kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок технологии в 4 классе "Красавица матрёшка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволит углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомит с нетрадиционными для детского труда материалами и приёмами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии в 4 классе "Красавица матрёшка"»

Урок технологии в 4 классе

по теме «Красавица матрешка»


Цели урока: - познакомить с нетрадиционными для детского труда материалами и приемами;

- углубить знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана; воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.

Задачи: - способствовать формированию базовой, глубинной убежденности ученика в своей компетентности; - развивать общий кругозор, память, речь, мышление;

Оборудование:

для учителя – матрёшки, презентация «Красавица матрёшка», инструкционная карта «Последовательность изготовления матрешки»;

для учащихся – картон, ножницы, горох, клей ПВА, тряпочки.

Ход урока:

 

1. Организационный момент


Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Проверили? Садитесь.
И с усердием трудитесь!

 

2. Настрой учащихся на урок:

 

Учитель достает расписной сундучок, приговаривая:

 

Мы на ярмарке бывали
И подарки выбирали.
Принесли вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаем напоказ
И ведем про них рассказ.

  3.Сообщение темы и цели урока

Учитель:

Чем же может быть наполнена такая шкатулка? (Конечно, старинными русскими вещами). Открою вам тайну. Шкатулка наполнена игрушками. Но игрушки, что здесь лежат, очень знаменитые в мире. А особенность их в том, что они созданы руками народных русских мастеров.

Итак, откроем шкатулку? Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

  Алый шёлковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет ещё одна - кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская … (матрёшка). Слайд№1

 

Тема нашего сегодняшнего урока «Красавица матрёшка». Слайд№2

1) Ребята, а как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

2) На какие вопросы вы хотели бы получить ответы? -Из какой страны заимствована наша русская матрешка? -Чем отличаются матрешки? -Как рождается матрешка? -Как расписывается матрешка?

- Узнать ответы на эти вопросы вам помогут ваши одноклассники. Они подготовили для вас творческий проект

4. Показ презентации «Красавица матрешка» сопровождается рассказом

- Ребята, а вы знаете, из какой страны была заимствована наша русская матрешка? У матрешки дед – японец Слайд№3

 

В старинном подмосковном поместье Абрамцево в конце 19 века жили многие русские художники: Серов, Коровин, Васнецов. И привезла однажды помещица Мамонтова из Японии игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, в ней ещё и японец – малыш спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовой. В Японии деревянную игрушку называли фукуруму, что означает веселый складной старичок. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого мастера из Загорска Василия Звездочкина выточить свою русскую матрешку. Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой по имени Матрёна, очень распространенному в народной среде. Слайд№4

 

 

Матрешка – обобщенный образ русской красавицы Слайд№5

 

Матрёшка выражает предельно обобщенный образ русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, чёрные брови, малень­кий рот. Именно такой образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

Сегодня мы с вами познакомимся с традиционными матрёшками, и узнаем, в чем же их отличительные черты? Слайд№6

 

Традиционные матрешки и их отличительные особенности

 

1. Сергиево-посадская матрёшка. Представляет собой ровную круглую форму, которая медленно перетекает из одного объёма в другой. Сужается и утолщается без резкой границы. Появилась матрёшка в 1920-е годы . Она наряжена в сарафан, кофту, передник платок, а в руках она держит узелок, корзинку или цветы. Слайд№7


2. Полхов-майданская матрёшка Слайд№8



Полхов-майданские матрёшки можно сразу узнать по необычной форме головы, удлиненному силуэту, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий — с жёлтым. Всё объединяет черный контур. Появилась игрушка в 1920-х годах в селе Полховский Майдан Горьковской области. У неё нет таких конкретных деталей, как руки, платок, сарафан, кофта, характерных для загорской матрёшки. Лицо матрёшки украшают чёрные, завитые “кудри”.

Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрёшку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли её фигурку спереди.

3. Семеновская матрёшка из города Семёнова, Горьковской области. Мастера в 1922 году заимствовали эту игрушку из Загорска, но украшать её стали по-своему. Сочетание жёлтых, зелёных, красных, фиолетовых красок – дают выразительный колорит. Ярким цветом окрашены платок, рукава, сарафан. Чёрные, на пробор, волосы обрамляют сужающийся книзу овал лица. Самое же главное – это декор, крупная цветовая роспись, заполняющая весь центр фигурки. Алые розы, маки, незабудки, васильки, ягоды и листья собраны в разнообразные букеты.

Их изображение соче­тается с формой и размером игрушки: чем больше матрёшка, тем крупнее цветы в букете. Основной цвет в росписи — красный, чёрный контур обо­значает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, ук­рашенный по кайме. Слайд№9 4. Вятская матрешка. Слайд№10 Отличается наиболее сложной технологией изготовления. Помимо традиционной росписи, в ее оформлении используется оригинальный прием – инкрустация соломкой. Этот прием требует больших затрат времени и высокого уровня мастерства.

5.Кроме традиционных матрёшек, в современном мире есть и авторские матрешки.

Современные авторские матрешки Слайд№11

Фантазии современных художников нет границ. Традиционный тип сергиево-посадской матрёшки, держащей в руках какой-нибудь предмет, в настоящее время дополнился многочисленными вариантами матрёшек-девушек, женщин, иногда даже пожилых, с корзинками, полными фруктов, самоварами, различными кувшинами. Художественное решение у современных художников более декоративное, чем иллюстративное. Предметы, которые матрёшки держат в руках, превращаются в своеобразные натюрморты.

Особенности изготовления и этапы росписи матрешки. - Интересно, а как же рождается матрешка? (Слайды презентации №13)

Делают матрешек из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной.

Древесина выдерживается два - три года, затем обтачивается на станках, тщательно обрабатывается.

Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, ищет такой, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе.

Сначала точит самую маленькую матрешечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше ... Слайд№14

Этапы росписи матрешки. (Слайды презентации №15 - 21)

  • Шлифовка заготовки

  • Обводка контура узора

  • Прорисовывание фона

  • Прорисовывание деталей

  • Окончательная обводка

Лакировка

5. Физкультминутка (под песню «Веселые матрешки» муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой )или проговаривая слова: Мы веселые матрешки, ладушки, ладушки, (приседания, хлопки)

Хороши у нас одежки, ладушки, ладушки, (повороты, хлопки) Кружимся мы и танцуем, ладушки, ладушки, (кружатся на месте, хлопки)

Хоровод водить мы будем, ладушки, ладушки. (взявшись за руки пойти по кругу) 6. Исследования детей

-А сейчас мы переходим к творческой части нашего урока, к созданию своих матрешек. Проведите исследование образца, составьте план выполнения поделки. (Дается время на подготовку, обсуждение в четверке). После обсуждения дети коллективно выстраивают план действий , который дан на листах вразброс. Пункты выполнения работы выстраиваются в нужной последовательности. Инструкционная карта. 1. Обведи выкройку на бумаге нужного цвета и вырежи силуэт. 2. Приклей цветной силуэт на цветной картон (фон). 3. Разложи горошины на силуэте. 4. Смажь плоскую сторону горошины клеем ПВА и приклей ее. Прижми горошину тряпочкой или бумажной салфеткой.

5. Сверь результат с образцом или внеси собственные изменения и дополнения.(Проверка по слайду) Перед работой проводится инструктаж по т. б. при работе с ножницами .(По таблице на доске) 7.Гимнастика для пальчиков рук «Как живешь?» - А сейчас подготовим ваши пальцы к работе. - Как живешь? - Вот так! (Показать большой палец.) - Как идешь? - Вот так! (Прошагать двумя пальцами по ладони.) - А бежишь? - Вот так! (Согнуть руки в локтях и сделать движение, как при беге) - Ночью спишь? - Вот так! (Руки под щеку, согнуть голову.) - Как берешь? - Вот так! (Ладонь в кулачок.) - А даешь? - Вот так! (Ладонь раскрыть.) - А как грозишь? - Вот так. (Погрозить соседу пальцем.) - А как молчишь? (Прикрыть рот ладонями.) 8. Самостоятельная работа детей по выполнению поделки. Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь. 9. Подведение итогов

По окончании занятия провожу выставку работ учащихся. Учащиеся вместе с учителем проводят анализ работ: -Что получилось, а что нет? -Какие у вас возникали затруднения? -Что можно сделать с этой поделкой? - Подарите гостям на память о вас.


9. Заключительное слово учителя:

…Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”


6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Урок технологии в 4 классе "Красавица матрёшка"

Автор: Криволапова Марина Анатольевна

Дата: 16.01.2017

Номер свидетельства: 380118


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства