Просмотр содержимого документа
«Урок технологии в 4 классе по теме "Домашний маслозавод"»
Тема: Домашний маслозавод
Цель работы: познакомить с технологией взбивания сливочного
масла из сметаны
Задачи:
Задачи урока, направленные на формирование предметных результатов.
- создать условия для ознакомления с технологией сбивания сливочного масла из сметаны , работать над проектом и самостоятельно проводить защиту проекта.
Задачи урока, направленные на формирование метапредметных результатов.
Создать условия для развития у обучающихся умение:
- определять и формировать цель своей деятельности с помощью учителя;
- понимать и принимать учебную задачу;
- учить добывать знания, находить ответы на вопросы, используя при этом свой жизненный опыт, учебник, информацию, представленную с применением ИКТ;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- проявлять активность в стремлении высказаться, оценивать свою деятельность в групповой работе;
- классифицировать и систематизировать изучаемый материал по заданным критериям;
Задачи урока, направленные на формирование личностных результатов.
- создать условия для формирования положительной мотивации к учебной деятельности и учебному материалу на основе интересов, развитие чувства взаимовыручки в процессе совместной трудовой деятельности, корректировать своё поведение в соответствии с определённой ролью.
– Ребята у нас с вами сегодня необычный урок технологии. (на слайде пословицы о труде) Пожалуйста, прочитайте внимательно.
Без труда - не вытащишь и рыбку из пруда.
Без труда нет добра.
Всякая работа мастера хвалит.
Глаза страшатся, а руки делают.
Дело сделал – гуляй смело.
Делу – время, потехе – час.
Золотые руки у того, кто обучился хорошо.
Каков мастер, такова и работа.
Кто не работает - тот и не ест.
Без труда ничего не дается.
Что вы прочитали? (пословицы)
О чем эти пословицы?(о труде) Сейчас какой год? (2016) Почему эти пословицы связаны с этим годом?( 2016 год – год труда, технологии в Чувашской Республике) Кто это объявил?(М.В.Игнатьев – глава Чувашской Республики)
Да, действительно в наше время ценится труд человека. Хорошего работника всегда и везде уважают, ставят его в пример. Недаром чувашские мудрецы говорят: Кайăк хитре тӗкӗпе, этем – ӗҫӗпе.
- Какое настроение у вас в начале урока?
- Я думаю, что в конце урока, когда вы увидите результат своего труда, настроение изменится. Желаю всем успеха
III. Актуализация темы.
1. Знакомство с оборудованием. Родители привезли в школу две алюминиевые пахталки (Приложение 3)и современную маслобойку(Приложение 4). Ученики, увидев их впервые, удивлялись и осматривали ее. Некоторые говорили, что у них есть такое приспособление. Они не знали даже название.
Вы видели эти приспособления?
Для чего они нужны? Для чего нам банки?
Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?
2. Выступление ученика
Деревенские жители в старину научились готовить из молока молочные продукты. Для этого они в хозяйстве держали корову. Поэтому говорили, корова – кормилица наша. Я узнала, что из молока можно приготовить пахту, сливочное масло и творог, и эта работа занимает много времени. Для обработки молока нужна посуда и приспособления. Это старинное деревянное приспособление – уйран ҁӳпҁи и мутовка - уйран хурси. Раньше деревенские женщины сбивали сливочное масло в ней. Дерево гниет и вместо него стали делать пахталки из алюминиевой трубы. Из чувашско - русского словаря узнала, что это пахталка (пахтаница) и мутовка. В наше время немногие пользуются этой пахталкой. В наш технический век придумали электрические маслобойки. Сейчас многие сбивают масло в электрической маслобойке. Что же мы будем делать на уроке? Правильно, сегодня мы научимся сбивать сливочное масло. Мы покажем вам старинный способ приготовления сливочного масла.
3. Повторение правил рабочего человека. Прежде, чем приступить к работе вспомним правила рабочего человека.
Правила рабочего человека
Прежде чем начать работу приготовь свое рабочее место правильно.
Во время работы содержи свое место в порядке: где взял – туда и положи
Всегда думай, как сделать работу лучше: экономь материалы, береги инструменты.
Кончил работу, убери свое место быстро и аккуратно.
Работайте дружно.
IV. Практическая работа
1.Сбор сметаны из банок. (Под руководством учителя ученица собрала всю сметану деревянной ложкой в ведерко) (Приложение 5) До использования пахталки нужно обрабатывать ее горячей водой, чтобы сметана не прилипла к стенке пахталки. Сметану вылили в маленькую пахталку, так как её было немного. Она была густая и холодная. По технологии сметана должна быть тёплой, поэтому добавляем горячую воду, а в это время ученица работает мутовкой.
2.Технология работы с пахталкой. Мутовку нужно равномерно двигать вверх-вниз. Ее нельзя вытаскивать из сметаны. Если высоко поднять мутовку, то при опускании вниз она шлепается о сметану. Тогда брызги сметаны летят во все стороны. Чтобы дети не испачкались, я из картона вырезала дырочку и вдела ее на мутовку. Так получилась «крышка» пахталки. Начался этап сбивания сливочного масла. Каждый ученик по очереди непрерывно двигал мутовку в пахталке вверх-вниз и при этом считал (Приложения 5, 6). Всем было интересно сбивать сливочное масло. Эта работа длилась до 900 счета. Потом стало трудно работать с мутовкой, как будто она отяжелела. Мы посмотрели в пахталку и увидели что-то желтое в крошках. Оказывается, так мы сбили сливочное масло (Приложение 7). Нужно брызнуть немного холодной воды по стенкам пахталки, чтобы сливочное масло стекло вниз.
3.Сбор сливочного масла. Для сбора сливочного масла раньше использовали деревянные ложки. Сейчас для этого есть шумовка. Ученица стала собирать сливочное масло из пахталки. (Приложение 8). Масло остается на ней, а жидкость стекает через дырочки. Эта жидкость называется уйран-пахта. Что мы получили из сметаны? (Так мы из сметаны получили сливочное масло и пахту).
4.Отделение пахты от сливочного масла. Сливочное масло мы собрали в маленькое ведерко с холодной водой. Потом энергичными движениями шумовки нужно собирать и сдавливать масло. Ученица отделила пахту от масла. Получился твердый комок сливочного масла. Я показала, как в старину энергичными движениями руки трясли миску из стороны в сторону и это масло превращалось в твердую и округлую форму. (Приложение 9).
V.Физкультминутка
ЧА-ЧА-ЧА (3 хлопка по бедрам)
ПЕЧКА ОЧЕНЬ ГОРЯЧА (4 прыжка на месте)
ЧИ-ЧИ-ЧИ (3 хлопка над головой)
ПЕЧЕТ ПЕЧКА КАЛАЧИ (4 приседания)
ЧУ-ЧУ-ЧУ(3 хлопка за спиной)
БУДЕТ ВСЕМ ПО КАЛАЧУ (4 прыжка на месте)
ЧО-ЧО-ЧО (3 хлопка перед собой)
ОСТОРОЖНО ГОРЯЧО (ходьба на месте)
VI. Закрепление знаний
Из чего мы получили сливочное масло? (из сметаны) Какие молочные продукты получаются в процессе сбивания? (пахта, сливочное масло) Какое оборудование использовали для этого? (пахталка, мутовка)
VII. Рефлексия
Что вы нового узнали на уроке? Какое у вас настроение?
VIII. Итог урока -чаепитие
В магазине мы купили свежий белый хлеб и батон. Я угостила всех учеников своего класса бутербродом. Все ели и пили горячий чай (Приложение 10). Как было вкусно! Кто дома не пробовал домашнее масло, просили добавки. Сливочное масло еще и осталось. Пахту пробовали все. Она свежая, кисловато-сладкая на вкус и густая. Детям понравился этот молочный продукт, и дети ее всю выпили. Я объяснила, что вкус пахты зависит от сметаны. Если сметана свежая, то пахта будет сладкой. Если же продержанная сметана, то пахта кислая. Когда дети пили ее, у них появились «усики» от пахты, белая полоска над губами (Приложение 11). Все смеялись, глядя друг на друга.
В банках у нас осталась простокваша. Мы решили из нее приготовить творог. Всю простоквашу вылили в мешочек (Приложение 13), завязали его и повесили на трубу. Под ним поставили ведро. Из мешочка текла желто-зеленоватая жидкость – это творожная сыворотка. Простокваша провисела два дня. Она превратилась в твердую массу. Так получился домашний творог (Приложение 14).