристику этому гласному. Можете воспользоваться лентой букв.
- Давайте потренируемся в чтении с этим гласным звуком.
На доске:
лес ел
леса ела
река ели
реки ест
- В чём различие слова « ели»? ( процесс еды, дерево)
4. Поиграем в игру «Доскажи словечко».
Наша речь состоит из …
Звуки бывают…
При произнесении гласного звука…
При произнесении согласного звука…
Согласные бывают…
Гласные звуки а, о, у, ы обозначают…
Гласные звуки и, е обозначают…
Буква е в начале слова…
5. Проблемная ситуация, определение темы и цели урока.
(Слайд 4 )
– Назовите предметы, изображённые в 1 группе. (Повар, кошка, коза.)
– Исключите одно слово из первой группы по самостоятельно выбранному признаку. (Повар, так как начинается со звука [п], а остальные слова со звука [ к], оканчивается на согласный звук, а другие на гласный [а].
– Какое слово можно исключить из второй группы? (пилот, так как в нём 2 слога, а в остальных словах по 3 слога, слово пилот оканчивается на согласный, а другие на гласный [а].
- Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Слово повар начинается со звука [п], а слово пилот (Печкин)– со звука [п']. Значит, тема сегодняшнего урока – «Звуки [п, п' ] и буква, которая их обозначает».)
Познакомимся с … (новой буквой и звуками.)
Научимся слышать и отличать … (звуки [п] и [п’] от других звуков.)
Учиться читать … (слоги, слова и предложения с новой буквой.)
6. Изучение нового материала.
1) Звуко-буквенный анализ слов «повар» и «пилот».
Сравнение первых звуков в словах.
- Какие же первые звуки в этих словах?( [п], [п']). (Слайды 6-7 )
- Итак, мы выяснили, что звук [п] – согласный, глухой, в словах бывает твёрдым и мягким.
- звуки [п] , [п’] согласные, т.к. губы смыкаются, воздух толчками выходит из ротовой полости, зубы при этом не касаются друг друга, а язык свободен.
- Назовите слова где еще есть звуки [п], [п']. Где может стоять звук в слове?
3) Знакомство с буквой П, п. (Слайд 8 )
– Кто знает, какой буквой обозначаются эти два звука? Как правильно она называется ? (Варианты ответов детей.)
– Давайте пофантазируем, на что похожа буква п?
– Как вы думаете, для чего нужны две буквы: заглавная и строчная? (Варианты ответов учащихся.)
–А как думаете, где поселится буква п на ленте букв ? На верхнем или нижнем этаже? Почему? (обозначает глухие звуки)
7. Физкультминутка.Игра «Светофор»
4) Чтение слогов (Слайд 9 )
5) Отгадывание загадок (Слайды 10-14 )
- А кто по профессии Печкин? (Почтальон)
- Какова работа почтальона?
-Узнайте, о каких профессиях пойдет речь в загадках.
-Скажите, какой звук вы слышите в начале этих слов.
-С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники,
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы? (Пожарники)
-Мама –золотые руки
Шьет рубашки, платья, брюки.
Ух ты, ведь сестренка Света
Вся с иголочки одета. (Портниха)
-У этой волшебницы,
Этой художницы
Не кисти и краски,
А гребень и ножницы.
Она обладает таинственной силой:
К кому прикоснется,
Тот станет красивый. (Парикмахер)
- Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар)
- Что общего между этими словами?
- А какие еще профессии начинаются на букву П?
(Пианист, писатель, полицейский, пилот, плотник.)
- А вот еще одно задание от Печкина.
( Работа в группе. Составить из слов предложение.)
«Все профессии важны, все профессии нужны»
8. Работа по сюжетной картинке учебника (с. 79)
- Дайте имена детям. Кем мечтают стать дети? Составьте предложения о детях. Как называется инструмент в руках у Паши? Что он им делает? Кем хочет стать Паша? Миша мечтает стать поваром. Бабушка учит Мишу готовить. Он испек пирожки.
- Кем вы хотели стать? Что вы знаете о профессии? Кем работают ваши родители? ( Дети рассказывают о своей будущей профессии, о профессии мамы или папы.)
9. Чтение пословиц (с. 79)
- О профессии плотника есть много пословиц. Мы их сейчас прочитаем.
(читаем по одной пословице)
- Хороший плотник и в поле работник. (Хороший плотник строит хорошие дома и приносит человеку счастье, тепло, добро. Хороший работник – он и хороший труженик в поле, на заводе, всюду.
- При хорошем плотнике, у плохого руки трясутся.(Плохой плотник – это плохой, неумелый работник. Когда он видит хорошего, умелого человека, хорошего работника, он трусит.)
- Плотника не шуба греет, а топор.(Плотник-рабочий человек, он трудится с помощью топора, который требует от него много сил, старания и упорства, поэтому человеку не холодно даже в лютый мороз.)
- Назовите тему пословиц. ( Пословицы о труде.)
- Какая из пословиц вам понравилась больше всего? Почему?
- Составим звуковую модель слова плотник.
- Выделение, характеристика звука [п] в слове «плотник». С какого звука начинается слово? Расскажите о нем. (Согласный, твердый, глухой.)
10.Физкультминутка. Игра “ Кулачок-подушечка”. Определи твердость-мягкость.
- Итак, я говорю слова, если в слове звук (п) твёрдый – стучим кулачком, если (п) мягкий – прижимаем к себе.
- Прочитайте предложение вверху страницы. (О чем это предложение? Так назвал А.С. Пушкин « Град Петров»- город Петербург- один из красивейших городов России и мира. Чтобы построить город, пришлось осушить много болот.)
- Беседа по иллюстрации.
- Вы видите иллюстрацию фрагмента истории Российского государства трёхсотлетней давности.
- Кто знает, как звали этого русского царя?
- Что вы знаете о русском царе Петре I?
Был первым русским императором и открыл «окно» в Европу.
Ученик 1 : .Петр I – русский царь. Это был необычный царь. Он жил более 300 лет назад. Много путешествовал по разным странам. Всю свою жизнь учился. Знал много ремесел. Он основал русский военный флот, одержал много военных побед. При Петре I начали строить северную столицу России, которую назвали в честь царя Петербургом («городом Петра»)
Ученик 2: « Кем мог быть этот человек?"Любил он всё делать сам. Оттого с рук его не сходили мозоли. Чтобы всё успеть, с трёх часов утра был он уже за делом. Он быстро осваивал любое ремесло: мастерил лодки, стулья, посуду, табакерки. Считался опытным зубным врачом.. Но особенно привлекало его корабельное дело… Рост этого человека 2 метра 4 сантиметра. Одевался скромно, носил простой немецкий кафтан, только в холод надевал шапку».
- Чтение учителем отрывка из стихотворения А. С. Пушкина (с. 78).
- Какие слова в этом стихотворении вам были непонятны ?
12. Закрепление изученного материала.
Чтение слогов вслух хором, «цепочкой»:
по пы па пу пи пе
- Назовите твердые слияния; мягкие слияния.
/На доске: па по пи пу пе пы/
13. Подведение итога урока.
Самооценка собственной деятельности.
- Оцените, чему вы научились на уроке: Я научился (лась) … . Я понял (а) … . Я смогу… . Мне было сложно на уроке…