kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок трудового обучения "Народное прикладное искусство. Составление композиции коврика на листе бумаги из орнамента"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит конспект урока труда во 2 классе - работа с бумагой - создание аппликации коврика с элементами казахского орнамента.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок трудового обучения "Народное прикладное искусство. Составление композиции коврика на листе бумаги из орнамента"»

Чаплинская Жанна Геннадьевна

учитель начальных классов

КГУ ОШ № 117

г.Алматы


Трудовое обучение 2 класс

Тема: НАРОДНОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКССТВО. СОСТАВЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ КОВРИКА НА ЛИСТЕ БУМАГИ ИЗ ОРНАМЕНТА.


Цель: научить выполнять аппликацию коврика, используя элементы казахского орнамента.

Задачи:

- научить выполнять аппликацию с элементами орнамента, используя шаблоны;

- развивать эстетический вкус, воображение, фантазию, восприятие прекрасного;

- воспитывать уважение к народным традициям национального искусства с целью формирования духовности и патриотизма.


Материал, необходимый для урока:

Шаблоны, белая и цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, карандаш, салфетка.


Наглядный материал:

Национальные изделия (коврик, корпе), украшенные элементами орнамента.


Межпредметные связи:

взаимосвязь с природой – узор «бараний рог» (по подобию рога барана), узор «птичье крыло» – аналогично крыльям птицы;

рисование – подбор цвета, подходящего орнаменту, подготовка набросков, выкроек узора;

математика – подбор определенного количества узоров, элементов орнамента, определение размера изделия (длина, ширина);

родной язык – правильное произношение и написание названия орнамента, подбор пословиц, стихов;

иностранный язык – происхождение термина «орнамент», его значение.


ХОД УРОКА

I

- Сегодня у нас необычный урок трудового обучения. Нам понадобится:

белая и цветная бумага

  • карандаш

  • ножницы

  • клей, кисточка

  • салфетка

  • шаблоны


А провести нам поможет гостья. Давайте встретим её (под музыку танцевальными движениями входит девочка в казахском костюме).

II

- Здравствуйте, дети и гости! Меня зовут Кункей – солнечная красавица. И пришла я к вам за помощью, мне нужно приготовить 6 ковриков, чтобы украсить новую юрту. Помогите мне, пожалуйста.

- Конечно, мы тебе поможем.

- А можно и мне с вами потрудиться?

- Можно.

- Была бы охота – будет ладиться и работа.

- Кункей, хорошую пословицу ты знаешь? Ребята, а вы знаете пословицы о труде, назовите их?

- Землю красит солнце, а человека труд.

- Дело любит быстроту, но не любит суету.

- Молодцы, ребята! Кункей, присаживайся.


- Для того чтобы выполнить коврики, что нам необходимо знать?

- Нужно вспомнить, что такое орнамент, композиция, как выполнить аппликацию, как пользоваться клеем и ножницами.

- Дайте лексическое значение слову «орнамент».

- Орнамент – это украшение, составленное из узоров растительных, животных, геометрических элементов.

- Что вы узнали на прошлом уроке о казахских орнаментах?

- Каждый казахский орнамент имеет своё название, известно около 200 их видов. Первым придумали «рогообразный» орнамент.

- Каждый орнамент что-то обозначает, например, «бараний рог» обозначает материальное благополучие народа.

- А ещё у казахов есть орнамент, который называется «верблюжий след», его используют для украшения одежды в дальнюю дорогу.

- А ещё есть «птичье крыло» - это символ счастья, свободы и независимости.

- Что такое «композиция»?

- Композиция – это ритмичное расположение орнаментов.

- А ритм что такое?

- Ритм – это повторение одного из элементов орнаментов.

- Где используют орнамент?

- Украшают юрту, на стены вешают тускииз, а пол покрывают ковром под названием сырмак.

- Обратите внимание, как расположен орнамент на коврике?

- Орнамент расположен симметрично, т.е. напротив друг друга.

- Мы с вами вспомнили, что такое орнамент и композиция, виды ковров, для того чтобы всё это использовать в своей работе.


- Ведь для изготовления ковра требуется много сил и времени. Порой один ковёр создают несколько человек, именно по этому сегодня весь класс разбит на группы, т.к. в группе несколько человек эту работу могут выполнить быстрее, если распределят обязанности.


III

- Но прежде, скажите, что нужно помнить, выполняя аппликацию:

  1. Все вместе обсудите цвет – основу ковра и выберите цвет орнамента, чтобы он не терялся на общем фоне, выглядел ярко и красиво.

  2. Теперь надо подумать о композиции, что вы вместе будете изображать на своём коврике. Для этого выберите несколько видов шаблонов, которые будете использовать.

  3. Затем распределите, кто какой элемент орнамента будет выполнять.

  4. А теперь необходимо нарисовать и вырезать контур орнамента из цветной бумаги. Для этого цветную бумагу складываем пополам.

- Как вы думаете, зачем складывать бумагу пополам?

- Для того чтобы орнамент получился симметричным.

- Прикладываем шаблон красной пометкой к сгибу листа, обводим и вырезаем.

5. Все вместе готовые детали распределите на поверхности ковра, и только затем приступайте к работе с клеем.

6. Не забудьте, что работа должна быть аккуратной и радовать глаз.

- Есть ли у вас вопросы?


IV

- Тогда осталось повторить правила безопасности на уроке труда:

  1. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

  2. Не держи ножницы лезвием вверх.

  3. Передавай ножницы кольцами вперёд.

  4. Наноси клей кисточкой, после работы закрой крышкой.

  5. Прогладь салфеткой, наклеенную деталь.


V

- Вот теперь можете приступать к работе. (Звучит казахская народная музыка).


VI

- Выполнение коллективной работы.


VII

- Оказание индивидуальной помощи.

  • Кункей обходит группы, смотрит, как выполняются работы.

  • Какие замечательные ковры получились! Давайте украсим нашу юрту.


VIII

- Защита работ.

  • В своей работе мы использовали орнамент «бараний рог», чтобы в этой юрте было материальное благосостояние, а цвет выбрали «синий», чтобы был мир.

  • А наша группа использовала орнамент «птичье крыло», чтобы в юрте жила счастливая и дружная семья.

  • Мы использовали «верблюжий след», чтобы приезжали гости.

  • У нас на коврике тоже есть орнамент «крыло птицы», для того чтобы все жили дружной, сплочённой семьёй.


- Какая замечательная юрта получилась!

В юрте я приму своих гостей,

Юрту сберегу я для своих детей.

Князь свои дворцы покрыл резьбой –

Что они пред юртой голубой!

Я вельможным княжеским родам

Юрту за дворцы их не отдам.


- Ведь юрта – это модель Вселенной. А стены и потолок – это небо, в основании юрты расположен шанырак – символ олицетворения дома, очага семьи.

- Ребята, где вы ещё встречали изображение шанырака?

- Шанырак мы встречали на Гербе Казахстана.

- А почему его изобразили на Гербе РК?

- Для того чтобы все народы жили в мире и согласии на нашей общей Родине.

- Совершенно верно. Как мы сегодня работали: помогали друг другу, советуясь, друг с другом, выполняя одно общее дело.

- Кунгей, как ты считаешь, ребята справились с твоим заданием?

- Да, все ребята работали хорошо.

- Спасибо, дети, ваши коврики выполнены на «отлично».

- А чему вы хотели бы научиться на следующем уроке?

- Работать с конструктором, делать машины.

- Из чего делают машины? Из бумаги, конструктора.

- Значит, на следующем уроке будем работать с конструктором. Принесите, сто у вас есть.


Приложение

Образцы ковриков


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Чаплинская Жанна Геннадьевна

Дата: 06.11.2017

Номер свидетельства: 437208


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства