Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме:"Части речи"»
Тема: Повторение знаний по теме «Части речи»
Цели:
Образовательная: Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки распознавания частей речи по их признакам. Развивающая: Способствовать развитию мыслительных навыков, необходимых для учебы и обычной жизни. Развивать творческое мышления, внимание, орфографическую зоркость, расширять словарный запас детей.
Воспитательная: Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, правильной самооценки. Воспитывать любовь и уважение к природному наследию Забайкалья. Оборудование: доска, компьютер, учебник, презентация, карточки с заданиями для каждой группы Тип урока: повторно-обобщающий.
- Что вы можете сказать, глядя на эти слова? Как их можно назвать одним словом?
- Вы догадались, какова тема нашего урока?
- Какие мы поставим цели? Молодцы!
4. Повторение пройденного материала о частях речи.
- На какие группы делятся части речи (самостоятельные и служебные)
- Назовите самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение, имя числительное). Служебные (предлог, союз, частица). Молодцы!
- Ребята вам приготовили загадки о частях речи. Мы с вами внимательно послушаем.
1. Повторение об имени существительном.
1.Ученик загадываёт загадку:
-Давно живу я в мире этом,
Даю название предметам.
Я - самая представительная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это я. Я наиболее самостоятельная часть речи. Уже от меня образуются другие части речи. Первобытный человек, познавая природу, давал название предметам, явлениям, поэтому я самая древняя часть речи. Ребята, помогите мне, расскажите, почему я такая важная часть речи.
- Ученики называют (Отвечает на вопросы: Кто? Что? и вопросы косвенных падежей. Имеет постоянные признаки (одушевленность - неодушевленность, род, склонение), изменяется по числам и падежам.)
- Учитель: Правильно – имя существительное – самая представительная часть речи, самая существенная. Она появилась в речи, по мнению ученых, в числе самых первых слов. И это понятно, ведь человек с рождения смотрит на мир и хочет назвать всё то, что его окружает.
Определите падеж существительных (живет в норе, сорвал травинку, цветы папоротника, найти добычу, занят охотой).
4 Разобрать как часть речи слово (по) тропинке …
Проверка (отвечает один из группы, остальные слушают и оценивают).
- Молодцы! Хорошо справились, все доказали.
Повторение об имени прилагательном.
1.Ученик: Определяю я предметы
Они со мной всегда предметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
Родился я с очень покладистым характером. Мне было страшно и грустно. И я подружился с другой частью речи. Вместе – дружба, вместе – служба.
Название мое в переводе с греческого означает «эпитет», а с латинского - «прибавление», «приложение». Что я за часть речи?
- Как определить род, число, падеж у прилагательного? (по существительному)
- Для чего служат прилагательные? (украшают нашу речь, точнее описывают предмет)
- Какие типы текстов вы знаете? (описание и повествование)
- В каких текстах больше всего прилагательных и почему?
2. Определение типа текста.
Каждая группа получает текст.
Настроение людей зависит от состояния природы, от погоды. С наступлением теплых солнечных дней люди больше времени проводят на природе, наблюдая за ее оживлением. Все любуются происходящими явлениями и радуются солнцу, теплу и свету.
Одна из птиц, появляющаяся в конце марта, - зяблик. Весной самец –зяблик- настоящий красавец: верх головы голубой, лоб чёрный, щеки, горло и грудь коричнево-красные, спина рыжевато-бурая, у хвоста зеленая, хвост и крылья черно-серые с желтыми краями. Издали зяблика легко заметить по широким белым полосам поперёк крыльев и вдоль хвоста. Размером он с воробья.
3. Люди с древних времён любили слушать соловьиные трели. Кроме того, приметили, что с началом соловьиного пения совпадает начало дружной тёплой весны. Поэтому, видимо, и отмечали праздник Соловьиный день 15 мая. Пение птиц – это не просто забава, это сигнал другим птицам о том, что участок уже занят, здесь он хозяин.
4. Чуть позже прилетают дрозды. Дрозд размером с голубя. Узнать его легко по многочисленным бурым пятнам на брюшке и желтовато-белой грудке. Спинка у птицы серенькая. Так же рано прилетает зарянка. Эту маленькую птичку, которая чуть меньше воробья, просто отличить от всех певчих птиц: лоб, бока головы, шея – красные, горло и грудь оранжево-рыжие, брюшко белое.
(На слайдах – птицы- зяблик, соловей, дрозд, зарянка)
-Какая часть речи помогла нам узнать больше о птицах?
-Назовите несколько этих прилагательных.
Молодцы! Давайте, послушаем голос зяблика. (звучит запись голоса зяблика)
ФИЗМИНУТКА:
Существительное – школа, Не и ни у нас частицы,
Просыпается – глагол, Нам их надо повторять.
С прилагательным веселый И при этом не лениться,
Новый школьный день пришел. И ни часу не терять!
Встали мы – местоименье, После школы, как известно,
Бьет числительное семь. Мы катаемся в санях.
За ученье, без сомненья, Здесь особенно уместны
Приниматься надо всем. Междометья ох и ах.
Мы наречием отлично А потом у теплой печи
На уроках дорожим, Повторяем части речи!
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
- Все ли части речи названы в стихотворении? (нет союзов и предлогов)
- Какое новое слово встретилось в стихотворении?? (Междометие)
Основное назначение междометий - обозначение эмоциональных и волевых переживаний, но не для их названий, поэтому они не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Они составляют отдельную группу.
Повторение о глаголе.
1.Ученик: Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – все в действие придет:
Блестит река, пестрят луга
И процветает Забайкалье!
Я – настоящий богатырь среди частей речи. Никакая часть речи не имеет столько форм. Я – хороший работник, всегда при деле, всегда с кем-то связан. Дружу с другими частями речи. По частоте употребления я занимаю второе место. Что я за часть речи?
-Назовите, по каким признакам определяется спряжение глаголов?
-Какие глаголы-исключения знаете?
2. Работа в учебнике с.113, упр. 312
Выписать глаголы с пропущенным окончанием, определить спряжение.
Сверка..т, суш…т, плеска..т, клон…т, ослепля..т.
Самопроверка (слайд)
4.Повторение о местоимении.
Ученик: Я о себе такого мненья:
Огромна роль моя:
Я делу отдаюсь сполна.
Я заменяю имена.
Мой мир широк и разнообразен. Без меня нет языков. Я заменяю известную часть речи. Кто я!
- У местоимения мы можем определить лицо. Назовите 1,2 и 3 лицо местоимения.
Итог урока: А сейчас мы проверим, хорошо ли вы повторили части речи. Игра «В свои ворота»
Задание : Я вам буду читать слова, а вы работаете в группах (ловите мячи - слова):
Проверка. Один отвечает – остальные внимательно слушают..
-Какие слова не выписали? (пятый – числ., долго- нареч.)
- Какие слова несут негатив? Почему? Можно ли заниматься браконьерством? Какую беду приносят пожары?
- Кто заметил, на какую тему были тексты? (природа Забайкалья) Для чего? Нужно ли охранять природу? Конечно же, ведь мы проживаем в Забайкалье и должны беречь все, что нас окружает.
-Что обобщали?
-Пригодится это вам когда – нибудь?
-Какую цель ставил каждый для себя в начале урока – выполнил?
--Прочитайте выражение и скажите, уместно ли оно на сегодняшнем уроке?(слайд)
«Наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок и, когда надо, используем»
(Да, т.к. мы используем части речи постоянно).
Домашнее задание: 1.Сочинить стихотворение, сказку, рассказ про части речи, или нарисовать как вы их себе представляете. Остальные – записать по 2 слова каждой части речи. (слайд)
-Оценки с комментированием. Дети помогают оценивать свою работу и работу товарищей.
Рефлексия.
Обведи кружочком цифру с высказыванием.
Я: 1. Доволен собой.
2. Не совсем доволен своей работой.
3. Не доволен своей работой.
Дело: 1. Вспомнил все части речи.
2. Допускаю ошибки в распознавании частей речи.
3. Так и не научился распознавать части речи.
Мы: 1. Принимал активное участие.
2. Не совсем доволен своей работой в группе.
3. Не доволен своей работой в группе.
- Спасибо всем за урок! Молодцы, работали активно, повторили самое главное. На следующих уроках продолжим эту работу.