kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-суд

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нестандартный урок во втором классе по литературному чтению по книге А.Толстова "Золотой ключик или приключения Буратино" Суд над главным героем-Буратино.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-суд»

Конспект урока на Фестиваль методических разработок

«Нестандартный урок в начальной школе»

МБОУ «Мухтоловская основная школа»

Учитель начальных классов Горюнова Елена Николаевна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2 класс

УМК: Планета знаний

Тема раздела: Авторские сказки

Тема урока: А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

Тип урока: обобщающий

Форма проведения: Урок-суд.

Цели:

-обучающие: определить характер героя через исследование его поступков

и действий; выявить положительные и отрицательные черты главного

героя; активизировать познавательный интерес к книге при помощи

ролевой игры на уроке; прививать любовь к чтению.

-развивающие: развивать умение вести учебный диалог, аргументировать

свою точку зрения; развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа; развивать навык выразительного чтения; развивать мышление, внимание, память.

-воспитательные: воспитывать чувство товарищества ,дружбы, взаимовыручки; воспитывать уважительное отношение к окружающим, старшим; воспитывать необходимость учёбы, потребность в учении.

Оборудование: Э.Э.Кац Литературное чтение 2класс ч.2,

А.Н.Толстой «Золотой ключик , или Приключения Буратино»,

Картинки с изображением героев произведения, кукла Буратино, карточки с характеристиками героя-подсудимого для присяжных, таблички с надписями для ролевой игры, мантия для судьи, молоточек.

Формируемые УУД:

Личностные: оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к герою к его поступкам.

Регулятивные:

определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;

учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные:

ориентироваться в книге

находить ответы на вопросы в тексте,

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

реобразовывать информацию из одной формы в другую

Коммуникативные :

оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать  текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).


Ход урока:


1.Организационный момент:

У:С давних времён сказки бережно хранили в людской памяти.

-Для чего нужны нам сказки?

-Что в них ищет человек?

II.Актуализация знаний.

Деревянного мальчишку,

Шалуна и хвастунишку

Знают все без исключений.

Он любитель приключений.

Легкомысленным бывает,

Но в беде не унывает.

И синьора Карабаса

Обхитрить сумел не раз он.

Артемон, Пьеро, Мальвина

Неразлучны с ... Д:Буратино

У:- Кто же такой Буратино?

Д:-Герой сказки «Золотой ключик».

У:- - А какая это сказка?

Д:- авторская, потому что у неё есть автор А.Н.Толстой.

У:- - Хорошо, а какие ещё бывают сказки?

Д:- - Народные сказки, их сочинил простой народ, и передавались они из уст в уста от родителей к детям, и так дошли до нас. А когда появился алфавит, их записали.

У:- - Молодцы! А теперь посмотрите на портреты на доске и скажите, кто из них автор сказки про Буратино? ( на доске два портрета А. Толстого и Карло Лоренцини)

Д: Это А.Н.Толстой-автор сказки! (показывают)

-А это итальянский писатель Коллоди, он написал историю

«Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски – буратино).


У:- -Почему здесь оба портрета?

Д:-Толстой в детстве прочитал эту книгу и позднее придумал свою историю о Буратино.

У:- -Что главное во всех сказках?

Д: -Добро побеждает зло…

У:- - В гостях у нас герои сказки, назовите их(показываю изображения)

Д: Мальвина, Карло, Пьеро, Артемон,Лиса Алиса, Кот Базилио,Карабас-Барабас,Дуремар,Тортилла

У:- -Каких героев вы бы назвали добрыми, хорошими, с которыми хочется дружить, а каких злыми, отрицательными?

Д: -называют…

У:- -Ребята, а всё ли вам нравится в Буратино?

-Можно ли с ним дружить?

(проблемный вопрос)

Д: -нет, не всё…он непослушный, неряшливый, шалун…

Д: -да, можно, он хороший друг и не оставит в беде…

У:-Видите ваши мнения разделились…


III. Сообщение темы и целей урока.

У:- -Вот сегодня нам и предстоит разобраться,

У:- Какой он- Буратино?

У:- - Вы готовы начать урок-суд?

Д:-Да, мы готовы…

У:- -Прежде чем начать нам нужно поставить цель урока, т.е. цель суда.

Д:-- Цель: рассмотреть нравственные поступки героя-Буратино из книги Толстого « Золотой ключик или приключения Буратино»

У:- -Роли вами выбраны заранее:

У:- -Секретарь?

Д:-- -Это я!

У:- -Группа обвинения?

Д:-- -Это мы!

У:- -Группа защиты?

Д:-- -Это мы!

У:- -Кто у нас судья?

Д:-- Судья я!

У:- -А присяжные?

Д:-- Мы!

У:- -А кто у нас сегодня подсудимый?

Д:-- -Буратино! (кукла)

(расставляю карточки перед каждой группой и участником процесса

Судья одевает мантию , секретарь занимает место перед учениками, Буратино сажаю на видное место-«скамью подсудимых».)

У:--Призываю вас к дисциплине и порядку на суде. Работать старайтесь активно, вести диалог и быть готовым к сотрудничеству, т.к. в конце урока вам необходимо будет оценить  свою работу.

IV:Судебный процесс (систематизация знаний)

У:---Слово предоставляется секретарю.

Секретарь:-Встать! Суд идёт!

-Слушается дело о поступках Буратино , героя сказки Толстого «Золотой ключик».Судебный процесс будет вести судья- Комиссарова Елена! Прошу садится!

Судья: Выслушаем сторону обвинения!

(Группа ребят, подготовили выдержки из произведения и зачитывают их)

Учитель следит за правильностью и выразительностью чтения.)

(примеры отрывков:

Д:- -Буратино драчун и шалун!

1)Но едва окончил выстругивать последний пальчик, Буратино начал колотить кулачками Карло по лысине, щипаться и щекотаться.

Д:- -Буратино обманщик!

2) Буратино совсем не хотелось в такой веселый день при всем народе торчать ногами кверху из кармана куртки, - он ловко вывернулся, шлепнулся на мостовую и притворился мертвым... Когда улица опустела, Буратино поднял нос, огляделся и вприпрыжку побежал домой.

Д:- -Буратино грубиян и драчун!

3) - Эй, ты кто такой?

- Здесь я хозяин, убирайся отсюда.

- Оччччень мне нужны советы старого сверчка...

- Ах ты, столетняя букашка-таракашка! - крикнул Буратино. - Больше всего на свете я люблю страшные приключения. Завтра чуть свет убегу из дома - лазить по заборам, разорять птичьи гнезда, дразнить мальчишек, таскать за хвосты собак и кошек... Я еще не то придумаю!.. Тогда Буратино вскочил на стул, со стула на стол, схватил молоток и запустил его в голову Говорящему Сверчку.

Д:- -Буратино не умеет вести себя , он неряшливый, невоспитанный!

4.)Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Д:- -Буратино упрям и несговорчив!

5.)- Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь наконец?

Он был очень сердит, к тому же у него совсем другое было на уме.

- Очень нужно мне раскаиваться! Не дождетесь...

Д:- -Буратино хвастун!

6.)- Тоже - захотели со мной драться! - сказал Буратино, не обращая внимания на радость Мальвины и Пьеро. - Что мне кот, что мне лиса, что мне полицейские собаки, что мне сам Карабас Барабас - тьфу! Девчонка, полезай на собаку, мальчишка, держись за хвост. Пошли.



Судья: Выслушаем сторону защиты!

(Группа ребят, подготовили выдержки из произведения и зачитывают их)

Учитель следит за правильностью и выразительностью чтения.)



Д:- -Буратино добрый!

1)- Я буду умненький-благоразумненький, папа Карло... Говорящий Сверчок велел мне ходить в школу.

Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.

- Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток...

Д:- -У Буратино добрые намерения, хорошие помыслы!

2.)Буратино всеми силами хотел в этот первый в его жизни вечер жить без баловства, как научил его Говорящий Сверчок.

- Куплю куртку для папы Карло... Куплю новую азбуку...

Д:-- -Буратино очень смелый и выносливый!

3.)Трудно вообразить, чего они только не выделывали, чтобы заставить Буратино раскрыть рот. Если бы во время погони они не обронили ножа и пистолета, - на этом месте и можно было бы окончить рассказ про несчастного Буратино.

Наконец разбойники решили его повесить вниз головой, привязали к ногам веревку, и Буратино повис на дубовой ветке... Они сели под дубом, протянув мокрые хвосты, и ждали, когда у него вывалятся изо рта золотые...

Д:-- -Буратино нравится окружающим, ему помогают,

4.)- Так я же хотел же добыть побольше золотых монет для папы Карло... Я очччень хороший и благоразумный мальчик...

- Не ругаться надо, - проворчал Буратино, - тут помочь надо человеку... Что я теперь буду делать? Ой-ой-ой!.. Как я вернусь к папе Карло? Ай-ай-ай!..Он тер кулаками глаза и хныкал так жалобно, что лягушки вдруг все враз вздохнули:- Ух-ух... Тортила, помоги человеку.

Д:-- -Буратино находчивый! Настоящий друг!

5.)Один Буратино не растерялся. Он навьючил на Артемона два узла с самыми необходимыми вещами. На узлы посадили Мальвину, одетую в хорошенькое дорожное платье. Пьеро он велел держаться за собачий хвост. Сам стал впереди:

- Никакой паники! Бежим!

Д:-- -Буратино решительный , сообразительный и ловкий!

6.)Буратино заметил, сидя на самой верхушке, что конец бороды Карабаса Барабаса, приподнятой ветром, приклеился к смолистому стволу.

Буратино повис на суку и, дразнясь, запищал:

- Дяденька, не догонишь, дяденька, не догонишь!..

Спрыгнул на землю и начал бегать кругом сосны.

Д:-- -Буратино умелый и самостоятельный!

7.) Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветви на высокой сосне... Сам сварил какао на воде.

- Живо! Садись завтракать...

Д:-- -Буратино преданный, настоящий друг,

8.)Друзья кем-то похищены! Они погибли! Буратино упал ничком, - нос его глубоко воткнулся в землю.

Он только теперь понял, как дороги ему друзья. Пусть Мальвина занимается воспитанием, пусть Пьеро хоть тысячу раз подряд читает стишки, - Буратино отдал бы даже золотой ключик, чтобы увидеть снова друзей.

Д:-- -Буратино оптимист! Весёлый и жизнерадостный!

9.)- Ни с места! - приказал Буратино. - Погибать - так весело! Пьеро, говори какие-нибудь свои самые гадкие стишки. Мальвина, хохочи во всю глотку...

- Что - видели? Значит, недаром я мокнул в болоте у тетки Тортилы... В этом театре мы поставим комедию - знаете, какую? - "Золотой ключик, или Необыкновенные приключения Буратино и его друзей". Карабас Барабас лопнет с досады.

Д:-- -Буратино понял важность учения!

10.)- Постойте, ребята, а учиться когда же? - спросил папа Карло.

Все враз ответили:

- Учиться будем утром... А вечером играть в театре...


Судья: Присяжные заседатели! Вы заслушали обе стороны , а теперь составьте сводную таблицу характеристики подсудимого! Вы должны ответить на вопрос –Можно ли дружить с Буратино?

(У ребят карточки которые они крепят по двум сторонам доски и комментируют :столбик с положительными чертами героя больше.)

Секретарь: Встать! Суд и присяжные удаляются для вынесения приговора! Прошу садится!

У:-Ребята, каких качеств у Буратино больше, положительных или отрицательных?

Д:-Больше положительных

У:--А какое из них вы бы назвали главным?

Д:--Буратино -настоящий друг!

У:-А какие пословицы о дружбе вам известны?

Д:--называют пословицы о дружбе. «Старый друг лучше новых двух», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Один в поле не воин», «Сам погибай, а товарища выручай», «Человек без друзей, что дерево без корней», «Последний чай другу наливай» и другие).

Секретарь: Встать ! Суд идёт!

Судья: Оглашается приговор!

-Буратино бывает, груб, но в целом , он добрый, жизнерадостный, настоящий друг, смелый и решительный в опасных ситуациях, поэтому ему открывают тайну золотого ключика. Он озорной, но весёлый и справедливый.

Вот почему Буратино – любимый герой сказок людей многих поколений.

Он – настоящий друг.

- Слушание по делу  считаю закрытым. Суд окончен.


V : Итог урока: Рефлексия

У:---Ребята вы довольны решением суда?

Д:--да!

У:--Хотели бы вы иметь такого друга как Буратино?

Д:--Хотели бы!

У:--- Ключиком всегда что-то открывают.

У:--Что для себя открыл Буратино? А вы?

Возможные ответы детей

-Добро и справедливость обязательно победят,

надо уважать родителей,

любое непослушание влечет за собой печальные последствия,

важно за мелким и незначительным увидеть главное.

Им помогла дружба и взаимовыручка

У:--- Удалось ли нашим героям обрести счастье?

Как вы думаете - почему?

У:--- Ребята, сейчас, когда мы закончили работать над сказкой, какие чувства вы испытываете?

Ответы детей

У:--- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

У:--Оцените свою работу в листах оценивания.

У:--А мне очень понравилась работа…(называю)

VI:Домашнее задание:

-Составьте интересные вопросы для викторины по этому произведению, а кто захочет можете нарисовать героев этой сказки.

- Ребята, книга о приключениях Буратино и его друзей так понравилась детям, что они хотели продолжения этой сказки – повести, и вот через много лет современный писатель Леонид Владимирский написал две книги «Буратино ищет клад», и «Буратино в Изумрудном городе», вот они перед вами, можно взять и почитать.


Список литературы:

1.Гулуева Т. «Нестандартные уроки по литературному чтению» 3 класс Корифей 2006г

2. Дедова Я.И. Статья "Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании литературы". http://festival.1september.ru/articles/530658/

3.Долбилова Ю.В. «Нетрадиционные и игровые уроки по литературе» Ростов на Дону Феникс 2010г.

4.ПодласыйИ.П. Педагогика :100вопросов-100ответов -учебное пособие

М. Владос 1999г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-суд

Автор: Горюнова Елена Николаевна

Дата: 08.06.2017

Номер свидетельства: 421128


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства