kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка во 2 классе по теме: "Словообразующая функция ударения".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ударение.Словестное и логическое (смысловое) ударение в словах. Ударный слог. Подвижное ударение. Работа с орфоэпическим словарем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка во 2 классе по теме: "Словообразующая функция ударения".»

УДАРЕНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ).

СЛОВООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ УДАРЕНИЯ.


Освоение предметных знаний (элементы содержания):

Ударение. Словесное и логическое(смысловое) ударение в предложении. Ударный слог. Подвижное ударение. . Работа с орфоэпическим словарём. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.

Понятие: орфоэпический словарь.

Словарь: капуста.

Характеристика деятельности учащихся:

Определяют ударение в слове. наблюдают за ролью словесного ударения. различают ударные и безударные слоги. наблюдают над разноместностью и подвижностью русского ударения. В орфоэпическом словаре находят информацию о произношении слова.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: Понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения.

Личностные УУД: Проявляют познавательный интерес к изучению русского языка.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: Принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск её реализации.

Предметные(общеучебные компетенции): Используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. Логически анализируют информацию, делают выводы.

Коммуникативные УУД: Определяют общую цель и пути её достижения; умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих.


Русский язык – один из мировых языков. Слова – «строительный материал» языка.













ХОД УРОКА

I. Орг. момент

  • Сегодня у нас на уроке гости. Поздороваемся с ними.

  • Посмотрите друг на друга, улыбнитесь своему соседу.

  • Здравствуйте, садитесь . Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

  • Внимательно смотрите и увидите!

  • Внимательно слушайте и услышите!

  • Думайте и всё обязательно получится!

  • Я тетрадь свою открою и наклонно положу. (пальчиковая гимнастика)

  • Запишите число, классная работа. Выделите орфограммы.


II. Актуализация знаний и постановка цели урока

  • Послушайте стихотворение, скажите о чем оно?

Я скачу, скачу, скачу,

И ударю, где хочу!

В речи многое я значу,

Облегчаю вам задачу:

Слово трудное понять,

Его верно применять. (ударение)


  • Сегодня на уроке вы продолжите открывать секреты ударения .

  • Предлагаю организовать исследования, отправившись в Африку. А поможет нам в этом:

В красной книге он записан,

В жаркой Африке прописан, у него есть нос и рог, Зверь тяжелый (НОСОРОГ)


Что вы знаете о носороге?

Самое толстокожее млекопитающееэто носорог.


Это крупные животные, до 4 метров в длину и почти 2 метров в высоту.


Днём носороги спят, активными их можно застать в сумерках и ночью.


Главное оружие носорогаего рог, который находится на носу и на лбу. Рог вырастает в длину до 1 метра.

Есть носороги с одним и с двумя рогами.


В зоопарках носороги чувствуют себя хорошо, доживают обычно до 50 лет.


Носорогиэто довольно шумные животные: они фыркают, сопят, урчат, визжат, мычат.

Самки хрюкают, подзывая к себе детенышей, которые повизгивают, потеряв из вида свою мать

Хрюканье можно услышать, когда животные мирно пасутся.

Потревоженные издают звуки, похожие на громкий храп.


у носорогов очень плохое зрение, они близоруки, а вот слух и нюх у них очень хорошо развиты.




  • Слух, как у носорога нам сегодня очень пригодится. А его рог по форме очень напоминает... ударение.

Нам носорог задает вопрос

Вопрос мой прост и краток,-

Промолвил носорог,

Что лучше - сорок пяток

Или пяток сорок?


  • Какая проблема возникла у носорога?

  • Определим цель нашего исследования. ( Определять в словах ударение, наблюдать за ударением, раскрывать тайны ударения)


III. Изучение нового материала

  • Предлагаю позвать друзей Носорога. (Показываю картинки: жираф, зебра, крокодил). Запишите слова в тетрадь

  • Позови друга, поставь ударение в словах.

  • Мы выполняли акустическое форсирование части слова при его произнесении.

  • Как называется этот приём? (Ударение)

  • Что такое ударение?(Выделение голосом одного из слогов в слове,

  • Какие буквы есть в русском языке? (Гласные, согласные и буквы не обозначающие звуков)

  • На какие звуки может падать ударение в словах?(На гласные)

  • Как называется слог, на гласный в котором падает ударение?(Ударный или безударный)

  • Чем отличается ударный слог от безударного? (Тянется дольше, произносится громче)

2. Разгадка первого секрета: Обозначение разноместности русского ударения. Соотнесите слогоударные схемы слов с картинкой. (жираф, зебра, крокодил)






- Чем различаются схемы слов? (Количеством слогов, местом ударения)

- На какие по счету слоги падает ударение в словах?


Вывод:

УДАРЕНИЕ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ РАЗНОМЕСТНОЕ. ОНО МОЖЕТ НАХОДИТЬСЯ НА ЛЮБОМ СЛОГЕ СЛОВА.


3. Словарная работа.

Чем кормят носорога в зоопарке?

Носорог — травоядное животное. Основная пища для него трава. 

В зоопарке носорогу дают траву и сено

  • Если в зоопарке живет черный носорог, то в его рацион обязательно добавляются ветки и листья


Разгадайте загадку и узнаете любимое блюдо носорога.

Поздним летом в огород

Собирается народ .

Зрел всё лето урожай !

Что собрали ? Отгадай !

Здесь весною было пусто.

Летом выросла… (капуста)



*Слово капуста произошло от слова капут, которое в латинском языке означало «голова». Действительно, кочан капусты похож на голову.


  • Запишем слово КАПУСТА, выделим ударение, подчеркнём гласную в первом безударном слоге.

  • Подберём однокоренные слова к слову капуста.

(Капуста - капустный, капустница, капустник (в трёх значениях)

КАПУСТНЫЙ (лист, прилагательное), КАПУСТНИЦА (бабочка, гусеница которой поедает капусту), КАПУСТНИК местн. - Огород, поле, засаженные капустой. КАПУСТНИК - Пирог с капустой.)


4. Разгадка второго секрета: Смысловая роль ударения в омонимичных словах.


Наблюдение над словами, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разный смысл.


 Капуста, начавшая завиваться в кочан,  вообще кочан капусты называется вилок.

 


  • Почему слова, которые написаны одинаково имеют разный смысл? (произносятся по-разному, ударение определяет лексическое значение слов вИлок- вилОк)


  • От чего зависит смысл слова? (от ударения)

  • Какую роль играет ударение в схожих по написанию словах? (смысловую)


  • Почему носорог не может выяснить что лучше: Сорок пяток или пяток сорок? (Не знает, что ударение определяет лексическое значение слов.)


  • Перестановка ударения с одного слога на другой меняет смысл (значение) слова.


  • Найдите слова- близнецы в этих стихотворениях.

Купив жене кольцо в подарок, Сэр Генри возвращался в зАмок. Ворота он открыть

не смог: Дворецкий поменял замОк.


Лечили кошке оба Уха:

Боялись, что лишится слуха.

У кока лёгкая рука:

Из щук отличная ухА!



А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?


  • Выполним задание только, наоборот: догадайтесь по смыслу, куда падает ударение.


– Подчеркните одинаковые по написанию слова. Поставьте в них знак ударения, объясните ваш выбор. (Работа на карточках парами)


Ухо - это орган слуха.

В зале звучал орган.


Дети пили молоко.
Пили бревно ровно.


  • Учить уроки просто мука.
    На пол сыплется мука.


Вывод: УДАРЕНИЕ ПОМОГАЕТ РАЗЛИЧАТЬ ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ПО НАПИСАНИЮ СЛОВ.

1) Разноместное.

2) Определяет лексическое значение слов.

3) Подвижное.


4.Культура речи. Орфоэпические нормы.

- Повторим секреты русского ударения. Оно...



- Русский язык очень богат и разнообразен. Зачастую, в разговорной речи люди делают ошибки на постановку ударения при произношении. Исправить это или уточнить правильное произношение помогает орфоэпический словарь.


Существуют определённые нормы произношения:

неправильно говорить звоIнит, а правильно — звониIт.


- Попробуем правильно употребить слова в речи, назвав предметы:


(на доске)

свёкла щавель торты


Знакомство с «Орфоэпическим словарём» в учебнике (с. 134).

Проверка правильности произношения слов по «Орфографическому словарю».

IV. Рефлексия

- Спишите, поставьте ударение.

- Подчеркните слова, одинаковые по написанию, но имеющие разное лексическое значение, обозначьте в них ударение.

Солнце село за село.

IV. Итог урока.

  • Какие секреты мы открывали на уроке?

  • Где можно проверить правильность постановки ударения? (В орфоэпическом словаре)


Домашнее задание

(с. 70 упр. 105,)











8



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок русского языка во 2 классе по теме: "Словообразующая функция ударения".

Автор: Килякова Светлана Николаевна

Дата: 26.10.2018

Номер свидетельства: 482229


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства