Нестандартный урок во втором классе по литературному чтению по книге А.Толстова "Золотой ключик или приключения Буратино" Суд над главным героем-Буратино.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Конспект урока на Фестиваль методических разработок
«Нестандартный урок в начальной школе»
МБОУ «Мухтоловская основная школа»
Учитель начальных классов Горюнова Елена Николаевна
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
УМК: Планета знаний
Тема раздела: Авторские сказки
Тема урока: А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
Тип урока: обобщающий
Форма проведения: Урок-суд.
Цели:
-обучающие: определить характер героя через исследование его поступков
и действий; выявить положительные и отрицательные черты главного
героя; активизировать познавательный интерес к книге при помощи
ролевой игры на уроке; прививать любовь к чтению.
-развивающие: развивать умение вести учебный диалог, аргументировать
свою точку зрения; развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа; развивать навык выразительного чтения; развивать мышление, внимание, память.
-воспитательные: воспитывать чувство товарищества ,дружбы, взаимовыручки; воспитывать уважительное отношение к окружающим, старшим; воспитывать необходимость учёбы, потребность в учении.
А.Н.Толстой «Золотой ключик , или Приключения Буратино»,
Картинки с изображением героев произведения, кукла Буратино, карточки с характеристиками героя-подсудимого для присяжных, таблички с надписями для ролевой игры, мантия для судьи, молоточек.
Формируемые УУД:
Личностные:оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к герою к его поступкам.
Регулятивные:
определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с учебником;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные:
ориентироваться в книге
находить ответы на вопросы в тексте,
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
реобразовывать информацию из одной формы в другую
Коммуникативные :
оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Ход урока:
1.Организационный момент:
У:С давних времён сказки бережно хранили в людской памяти.
-Для чего нужны нам сказки?
-Что в них ищет человек?
II.Актуализация знаний.
Деревянного мальчишку,
Шалуна и хвастунишку
Знают все без исключений.
Он любитель приключений.
Легкомысленным бывает,
Но в беде не унывает.
И синьора Карабаса
Обхитрить сумел не раз он.
Артемон, Пьеро, Мальвина
Неразлучны с ... Д:Буратино
У:- Кто же такой Буратино?
Д:-Герой сказки «Золотой ключик».
У:- - А какая это сказка?
Д:- авторская, потому что у неё есть автор А.Н.Толстой.
У:- - Хорошо, а какие ещё бывают сказки?
Д:- - Народные сказки, их сочинил простой народ, и передавались они из уст в уста от родителей к детям, и так дошли до нас. А когда появился алфавит, их записали.
У:- - Молодцы! А теперь посмотрите на портреты на доске и скажите, кто из них автор сказки про Буратино? ( на доске два портрета А. Толстого и Карло Лоренцини)
Д: Это А.Н.Толстой-автор сказки! (показывают)
-А это итальянский писатель Коллоди, он написал историю
«Пиноккио, или Похождения деревянной куклы» (деревянная кукла по-итальянски – буратино).
У:- -Почему здесь оба портрета?
Д:-Толстой в детстве прочитал эту книгу и позднее придумал свою историю о Буратино.
У:- -Что главное во всех сказках?
Д: -Добро побеждает зло…
У:- - В гостях у нас герои сказки, назовите их(показываю изображения)
У:- -Каких героев вы бы назвали добрыми, хорошими, с которыми хочется дружить, а каких злыми, отрицательными?
Д: -называют…
У:- -Ребята, а всё ли вам нравится в Буратино?
-Можно ли с ним дружить?
(проблемный вопрос)
Д: -нет, не всё…он непослушный, неряшливый, шалун…
Д: -да, можно, он хороший друг и не оставит в беде…
У:-Видите ваши мнения разделились…
III. Сообщение темы и целей урока.
У:- -Вот сегодня нам и предстоит разобраться,
У:- Какой он- Буратино?
У:- - Вы готовы начать урок-суд?
Д:-Да, мы готовы…
У:- -Прежде чем начать нам нужно поставить цель урока, т.е. цель суда.
Д:-- Цель: рассмотреть нравственные поступки героя-Буратино из книги Толстого « Золотой ключик или приключения Буратино»
У:- -Роли вами выбраны заранее:
У:- -Секретарь?
Д:-- -Это я!
У:- -Группа обвинения?
Д:-- -Это мы!
У:- -Группа защиты?
Д:-- -Это мы!
У:- -Кто у нас судья?
Д:-- Судья я!
У:- -А присяжные?
Д:-- Мы!
У:- -А кто у нас сегодня подсудимый?
Д:-- -Буратино! (кукла)
(расставляю карточки перед каждой группой и участником процесса
Судья одевает мантию , секретарь занимает место перед учениками, Буратино сажаю на видное место-«скамью подсудимых».)
У:--Призываю вас к дисциплине и порядку на суде. Работать старайтесь активно, вести диалог и быть готовым к сотрудничеству, т.к. в конце урока вам необходимо будет оценить свою работу.
IV:Судебный процесс (систематизация знаний)
У:---Слово предоставляется секретарю.
Секретарь:-Встать! Суд идёт!
-Слушается дело о поступках Буратино , героя сказки Толстого «Золотой ключик».Судебный процесс будет вести судья- Комиссарова Елена! Прошу садится!
Судья: Выслушаем сторону обвинения!
(Группа ребят, подготовили выдержки из произведения и зачитывают их)
Учитель следит за правильностью и выразительностью чтения.)
(примеры отрывков:
Д:- -Буратино драчун и шалун!
1)Но едва окончил выстругивать последний пальчик, Буратино начал колотить кулачками Карло по лысине, щипаться и щекотаться.
Д:- -Буратино обманщик!
2) Буратино совсем не хотелось в такой веселый день при всем народе торчать ногами кверху из кармана куртки, - он ловко вывернулся, шлепнулся на мостовую и притворился мертвым... Когда улица опустела, Буратино поднял нос, огляделся и вприпрыжку побежал домой.
Д:- -Буратино грубиян и драчун!
3) - Эй, ты кто такой?
- Здесь я хозяин, убирайся отсюда.
- Оччччень мне нужны советы старого сверчка...
- Ах ты, столетняя букашка-таракашка! - крикнул Буратино. - Больше всего на свете я люблю страшные приключения. Завтра чуть свет убегу из дома - лазить по заборам, разорять птичьи гнезда, дразнить мальчишек, таскать за хвосты собак и кошек... Я еще не то придумаю!.. Тогда Буратино вскочил на стул, со стула на стол, схватил молоток и запустил его в голову Говорящему Сверчку.
Д:- -Буратино не умеет вести себя , он неряшливый, невоспитанный!
4.)Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.
В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть.
Д:- -Буратино упрям и несговорчив!
5.)- Буратино, мой друг, вы раскаиваетесь наконец?
Он был очень сердит, к тому же у него совсем другое было на уме.
- Очень нужно мне раскаиваться! Не дождетесь...
Д:- -Буратино хвастун!
6.)- Тоже - захотели со мной драться! - сказал Буратино, не обращая внимания на радость Мальвины и Пьеро. - Что мне кот, что мне лиса, что мне полицейские собаки, что мне сам Карабас Барабас - тьфу! Девчонка, полезай на собаку, мальчишка, держись за хвост. Пошли.
Судья: Выслушаем сторону защиты!
(Группа ребят, подготовили выдержки из произведения и зачитывают их)
Учитель следит за правильностью и выразительностью чтения.)
Д:- -Буратино добрый!
1)- Я буду умненький-благоразумненький, папа Карло... Говорящий Сверчок велел мне ходить в школу.
Буратино уткнулся носом в добрые руки папы Карло.
- Выучусь, вырасту, куплю тебе тысячу новых курток...
2.)Буратино всеми силами хотел в этот первый в его жизни вечер жить без баловства, как научил его Говорящий Сверчок.
- Куплю куртку для папы Карло... Куплю новую азбуку...
Д:-- -Буратино очень смелый и выносливый!
3.)Трудно вообразить, чего они только не выделывали, чтобы заставить Буратино раскрыть рот. Если бы во время погони они не обронили ножа и пистолета, - на этом месте и можно было бы окончить рассказ про несчастного Буратино.
Наконец разбойники решили его повесить вниз головой, привязали к ногам веревку, и Буратино повис на дубовой ветке... Они сели под дубом, протянув мокрые хвосты, и ждали, когда у него вывалятся изо рта золотые...
Д:-- -Буратино нравится окружающим, ему помогают,
4.)- Так я же хотел же добыть побольше золотых монет для папы Карло... Я очччень хороший и благоразумный мальчик...
- Не ругаться надо, - проворчал Буратино, - тут помочь надо человеку... Что я теперь буду делать? Ой-ой-ой!.. Как я вернусь к папе Карло? Ай-ай-ай!..Он тер кулаками глаза и хныкал так жалобно, что лягушки вдруг все враз вздохнули:- Ух-ух... Тортила, помоги человеку.
Д:-- -Буратино находчивый! Настоящий друг!
5.)Один Буратино не растерялся. Он навьючил на Артемона два узла с самыми необходимыми вещами. На узлы посадили Мальвину, одетую в хорошенькое дорожное платье. Пьеро он велел держаться за собачий хвост. Сам стал впереди:
- Никакой паники! Бежим!
Д:-- -Буратино решительный , сообразительный и ловкий!
6.)Буратино заметил, сидя на самой верхушке, что конец бороды Карабаса Барабаса, приподнятой ветром, приклеился к смолистому стволу.
Буратино повис на суку и, дразнясь, запищал:
- Дяденька, не догонишь, дяденька, не догонишь!..
Спрыгнул на землю и начал бегать кругом сосны.
Д:-- -Буратино умелый и самостоятельный!
7.) Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветви на высокой сосне... Сам сварил какао на воде.
- Живо! Садись завтракать...
Д:-- -Буратино преданный, настоящий друг,
8.)Друзья кем-то похищены! Они погибли! Буратино упал ничком, - нос его глубоко воткнулся в землю.
Он только теперь понял, как дороги ему друзья. Пусть Мальвина занимается воспитанием, пусть Пьеро хоть тысячу раз подряд читает стишки, - Буратино отдал бы даже золотой ключик, чтобы увидеть снова друзей.
Д:-- -Буратино оптимист! Весёлый и жизнерадостный!
9.)- Ни с места! - приказал Буратино. - Погибать - так весело! Пьеро, говори какие-нибудь свои самые гадкие стишки. Мальвина, хохочи во всю глотку...
- Что - видели? Значит, недаром я мокнул в болоте у тетки Тортилы... В этом театре мы поставим комедию - знаете, какую? - "Золотой ключик, или Необыкновенные приключения Буратино и его друзей". Карабас Барабас лопнет с досады.
Д:-- -Буратино понял важность учения!
10.)- Постойте, ребята, а учиться когда же? - спросил папа Карло.
Все враз ответили:
- Учиться будем утром... А вечером играть в театре...
Судья: Присяжные заседатели! Вы заслушали обе стороны , а теперь составьте сводную таблицу характеристики подсудимого! Вы должны ответить на вопрос –Можно ли дружить с Буратино?
(У ребят карточки которые они крепят по двум сторонам доски и комментируют :столбик с положительными чертами героя больше.)
Секретарь: Встать! Суд и присяжные удаляются для вынесения приговора! Прошу садится!
У:-Ребята, каких качеств у Буратино больше, положительных или отрицательных?
Д:-Больше положительных
У:--А какое из них вы бы назвали главным?
Д:--Буратино -настоящий друг!
У:-А какие пословицы о дружбе вам известны?
Д:--называют пословицы о дружбе. «Старый друг лучше новых двух», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Один в поле не воин», «Сам погибай, а товарища выручай», «Человек без друзей, что дерево без корней», «Последний чай другу наливай» и другие).
Секретарь: Встать ! Суд идёт!
Судья: Оглашается приговор!
-Буратино бывает, груб, но в целом , он добрый, жизнерадостный, настоящий друг, смелый и решительный в опасных ситуациях, поэтому ему открывают тайну золотого ключика. Он озорной, но весёлый и справедливый.
Вот почему Буратино – любимый герой сказок людей многих поколений.
Он – настоящий друг.
- Слушание по делу считаю закрытым. Суд окончен.
V : Итог урока: Рефлексия
У:---Ребята вы довольны решением суда?
Д:--да!
У:--Хотели бы вы иметь такого друга как Буратино?
Д:--Хотели бы!
У:--- Ключиком всегда что-то открывают.
У:--Что для себя открыл Буратино? А вы?
Возможные ответы детей
-Добро и справедливость обязательно победят,
надо уважать родителей,
любое непослушание влечет за собой печальные последствия,
важно за мелким и незначительным увидеть главное.
Им помогла дружба и взаимовыручка
У:--- Удалось ли нашим героям обрести счастье?
Как вы думаете - почему?
У:--- Ребята, сейчас, когда мы закончили работать над сказкой, какие чувства вы испытываете?
Ответы детей
У:--- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
У:--Оцените свою работу в листах оценивания.
У:--А мне очень понравилась работа…(называю)
VI:Домашнее задание:
-Составьте интересные вопросы для викторины по этому произведению, а кто захочет можете нарисовать героев этой сказки.
- Ребята, книга о приключениях Буратино и его друзей так понравилась детям, что они хотели продолжения этой сказки – повести, и вот через много лет современный писатель Леонид Владимирский написал две книги «Буратино ищет клад», и «Буратино в Изумрудном городе», вот они перед вами, можно взять и почитать.
Список литературы:
1.Гулуева Т. «Нестандартные уроки по литературному чтению» 3 класс Корифей 2006г
2. Дедова Я.И. Статья "Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании литературы". http://festival.1september.ru/articles/530658/
3.Долбилова Ю.В. «Нетрадиционные и игровые уроки по литературе» Ростов на Дону Феникс 2010г.
4.ПодласыйИ.П. Педагогика :100вопросов-100ответов -учебное пособие