Урок трудового обучения "Изготовление помпонов из подготовленной основы"
Урок трудового обучения "Изготовление помпонов из подготовленной основы"
познакомить с профессией дизайнера, формировать у учащихся приемов решения несложных дизайнерских задач, довести до сознания новую технологию работы с нитками; учить изготовлять помпоны;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок трудового обучения "Изготовление помпонов из подготовленной основы"»
Трудовое обучение
Тема: Изготовление помпонов из подготовленной основы.
Цели: познакомить с профессией дизайнера, формировать у учащихся приемов решения несложных дизайнерских задач, довести до сознания новую технологию работы с нитками; учить изготовлять помпоны; соблюдать правила безопасной работы с циркулем, иголкой, ножницами, применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать, разрезать), оформлять изделия по собственному замыслу; развивать пространственные представления, творческое воображение; мышление, внимание, глазомер; воспитывать бережное отношение к вещам.
Планируемые результаты:
Предметные: развивать мелкую моторику рук; воспитывать умение работать в коллективе, воспитать аккуратность и трудолюбие.
Метапредметные :
Познавательные УУД: анализировать и читать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы) и выполнять по ним работу, планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
Регулятивные УУД: организация рабочего места, рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов, постановка учебной задачи, рациональное использование и расходование материалов.
Коммуникативные УУД: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками.
Личностные УУД: соблюдение при работе безопасных приёмов труда, осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата, формирование бережного использования и экономного расходования материалов, формирование интереса к труду.
Тип урока: урок усвоения нового материала и применения полученных знаний и умений.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная, в парах.
Методы обучения: наглядные, объяснительно-иллюстративный, словесный, репродуктивный, метод опоры на жизненный опыт, самоконтроль.
Оборудование: нитки, ножницы, картон, клей, презентация, шаблоны, видеоматериал, картинки, пословицы, текст для чтения.
Ход урока
Организационный момент.
1. Приветствие
-Встали все ровно. Тихонько сели.
Руки? -(На месте!)
Ноги? - (На месте!)
Локти? - (У края!)
Спина? - (Прямая!)
2.Психологический настрой. (улыбнулись друг другу)
3.Проверка готовности учащихся к уроку
- Прежде, чем приступить к работе, давайте проверим, все ли у вас готово к уроку. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах.
Чтоб работа закипела, Приготовьте всё для дела, Будем клеить, мастерить- Всё должно в порядке быть. Ножницы, бумагу, клей Клади на место поскорей. Не забудь про нитки- Они сегодня нам нужны. В порядке вещи содержи. - Все готовы? Молодцы!
Сегодня мы проводим урок – мастерскую «Наши руки не для скуки».
-Прочитайте пословицы:
«Торопливый всегда дважды вяжет»
«Кто аккуратен, тот и людям приятен»
-Как вы их понимаете?
4. Вхождение в тему.
Наше занятие хочется начать с девиза:
«Мы, трудиться очень любим, нам трудиться нравится, Каждый сладит с трудным делом, с любой работой справится»
-Какую тему мы изучаем? (Гармония стиля)
-А что такое гармония? (Гармония понятие многогранное, гармония всегда была, есть и будет категорией эстетической неотъемлемо связанной с красотой и чувством прекрасного, в которой гармонично смешаны прическа и макияж, стиль одежды и силуэт, фактура и рисунок ткани)
-С какими материалами мы работали на прошлых уроках? (нитки, картон, бумага)
II. Повторение пройденного материала.
-Для того чтобы научиться правильно работать с нитками, вам предстоит еще кое-что узнать об этом «волшебном материале». Ребята, с какими нитками вы уже встречались?
– Швейные нитки. Они используются для шитья.
– Есть нитки вышивальные. Они используются для вышивания.
Учитель.А чем занимаются многие бабушки по вечерам?
– Они вяжут.
Учитель.Как называются нитки, которые используются для вязания?
– Такие нитки называются вязальными.
Учитель.Знаете ли вы, из чего делают эти нитки? Эти нитки делают из шерсти. Шерсть мы берем у животных. Как вы думаете – у кого?
– Шерсть дают овцы, козы, кролики.
Учитель.Самой распространенной является овечья пряжа. Чем отличаются вязальные нитки от швейных?
– Они отличаются толщиной.
Учитель.Поэтому, работая с ними, толщину ниток надо учитывать: если вы будете резать их, то не берите сразу много, т. к. ножницы «не возьмут такую толщину». Запомните это, потому что сегодня для работы это вам пригодится.
-Вспомните классификацию профессий по предмету труда. Какие типы профессий вы знаете? Приведите примеры.
-Что является предметом труда данных профессий?
-Сегодня мы подробнее остановимся на профессиях типа «Человек - художественный образ». Главный предмет труда –– художественные образы. Примеры профессий: поэт, скульптор, дирижер, художник, дизайнер.
III. Освоение нового материала
1. Наша задача- познакомиться с одной из профессий этой группы и попробовать свои силы в данной области. Это профессия «Дизайнер».
Цель профессии дизайнер: помочь людям увидеть красоту в обычных вещах, сделать их жизнь более яркой, комфортной, радостной.Дизайнер одежды - это изобретатель. Он придумывает модели одежды, детали, аксессуары. Придумывает и адаптирует их к повседневной нашей жизни. В противном случае, как бы красиво и роскошно не выглядели идеи, они не будут востребованы.
Немного фантазии, юмора, плюс всевозможные остатки пряжи и, конечно, любовь к рукоделию – вот и все, что нужно для освоения несложной техники изготовления украшения и игрушек из….
А вот из чего мы узнаем, если перенесемся на игру «Поле чудес».
(на доске прилеплено слово «помпон» вниз буквами).
Здесь закрыто слово, которое обозначает элемент на детской шапочке.
п
о
м
п
о
н
- В словаре русского языка С. И. Ожегова написано: «….. – это шарик из мягкого материала на головном уборе, домашних туфлях, на бахроме». Отгадайте, что это может быть? (ПОМПОН).
- Как вы думаете из чего мы его будем изготавливать?
2. Чтение текста и обсуждение его содержания.
- Прочитайте текст, который лежит у вас на партах.
В каждом доме есть вязаные вещи, которые вышли из моды, потеряли форму, стали малы. Неужели их нужно выбросить на свалку? Дадим им шанс послужить нам ещё. Стоит привести их в порядок: выстирать, высушить, распустить, смотать в клубки и вот уже готова замечательная пряжа различного цвета для поделок. Такие нитки годятся как для вышивки, так и для изготовления забавных куколок, зверюшек, помпончиков для шапок. Помпончики очень неприхотливы. Их можно сделать из любой пряжи: новой или остатков, старой распущенной, буклированной, ворсистой, гладкой и т. д. Помпончики всегда получаются мягкими, пушистыми и забавными!
Вы видели или даже носите на своих вязаных шапочках и шарфиках круглые пушистые помпончики. Они очень забавные и украшают одежду. А вы знаете, что из них можно придумать и сделать самые разные и удивительные поделки для себя и своих друзей? Для детской одежды помпоны - самая незаменимая вещь, они радуют малыша и окружающих. (демонстрация образцов изделий)
Вот и вы сегодня научитесь делать помпоны, а потом и такие симпатичные игрушки из них. (Показ образцов изделий.)
3. Сообщение из истории.
Интересно то, что помпон приобрел большую популярность не в наше время, а гораздо раньше.
Помпон был очень популярным элементом военной формы. Например, в военной форме русской армии XVIII века помпоны считались одним из знаков различия. По их цвету можно было отличить унтер-офицера от солдата. У солдат помпоны были одноцветные, а у унтер-офицеров – двухцветные. А французские моряки использовали помпоны на своих головных уборах совсем с другой целью. Раньше в кораблях были тесные помещения с низкими потолками, и помпон предохранял голову моряка от удара об их выступы. Сейчас корабельные помещения стали более просторными, но традиция использования красного помпона на белых шапочках французских военных моряков сохранилась до сих пор.
IV. Подготовка к изготовлению помпона.
-Помпоны можно делать разными способами. Сегодня мы будем делать помпоны самым простым способом на пальцах.
Давайте познакомимся с последовательностью работы над изделием(видеоматериал)
V. Правила безопасности при работе с ножницами.
А перед началом работы давайте вспомним правила по технике безопасности? (учащиеся рассказывают правило).
Техника безопасности
1-я ученица 2-я ученица
Работать ножницами можно, Игла в работе весела, Но очень- очень осторожно. Она тонка и так мала! Не бегай с ними по квартире - Не будешь класть ее на место, Так можно сделать харакири. Вдруг потеряется в отместку Коль просит кто-то, не зевай. И затаится в беспорядке: Вперед колечками давай. Тебе ж потом воткнется в пятку.
3–я ученица
Везде и всюду правила – Их надо знать всегда! Особенно это касается Уроков « Чудо – мастера». Любая работа требует сноровки – Обращайся с инструментами ловко!
Содержите рабочее место в чистоте, уберите посторонние предметы. Во время работы будьте внимательны, не отвлекайтесь и не отвлекайте других; Передавайте колющие и режущие предметы и располагайте на столе ручкой от себя; Ножницы во время работы должны находиться справа кольцами к себе, лезвия ножниц должны быть сомкнуты. Передавать ножницы можно кольцами вперёд с сомкнутыми лезвиями; Не режьте ножницами на ходу; Не перекусывайте нитку зубами;
VI. Творческая практическая деятельность
Самостоятельное выполнение с текущим инструктажем (сделать помпон и украсить свою вещь)
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
– Мальчик-пальчик, где ты был? (массаж большого пальца)
– С этим братцем в лес ходил, (массаж указательного пальца)
С этим братцем щи варил, (массаж среднего пальца)
С этим братцем кашу ел, (массаж безымянного пальца)
С этим братцем песни пел (массаж мизинца).
VII. Итог урока. Рефлексия
-А теперь подведем итог нашей работы.
На листах самооценки отметьте «+» – да; «+ - » – не совсем; « - » – нет.
Игра «Волшебный клубок (учитель кидает клубок учащемуся и задает вопрос)
- О какой профессии мы сегодня узнали?
- Какие задачи решают дизайнеры?
- Какой новый вид изделия мы сегодня изучили?
– Все ли вам удалось?
– Что не удалось? Почему?
– Что можно изготовить таким способом?
В наше время помпон является очень популярным элементом декора не только одежды, но и интерьера. Сейчас дизайнеры используют помпоны для украшения головных уборов, верхней одежды, обуви, сумочек, перчаток и множества других предметов -в общем, везде, где позволит его расположить ваша фантазия. С этим умением вы можете стать настоящими домашними дизайнерами и преобразить свою комнату или даже весь дом.
Анализ выполненных работ
Ведь вещи, выполненные своими руками, будут неповторимы, оригинальны, нести в себе положительную энергетику и наверняка порадуют ваших близких. Древнегреческий мудрец Пифагор сказал: «Статую красит вид, а человека – деяние».
Удачи вам и творческих успехов! Спасибо за урок!
Домашнее задание
Нарисуйте на альбомном листе какую игрушку можно сделать при помощи помпонов.