Систематизировать знания детей об имени прилагательном, как о части речи.
Совершенствовать умения писать безударные падежные окончания, развивать орфографическую зоркость.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, интерес к изучению языка
- Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, умение работать в паре.
- Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять текст из предложений, ответы на вопросы.
ΙОрганизация класса.
ΙΙ. Актуализация знаний.
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Внимательно посмотрите на данную запись. Что нужно сделать, как вы думаете?
(на доске)
быстрый – медленный
сухой –
глубокий –
война –
глупый –
Если вы правильно выполните задание, то узнаете первую букву в цепочке для минутки чистописания.
Какая пара слов лишняя? Почему?
Какую букву будем писать первой?
Цепочку продолжат буквы, которые встречаются в окончании прилагательных мужского рода в родительном падеже.
мого мего
Напишите эту цепочку до конца строчки.
III. Орфографическая разминка
(на доске)
... дело, лучше ... безделья ... правда лучше, чем ... ложь.
Дополните пословицы, записанные на доске.
Какой частью речи являются эти слова?
Что ещё вы можете о них сказать?
Что такое антонимы?
Прочитайте глазками ту пословицу, которая вам больше нравится. Запомните.
Письмо по памяти.
Назовите в первой пословице родственные слова. Выпишите их. Какой частью речи являются эти слова? Образуйте от имени существительных прилагательные.
– дело, безделье, деловой, деловитый
Разберите слова по составу.
IV. Формулирование темы и цели урока.
Послушайте и скажите: какая часть речи могла бы так сказать о себе?
"Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны, Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь".
Сегодня на уроке мы с вами обобщим знания об имени прилагательном. А для этого я предлагаю вам вместе со знакомыми нам героями с Запятайкиным и Олей отправиться в страну Акитаммарг на остров прилагательных.
Помните, как в сказке про "Золушку":
"Жители сказочного королевства, а жители сказочного королевства?" Хотите, хотя бы ненадолго, стать жителями сказочного королевства "Акитаммарг"?
Тогда я предлагаю вам вместе с Олей побывать на острове прилагательных и выполнить задания, которые приготовил для Оли Запятайкин.
V. Обобщение изученного и систематизация изученного.
Первое задание от Запятайкина. Угадай о чем идет речь?
– честный, стойкий, оловянный ...
– большой, пустынный, двугорбый ...
– новая, интересная, библиотечная ...
– сладкое, сливочное, холодное ...
– большой, коричневый, косолапый ...
Какая часть речи помогла вам узнать предметы?
Что же такое имя прилагательное?
Как изменяется имя прилагательное?
От чего зависит падеж, число имени прилагательного?
Что можно сказать о прилагательном множественного числа?
Каким членом предложения обычно являются имена прилагательные?
"Существительное с прилагательным Живет на редкость дружно. Изменит окончание, Когда ему так нужно. Оно его не бросит В воде и на земле. Стоит в одном с ним роде, Числе и падеже"
А теперь (у вас у каждого на парте карточки) следующее испытание:
Упражнение 1
Прочитайте фразеологические обороты. Объедините их попарно в зависимости от значения. Составленные группы напишите. Обозначьте род и падеж прилагательных. Выделите окончания.
С открытой душой, мякинная башка, задеть больную струну, пустая голова, наступить на любимую мозоль, от чистого сердца, бить баклуши.
Какой фразеологический оборот остался без пары?
(бить баклуши) - как его заменить одним словом?
И у нас следующее задание.
Ой! Что это?
На доске: "В этом сказочьмым наряди иловия ветка козалась страшной чюдовищем".
"Долой все падежи на свете! Пусть будут неучами дети ". Злая колдунья Двойка.
Вот это да! Давайте поможем Оле исправить ошибки. Докажем, что мы знаем орфограммы. И правильно запишем в тетради предложение.
"В этом сказочном наряде еловая ветка казалась страшным чудовищем".
Выполните морфологический разбор любого прилагательного из данного предложения.
Упражнение 2 (на карточке)
Прочитайте предложения. Составьте из них текст, ориентируясь на падежи имен прилагательных женского рода. Они должны следовать в порядке склонения. Если прилагательное в одном и том же падеже употреблено дважды, учитывайте последовательность событий. Выделите окончания прилагательных женского рода.
Она произошла от дик... кошки, но неизвестно, от какой именно, потому, что это было очень давно.
Европейцы, наоборот, не дорожили даже самой красив... кошкой.
Если домашн... кошку настигал трагический исход, то египетскую семью и всю прислугу одевали в траурную одежду. Считалось, что в люб... кошке заключен дьявольский дух.
Если смерть убивала храмов... кошку, то в траур одевался целый город.
Многие народы, поклонялись домашн... и храмов... кошке.
Домашн... кошка с давних времен живет рядом с человеком.
VI. Итог урока.
Вы справились со всеми предложенными заданиями. Думаю, вы убедились, что прилагательные – очень нужная часть речи. Без них речь бедная, невыразительная, неточная. И Запятайкин остался доволен вашими знаниями. Но пора возвращаться в класс.
Ученик: "Очень занимательное – Имя прилагательное. Трудно будет без него, Если пропадет оно. Ну, представь-ка себе это: Как без признаков предмета Будем спорить, говорить Веселиться и шутить? Что тогда получится? Стоит разве мучиться? Не скажем мы «прекрасное» Не скажем «безобразное» Не скажем маме: «Милая, Красивая, любимая». Отцу, и брату, и сестре Не сможем говорить нигде Эти замечательные При - ла - га - тель - ные Чтобы все отличным стало Разных признаков не мало Будем всюду замечать И к месту в речи их вставлять".
Рефлексия.
– Оцените свою деятельность на уроке:
–Все ли у вас получилось? Что вызвало затруднение?
– Что было наиболее интересным?
Литература:
Г.А. Бакулина «Интеллектуальное развитие школьников на уроках русского языка». 3 класс. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 216 с.
О.Л. Соболева, В.В. Агафонов «Тайны страны Акитаммарг, или удивительные приключения с Запятайкиным» Изд – во «Феникс», Ростов-на-Дону, 1994. – 240 с., илл.