Просмотр содержимого документа
«Урок технологии в 4 классе "Красавица матрёшка"»
Урок технологии в 4 классе
по теме «Красавица матрешка»
Цели урока: - познакомить с нетрадиционными для детского труда материалами и приемами;
- углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана; – воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
Задачи: - способствовать формированию базовой, глубинной убежденности ученика в своей компетентности; - развивать общий кругозор, память, речь, мышление;
Оборудование:
для учителя – матрёшки, презентация «Красавица матрёшка», инструкционная карта «Последовательность изготовления матрешки»;
для учащихся – картон, ножницы, горох, клей ПВА, тряпочки.
Ход урока:
1. Организационный момент
Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке: Проверили? Садитесь. И с усердием трудитесь!
2. Настрой учащихся на урок:
Учитель достает расписной сундучок, приговаривая:
Мы на ярмарке бывали И подарки выбирали. Принесли вам сундучок – Позолоченный бочок. Сундучок тот не простой, И товар в нем расписной. Вынимаем напоказ И ведем про них рассказ.
3.Сообщение темы и цели урока
Учитель:
Чем же может быть наполнена такая шкатулка? (Конечно, старинными русскими вещами). Открою вам тайну. Шкатулка наполнена игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире. А особенность их в том, что они созданы руками народных русских мастеров.
Итак, откроем шкатулку? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?
Алый шёлковый платочек Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может 3, а может 6. Кукла первая толста, а внутри она пуста, Разнимается она на две половинки. В ней живет ещё одна - кукла в серединке. Разрумянилась немножко Наша русская … (матрёшка). Слайд№1
Тема нашего сегодняшнего урока «Красавица матрёшка». Слайд№2
1) Ребята, а как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
2) На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? -Из какой страны заимствована наша русская матрешка? -Чем отличаются матрешки? -Как рождается матрешка? -Как расписывается матрешка?
- Узнать ответы на эти вопросы вам помогут ваши одноклассники. Они подготовили для вас творческий проект
- Ребята, а вы знаете, из какой страны была заимствована наша русская матрешка? У матрешки дед – японец Слайд№3
В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце 19 века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. И привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё и японец – малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму, что означает веселый складной старичок. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой по имени Матрёна, очень распространенному в народной среде. Слайд№4
Матрешка – обобщенный образ русской красавицы Слайд№5
Матрёшка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Именно такой образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
Сегодня мы с вами познакомимся с традиционными матрёшками, и узнаем, в чем же их отличительные черты? Слайд№6
Традиционные матрешки и их отличительные особенности
1. Сергиево-посадская матрёшка. Представляет собой ровную круглую форму, которая медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Появилась матрёшка в 1920-е годы . Она наряжена в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Слайд№7
2. Полхов-майданская матрёшка Слайд№8
Полхов-майданские матрёшки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с жёлтым. Всё объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицо матрёшки украшают чёрные, завитые “кудри”.
Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрёшку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли её фигурку спереди.
3. Семеновская матрёшка из города Семёнова, Горьковской области. Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по-своему. Сочетание жёлтых, зелёных, красных, фиолетовых красок – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица. Самое же главное – это декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.
Их изображение сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрёшка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, чёрный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. Слайд№94. Вятская матрешка. Слайд№10Отличается наиболее сложной технологией изготовления. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный прием – инкрустация соломкой. Этот прием требует больших затрат времени и высокого уровня мастерства.
5.Кроме традиционных матрёшек, в современном мире есть и авторские матрешки.
Современные авторские матрешки Слайд№11
Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрёшки, держащей в руках какой-нибудь предмет, в настоящее время дополнился многочисленными вариантами матрёшек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, различными кувшинами. Художественное решение у современных художников более декоративное, чем иллюстративное. Предметы, которые матрёшки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.
Особенности изготовления и этапы росписи матрешки. - Интересно, а как же рождается матрешка? (Слайды презентации №13)
Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.
Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.
Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.
Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ... Слайд№14
5. Физкультминутка (под песню «Веселые матрешки» муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой )или проговаривая слова: Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки, (приседания, хлопки)
Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки, (повороты, хлопки) Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки, (кружатся на месте, хлопки)
Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки. (взявшись за руки пойти по кругу) 6. Исследования детей
-А сейчас мы переходим к творческой части нашего урока, к созданию своих матрешек. Проведите исследование образца, составьте план выполнения поделки. (Дается время на подготовку, обсуждение в четверке). После обсуждения дети коллективно выстраивают план действий , который дан на листах вразброс. Пункты выполнения работы выстраиваются в нужной последовательности. Инструкционная карта. 1. Обведи выкройку на бумаге нужного цвета и вырежи силуэт. 2. Приклей цветной силуэт на цветной картон (фон). 3. Разложи горошины на силуэте. 4. Смажь плоскую сторону горошины клеем ПВА и приклей ее. Прижми горошину тряпочкой или бумажной салфеткой.
5. Сверь результат с образцом или внеси собственные изменения и дополнения.(Проверка по слайду) Перед работой проводится инструктаж по т. б. при работе с ножницами .(По таблице на доске) 7.Гимнастика для пальчиков рук «Как живешь?» - А сейчас подготовим ваши пальцы к работе. - Как живешь? - Вот так! (Показать большой палец.) - Как идешь?- Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони.) - А бежишь? - Вот так! (Согнуть руки в локтях и сделать движение, как при беге) - Ночью спишь? - Вот так! (Руки под щеку, согнуть голову.) - Как берешь? - Вот так! (Ладонь в кулачок.) - А даешь? - Вот так! (Ладонь раскрыть.) - А как грозишь? - Вот так. (Погрозить соседу пальцем.) - А как молчишь? (Прикрыть рот ладонями.)8. Самостоятельная работа детей по выполнению поделки. Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь. 9. Подведение итогов
По окончании занятия провожу выставку работ учащихся. Учащиеся вместе с учителем проводят анализ работ: -Что получилось, а что нет? -Какие у вас возникали затруднения? -Что можно сделать с этой поделкой? - Подарите гостям на память о вас.
9. Заключительное слово учителя:
…Прекрасный мир
Вещей накоплен был веками. Хранит их каждый дом, а может быть – музей. Умейте рисовать и сотворять руками Все то, что может радовать друзей. Путь творчества людей прекрасно бесконечен, В нем место есть всегда для наших малышей. Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”