kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского родного языка. Тема: Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомит с понятием "синонимические словосочетания, предложения", учить употреблять их в речи

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского родного языка. Тема: Можно ли об одном и том же сказать по-разному?»

Тема: Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

Цель: познакомить с понятием «синонимические выражения и предложения», учить употреблять их в речи.

Задачи: Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления учащихся о синонимах. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

Оборудование: учебник «Русский родной язык» О. М. Александрова 4 класс, презентация.

Формируемые УУД:

В сфере личностных УУД:

    • формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;

    • развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;

    • формировать уважительное и бережное отношение к русскому языку.

В сфере регулятивных УУД:

    • формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

    • развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.

В сфере познавательных УУД:

    • развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях.

    • искать, получать и использовать информацию

В сфере коммуникативных УУД:

    • развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

    • воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.


1. Орг. момент

- Когда ты хочешь молвить Слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

2.Актуализация знаний

-Для чего человеку нужна речь?

-В речи важно каждое слово, поэтому мы должны стараться говорить красиво, правильно, дарить друг другу радость общения и тогда добьёмся успеха.

-Откроем тетради, запишем число, классная работа.

Создание проблемной ситуации

- Сегодня мы подробнее остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы догадаетесь сами.

Давайте с вами внимательно послушаем диалог двух мальчиков.

Встречаются два приятеля.
– Что-то я тебя давно не видел, где пропадал?
– Да на даче всё лето трудился!
– А-а... А я вот работаю – без отпуска, который месяц вкалываю...

Какие встретились в диалоге слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое значение.
Трудился, работаю, вкалываю... 

- Как называют такие слова в русском языке?

- А что такое синонимы? А для чего они нам нужны?

Синонимы нужны нам для того, чтобы наша речь была более богатой, красочной, выразительной, разнообразной и точной.

- Когда нам нужно обращаться к словарям синонимов? Для чего?

-Когда пишем изложения, сочинения. Чтобы не было повторов одного слова.

- А могут ли быть синонимами словосочетания или целые предложения? А как вы думаете?

Это и будет тема сегодняшнего урока. Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? Какова главная цель урока? 

узнать могут ли предложения и словосочетания быть синонимами.

Научиться применять полученные знания на практике (использовать в речи не только слова синонимы, но и возможно словосочетания и предложения, расширить свой словарный запас). 

- Поможет нам, достигнуть цели упражнение 1 в учебнике на стр.64.

- прочитайте задание.

- Какой вывод можете сделать?

(Данные словосочетания имеют близкое значение. Таким образом, зная, что синонимы -это близкие по значению слова, то и данные словосочетания и предложения будут синонимами.)

- Правильно, но синонимы в русском языке – это слова близкие по значению. А про предложения и словосочетания принято говорить СИНОНИМИЧЕСКИЕ.

- Дайте определение: Какие словосочетания и предложения называются синонимическими?

Проверьте себя по учебнику с. 64

- А как вы думаете, получится у Вас соотнести синонимические словосочетания? Работа в парах. Вам необходимо соотнести синонимические словосочетания.

Мамино платье цветы в комнате

Комнатные цветы рыцарский турнир

Город у моря платье мамы

Турнир рыцарей читать с выражением

Читать выразительно приморский город

- Проверка по слайду

-У кого всё получилось?

- Как называются такие словосочетания?

Это у вас ребята, хорошо получается, а давайте сейчас вы самостоятельно попробуете заменить словосочетания синонимическими. Готовы?

Упр. 2 с. 64

- Прочитайте задание. Что необходимо сделать?

Образец (на слайде и в учебнике)

ОБРАЗЕЦ: нора лисы – лисья нора

(по вариантам по 3 словосочетания)

Дупло белки - беличье дупло, берлога медведя- медвежья берлога, след зайца – заячий след,

рычание льва- львиное рычание, хвост крокодила- крокодилий хвост, семейство крокодила- крокодилово семейство.

Встаньте у кого всё верно. Молодцы!

Подведём итог.

- Легко ли вам было составлять синонимические словосочетания? Я хочу сказать, что вы молодцы!

- Ребята, а знаете ли вы фразеологизмы с этими словами? (медвежий, львиный, крокодилий)

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Встали! Руки вверх подняли!

Потянулись высоко

И вздохнули глубоко!

Опустили плавно руки...

На уроке - не до скуки!

Теперь за парты сели дружно.

Конечно, поработать нужно!

- Продолжим нашу работу и потренируемся теперь на предложениях.

С. 66 упр.4

-Прочитайте. Что нужно сделать?

- Какое надо вспомнить правило?

-Что такое подлежащее?

Образец: Волной унесло лодку. – Волна унесла лодку.

(Записываем только второе предложение)

Первое предложение все вместе. Дальше по рядам по два предложения.

( Можно советоваться в паре)

Проверка по слайду

- Как называются такие предложения?

Итог урока

- Что такое синонимы?

- Какие словосочетания и предложения называют синонимическими?


- А для чего в русском языке нужны синонимические словосочетания и предложения? ( Речь была более богатой, красочной, выразительной, разнообразной и точной. Помогают более точно выразить мысль.)

-Оцените свою работу на уроке. Что было самым интересным? Что оказалось самым трудным?





Домашнее задание: с.65 упр.3



Поучительный УРОК Познавательный

Какой?



Информационный Поучающий




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского родного языка. Тема: Можно ли об одном и том же сказать по-разному?

Автор: Лариса Леонидовна Лычагова

Дата: 09.03.2022

Номер свидетельства: 601851


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства