- воспитывать уважение к народным традициям национального искусства с целью формирования духовности и патриотизма.
Материал, необходимый для урока:
Шаблоны, белая и цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, карандаш, салфетка.
Наглядный материал:
Национальные изделия (коврик, корпе), украшенные элементами орнамента.
Межпредметные связи:
взаимосвязь с природой – узор «бараний рог» (по подобию рога барана), узор «птичье крыло» – аналогично крыльям птицы;
рисование – подбор цвета, подходящего орнаменту, подготовка набросков, выкроек узора;
математика – подбор определенного количества узоров, элементов орнамента, определение размера изделия (длина, ширина);
родной язык – правильное произношение и написание названия орнамента, подбор пословиц, стихов;
иностранный язык – происхождение термина «орнамент», его значение.
ХОД УРОКА
I
- Сегодня у нас необычный урок трудового обучения. Нам понадобится:
белая и цветная бумага
карандаш
ножницы
клей, кисточка
салфетка
шаблоны
А провести нам поможет гостья. Давайте встретим её (под музыку танцевальными движениями входит девочка в казахском костюме).
II
- Здравствуйте, дети и гости! Меня зовут Кункей – солнечная красавица. И пришла я к вам за помощью, мне нужно приготовить 6 ковриков, чтобы украсить новую юрту. Помогите мне, пожалуйста.
- Конечно, мы тебе поможем.
- А можно и мне с вами потрудиться?
- Можно.
- Была бы охота – будет ладиться и работа.
- Кункей, хорошую пословицу ты знаешь? Ребята, а вы знаете пословицы о труде, назовите их?
- Землю красит солнце, а человека труд.
- Дело любит быстроту, но не любит суету.
- Молодцы, ребята! Кункей, присаживайся.
- Для того чтобы выполнить коврики, что нам необходимо знать?
- Нужно вспомнить, что такое орнамент, композиция, как выполнить аппликацию, как пользоваться клеем и ножницами.
- Дайте лексическое значение слову «орнамент».
- Орнамент – это украшение, составленное из узоров растительных, животных, геометрических элементов.
- Что вы узнали на прошлом уроке о казахских орнаментах?
- Каждый казахский орнамент имеет своё название, известно около 200 их видов. Первым придумали «рогообразный» орнамент.
- Каждый орнамент что-то обозначает, например, «бараний рог» обозначает материальное благополучие народа.
- А ещё у казахов есть орнамент, который называется «верблюжий след», его используют для украшения одежды в дальнюю дорогу.
- А ещё есть «птичье крыло» - это символ счастья, свободы и независимости.
- Что такое «композиция»?
- Композиция – это ритмичное расположение орнаментов.
- А ритм что такое?
- Ритм – это повторение одного из элементов орнаментов.
- Где используют орнамент?
- Украшают юрту, на стены вешают тускииз, а пол покрывают ковром под названием сырмак.
- Обратите внимание, как расположен орнамент на коврике?
- Орнамент расположен симметрично, т.е. напротив друг друга.
- Мы с вами вспомнили, что такое орнамент и композиция, виды ковров, для того чтобы всё это использовать в своей работе.
- Ведь для изготовления ковра требуется много сил и времени. Порой один ковёр создают несколько человек, именно по этому сегодня весь класс разбит на группы, т.к. в группе несколько человек эту работу могут выполнить быстрее, если распределят обязанности.
III
- Но прежде, скажите, что нужно помнить, выполняя аппликацию:
Все вместе обсудите цвет – основу ковра и выберите цвет орнамента, чтобы он не терялся на общем фоне, выглядел ярко и красиво.
Теперь надо подумать о композиции, что вы вместе будете изображать на своём коврике. Для этого выберите несколько видов шаблонов, которые будете использовать.
Затем распределите, кто какой элемент орнамента будет выполнять.
А теперь необходимо нарисовать и вырезать контур орнамента из цветной бумаги. Для этого цветную бумагу складываем пополам.
- Как вы думаете, зачем складывать бумагу пополам?
- Для того чтобы орнамент получился симметричным.
- Прикладываем шаблон красной пометкой к сгибу листа, обводим и вырезаем.
5. Все вместе готовые детали распределите на поверхности ковра, и только затем приступайте к работе с клеем.
6. Не забудьте, что работа должна быть аккуратной и радовать глаз.
- Есть ли у вас вопросы?
IV
- Тогда осталось повторить правила безопасности на уроке труда:
Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
Не держи ножницы лезвием вверх.
Передавай ножницы кольцами вперёд.
Наноси клей кисточкой, после работы закрой крышкой.
Прогладь салфеткой, наклеенную деталь.
V
- Вот теперь можете приступать к работе. (Звучит казахская народная музыка).
VI
- Выполнение коллективной работы.
VII
- Оказание индивидуальной помощи.
Кункей обходит группы, смотрит, как выполняются работы.