Просмотр содержимого документа
«Урок русского родного языка. Тема: Можно ли об одном и том же сказать по-разному?»
Тема: Можно ли об одном и том же сказать по-разному?
Цель: познакомить с понятием «синонимические выражения и предложения», учить употреблять их в речи.
Задачи: Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления учащихся о синонимах. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
Оборудование: учебник «Русский родной язык» О. М. Александрова 4 класс, презентация.
Формируемые УУД:
В сфере личностных УУД:
формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
формировать уважительное и бережное отношение к русскому языку.
В сфере регулятивных УУД:
формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
В сфере познавательных УУД:
развивать речевые навыки при устных и письменных высказываниях.
искать, получать и использовать информацию
В сфере коммуникативных УУД:
развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других.
1. Орг. момент
- Когда ты хочешь молвить Слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
2.Актуализация знаний
-Для чего человеку нужна речь?
-В речи важно каждое слово, поэтому мы должны стараться говорить красиво, правильно, дарить друг другу радость общения и тогда добьёмся успеха.
-Откроем тетради, запишем число, классная работа.
Создание проблемной ситуации
- Сегодня мы подробнее остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы догадаетесь сами.
Давайте с вами внимательно послушаем диалог двух мальчиков.
Встречаются два приятеля. – Что-то я тебя давно не видел, где пропадал? – Да на даче всё лето трудился! – А-а... А я вот работаю – без отпуска, который месяц вкалываю...
Какие встретились в диалоге слова, которые пишутся и звучат по-разному, но имеют одинаковое значение. Трудился, работаю, вкалываю...
- Как называют такие слова в русском языке?
- А что такое синонимы? А для чего они нам нужны?
Синонимы нужны нам для того, чтобы наша речь была более богатой, красочной, выразительной, разнообразной и точной.
- Когда нам нужно обращаться к словарям синонимов? Для чего?
-Когда пишем изложения, сочинения. Чтобы не было повторов одного слова.
- А могут ли быть синонимами словосочетания или целые предложения? А как вы думаете?
Это и будет тема сегодняшнего урока. Можно ли об одном и том же сказать по-разному?
- Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться? Какова главная цель урока?
узнать могут ли предложения и словосочетания быть синонимами.
Научиться применять полученные знания на практике (использовать в речи не только слова синонимы, но и возможно словосочетания и предложения, расширить свой словарный запас).
- Поможет нам, достигнуть цели упражнение 1 в учебнике на стр.64.
- прочитайте задание.
- Какой вывод можете сделать?
(Данные словосочетания имеют близкое значение. Таким образом, зная, что синонимы -это близкие по значению слова, то и данные словосочетания и предложения будут синонимами.)
- Правильно, но синонимы в русском языке – это слова близкие по значению. А про предложения и словосочетания принято говорить СИНОНИМИЧЕСКИЕ.
- Дайте определение: Какие словосочетания и предложения называются синонимическими?
Проверьте себя по учебнику с. 64
- А как вы думаете, получится у Вас соотнести синонимические словосочетания? Работа в парах.Вам необходимо соотнести синонимические словосочетания.
Мамино платье цветы в комнате
Комнатные цветы рыцарский турнир
Город у моря платье мамы
Турнир рыцарей читать с выражением
Читать выразительно приморский город
- Проверка по слайду
-У кого всё получилось?
- Как называются такие словосочетания?
Это у вас ребята, хорошо получается, а давайте сейчас вы самостоятельно попробуете заменить словосочетания синонимическими. Готовы?
Первое предложение все вместе. Дальше по рядам по два предложения.
( Можно советоваться в паре)
Проверка по слайду
- Как называются такие предложения?
Итог урока
- Что такое синонимы?
- Какие словосочетания и предложения называют синонимическими?
- А для чего в русском языке нужны синонимические словосочетания и предложения? ( Речь была более богатой, красочной, выразительной, разнообразной и точной. Помогают более точно выразить мысль.)
-Оцените свою работу на уроке. Что было самым интересным? Что оказалось самым трудным?